RU (495) 989 48 46
Пленка на бампер

АНТИГРАВИЙНАЯ ЗАЩИТА БАМПЕРА

 

Срок давности административного нарушения


Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 - 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

www.zakonrf.info

Срок давности по административным правонарушениям

Понятие сроков давности используется как в гражданском, так и в уголовном и административном праве. Учитывая отсутствие или минимальный уровень общественной опасности административных правонарушений, сроки давности по ним значительно ниже, чем могут быть в гражданских и, тем более, уголовных процессах. Тем не менее, вопрос их применения строго регламентирован действующим российским законодательством. Также, применение сроков давности по административным проступкам может зависеть от целого ряда дополнительных нюансов.


Оглавление: 
 1. Правовое регулирование сроков давности по административным делам
 2. Срок действия административного наказания
 3. Исключения из общеустановленных сроков давности
 

Правовое регулирование сроков давности по административным делам

Основным законодательным актом, который регулирует понятие сроков давности и их применение по отношению к административным правонарушениям, является непосредственно КоАП РФ. В частности, вопросы применения сроков давности в административном делопроизводстве рассматриваются конкретно положениями ст. 4.5 КоАП РФ. Данная статья раскрывает исчерпывающий общий порядок применения сроков давности к административным правонарушениям, а также даёт полный перечень ситуаций, в которых может применяться особый порядок рассмотрения дел и исчисления сроков давности по таковым.

Обратите внимание

Понятие сроков давности, а также практика их применения в административном делопроизводстве является куда более простым и часто используемым в сравнении с уголовными делами. Обеспечивается это отсутствием общественной опасности в административных правонарушениях и, как следствие, меньшим размером возможных наказаний в большинстве случаев.

В целом, согласно положениям вышеупомянутой статьи КоАП, сроки давности по делам, касающимся административных правонарушений в общих случаях составляет два месяца с момента совершения такового наказуемого деяния. В случае же, если вопрос о наличии состава административного правонарушения должен быть разрешён непосредственно судьёй – то срок давности исчисляется тремя месяцами с момента совершения проступка.

Важный факт

Следует различать понятие сроков давности, которые применяются к правонарушению, за которое ещё не было назначено наказание со сроком действия административного наказания.

Срок действия административного наказания

Различия между административным наказанием и сроком давности по административным правонарушениям является крайне важным в некоторых ситуациях. В частности, учитывая тот факт, что совершение повторного административного нарушения в период действия наказания является отягчающим обстоятельством и может влечь за собой более тяжелые последствия и санкции, накладываемые по решению суда. Кроме этого, существует и ряд других нюансов, которые вызывают определённые ограничения на время действия административного наказания.

Порядок длительности административного наказания рассматривается положениями ст. 4.6 КоАП РФ, каковая предусматривает его в едином формате. А именно – длительность административного наказания составляет год со дня составления постановления о применении административного наказания. По прошествии такового года административное наказание снимается и лицо не может подвергаться никаким возможным ограничениям по причине несения им административной ответственности в прошлом. То есть – считается полностью не подвергавшимся административной ответственности.

Обратите внимание

Если в качестве административного наказания был выбран арест, максимальная длительность какового по административным правонарушениям может составлять лишь 30 суток, общая длительность наказания всё равно составляет год.

Исключения из общеустановленных сроков давности

Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ. При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк. В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.

В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:

Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования. К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.

Обратите внимание

Порядок расчета сроков давности для длящихся административных проступков является иным, чем для длящихся уголовных преступлений. Вне зависимости от того, было ли завершено течение длящегося проступка, либо он продолжает иметь место, сроки давности высчитываются с момента начала совершения такового правонарушения.

Приостановление порядка течения и исчисления сроков давности по административным правонарушениям также не зависит от того, скрывается ли подозреваемое в совершении такового правонарушения лицо от правосудия, или нет. И допускается исключительно в единственном случае. Таковым случаем является перенос места рассмотрения дела относительно правонарушения по ходатайству подозреваемого в нём лица для рассмотрения по его месту жительства. В иных ситуациях никакие иные факторы не  могут служить основанием для прекращения исчисления сроков давности.

Отдельные нормативы по исчислению сроков давности и дополнительные ограничения, касающиеся момента начала их исчисления, затрагивают вопросы правонарушений, совершённых на территории Антарктики, применения допинга участниками спортивных соревнований, а также некоторых других вопросов, касающихся государственных оборонных заказов.

В целом же, как уже оговаривалось выше, по большинству правонарушений административного характера применяются двухмесячные сроки давности, по истечении которых лицо не может быть привлечено к ответственности. Тем не менее, следует помнить, что применение сроков давности возможно, как по инициативе ведущего делопроизводство органа, так и по ходатайству самого подозреваемого в свершении административного проступка.

Загрузка...

pravo.moe

Критерии длящегося административного правонарушения

Адвокат, к. ю. н. Виталий Шакин, специально для Клерк.Ру

E-mail: [email protected]
Тел. 8-926-533-45-83
http://shakin-v-shakina.ru

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует самые различные сферы общественных отношений, поэтому можно уверенно предположить, что не найдется такой коммерческой организации, которая ни разу не совершила бы административное правонарушение.

В связи с этим весьма актуальным для юридических лиц (как впрочем и для других субъектов, которые могут быть привлечены за административное правонарушение) является вопрос о сроках давности привлечения к административной ответственности.

Как установлено в ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Это так называемый общий срок давности. За нарушения ряда иных отношений (за нарушение законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства и др.) предусмотрен более длительный специальный срок, который равен одному году со дня совершения административного правонарушения.

Если было совершено простое правонарушение, то вопросов по применению приведенных сроков давности, как правило, не возникает. Например, если 1 апреля 2005 года был выявлен факт продажи товаров без применения контрольно-кассовой машины (ст. 14.5 КоАП РФ), то привлечь организацию к ответственности возможно только до 2 июня 2005 года.

Ситуация меняется, если правонарушение является длящимся.

Как указано в ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные в ч. 1 статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом закон не раскрывает понятия длящегося правонарушения, что приводит к возникновению споров относительно применения сроков давности при совершении отдельных правонарушений.

Следует отметить, что при анализе поставленной проблемы не будет рассматриваться вопрос о том, насколько целесообразно и правомерно по длящимся правонарушениям устанавливать срок исчисления давности с момента их обнаружения. Поставленная задача заключается в другом: найти те критерии, которые помогут отличить длящееся административное правонарушение.

Так, предположим, что организация, суммарная стоимость активов по последнему балансу которой превышает 100 тыс. (на настоящий момент 2 млн.) установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, приобрела 15 февраля 2004 года определенную долю в другом обществе (в соответствии с надлежащим договором). Согласно ст. 18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» организация в течение 45 дней с момента совершения данной сделки должна уведомить об этом антимонопольный орган.

Допустим, что юридическое лицо не выполнило данной обязанности (не направило уведомление в государственный орган до 1 апреля 2004 года). Это означает, что было совершено правонарушение в области антимонопольного законодательства – не предоставление соответствующего уведомления в антимонопольный орган (ст. 19.8 КоАП РФ).

Срок давности по таким правонарушениям равен одному году. Но с какого момента следует его исчислять?

Например, антимонопольный орган обнаружил факт совершения правонарушения 4 апреля 2005 года и 8 апреля 2005 года принял решение о привлечении организации к ответственности. Следует ли признать решение государственного органа незаконным, поскольку с момента окончания срока уведомления о сделке (с 1 апреля 2004 года) прошло более года? Или же данное решение обоснованно, поскольку с момента обнаружения правонарушения (4 апреля 2005 года) прошло менее года?

Если признать правонарушение простым, то после 1 апреля 2005 года организацию нельзя привлечь к ответственности, так как прошел год с момента его совершения. Соответственно, решение государственного органа незаконно.

Если же признать правонарушение длящимся то, срок в один год будет исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с 4 апреля 2005 года. Соответственно, решение государственного органа будет вполне правомерным.

Тем самым ответ на вопрос о том, можно ли в приведенном примере привлечь организацию к административной ответственности, зависит от того, будет ли признано правонарушение, предусмотренное ст. 19.8 КоАП РФ, длящимся или не будет признано таковым.

Следует отметить, что по своей сути рассматриваемое в примере правонарушение представляет собой нарушение субъектом предусмотренной законом обязанности, при том, что обязанность должна была быть исполнена к установленному в законе сроку. Именно по подобным правонарушениям возникает проблема отнесения их к простым или к длящимся.

Ни в теории, ни в практике не дается окончательного ответа на вопрос о том, признавать ли неисполненную к установленному законом сроку обязанность длящимся административным правонарушением или нет. Одни авторы считают, что это длящиеся правонарушения, другие – придерживаются иной позиции, при том каждая из сторон приводит свои аргументы.

Государственные органы в своей практике в большинстве случаев исходят из того, что подобные правонарушения являются длящимися, что вполне естественно, так как в таком случае контролирующие органы получают дополнительные возможности по воздействию на организации. Фактически в таком случае государственные органы продляют срок давности на неизвестное время, так как обнаружено правонарушение может быть не скоро.

Так, в Письме ГТК РФ от 27 мая 2002 г. N 01-06/20585 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся» указано: «… в случае, когда в соответствии с нормативными правовыми актами по таможенному делу обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, с момента истечения такого срока правонарушение является оконченным, однако противоправное деяние, заключающееся в невыполнении указанной обязанности, продолжает длиться до его прекращения» 1.

В обоснование того, что подобные правонарушения являются длящимися, специалисты обычно ссылаются на то, что обязанность по уведомлению антимонопольного органа никуда не исчезает и после того, как прошел срок, установленный законом: установленная законодательством обязанность не прекращается в момент наступления установленного для ее исполнения срока. Лицо продолжает быть обязанным исполнить действия, предписанные законом.

Исходя из изложенного, делается вывод, что правонарушение «протекает» во времени (обязанность продолжает не исполняться), что характерно для длящихся правонарушений.

Опровергая данную позицию, авторы, не относящие подобные правонарушения к длящимся, указывают, что не совершение лицом определенной обязанности означает не только само действие (бездействие), но и его результат. Следовательно, делается вывод, что основу противоправных деяний, заключающихся в неисполнении обязанности к определенному сроку, составляет именно фактическое неисполнение (неуведомление – в приведенном примере). Соответственно окончено такое деяние тогда, когда истек срок исполнения обязанности (истек срок подачи заявления в антимонопольный орган). С данного момента и следует исчислять срок давности привлечения к ответственности.

Представляется, что расхождение позиций и дискуссия по рассматриваемому вопросу являются следствием несовершенства административного законодательства. Для сравнения, например, в уголовном праве таких проблем нет.

В УК РФ установлено, что сроки давности исчисляются со дня совершения преступления до момента вступления приговора в законную силу. В связи с особенностью уголовно-правовых отношений в срок давности привлечения к уголовной ответственности включается все время, прошедшее до обнаружения преступления и после этого – до приговора суда. При этом ч. 2 ст. 9 УК РФ определяет время совершения преступления – это время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Поэтому срок давности по всем уголовным преступлениям начинает исчисляться с одной даты – с момента совершения деяния, независимо от того, является ли данное преступление длящимся или нет, обнаружено оно или нет.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, как уже указывалось, не содержит понятия длящегося правонарушения, и кроме того, устанавливает различный момент начала исчисления срока давности по простым и по длящимся правонарушениям, не определяя при этом, что является днем совершения правонарушения.

Данные недостатки, должны быть устранены только законодательным путем. Например, представляется вполне приемлемым, установление в законе единого начала исчисления срока давности – с момента совершения противоправного деяния. Однако, до внесения изменений необходимо обозначить более четкие критерии, которые позволили бы на практике разграничивать простые и длящиеся административные правонарушения.

В общем смысле длящееся правонарушение – это действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административного наказания, оканчивающееся вследствие действия самого лица, направленного к прекращению правонарушения, либо наступления событий, препятствующих его совершению, либо, когда отпадает сама обязанность, невыполнение которой составляло содержание правонарушения.

Тем самым для длящегося правонарушения характерно начало его осуществления – с момента, когда лицо нарушило закон, и фактическое окончание его совершения – когда лицо само перестало его совершать или правонарушение было пресечено. При этом на всем протяжении (от начала до окончания) длящееся правонарушение является юридически оконченным, что определяет возможность привлечения лица к ответственности. То есть с момента начала совершения противоправного деяния длящееся правонарушение является юридически оконченным, но деяние продолжает осуществляться дальше, до его фактического прекращения.

У недлящихся правонарушений момент начала совершения противоправного деяния совпадает с моментом юридического окончания правонарушения и моментом фактического окончания осуществления правонарушения.

Таким образом, можно условно обозначить, что если при совершении правонарушения имеется возможность его пресечения со стороны государственных органов или же сохраняется возможность прекращения его совершения самим лицом, то это длящееся правонарушение. Именно это и является характерным признаком длящихся правонарушений. Если же таких возможностей нет (поскольку правонарушение фактически окончено когда и начато) – то это обычное правонарушение.

В качестве примера первого правонарушения можно привести ст. 5.32 КоАП РФ, в которой предусмотрена ответственность за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах. Правонарушение будет окончено фактически лишь тогда, когда либо сам руководитель устранит свое нарушение или на это укажут ему уполномоченные органы.

В случае с неуведомлением антимонопольного органа возможности пресечения или прекращения правонарушения нет. Лицо не может вернуть время назад и отправить уведомление в срок. Даже, если лицо направит уведомление, то оно все равно может быть привлечено к ответственности за нарушение сроков. Пресечь правонарушение государственные органы также не могут, так как оно уже совершено, уже нарушены сроки. Можно только потребовать представить уведомление, но это не устранит факта совершения правонарушения.

Таким образом, представляется более обоснованной, логичной и последовательной позиция, в соответствии с которой противоправные деяния, заключающиеся в неисполнении обязанности к определенному сроку, не являются длящимися. Соответственно исчисление сроков давности по таким правонарушениям следует осуществлять с момента их совершения, когда обязанность не была исполнена к установленному сроку.

Для того, чтобы определить длящееся правонарушение или простое, необходимо проанализировать признаки его состава и определить имеется ли возможность пресечения или прекращения деяния. В длящихся правонарушениях противоправное деяние совершается до момента его пресечения или самостоятельного прекращения. В рассматриваемом примере о неуведомлении антимонопольного органа противоправное деяние уже совершено. При этом сохраняется обязанность совершить определенные действия, что не означает того, что само противоправное деяние продолжает совершаться. В связи с этим, решение антимонопольного органа о привлечении организации к ответственности должно быть признано незаконным.

Следует отметить, что разрешение вопроса об ответственности за административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении обязанности в срок, будет зависеть в первую очередь от того, как положения кодекса будут трактоваться и применяться на практике.

И тут имеются как положительные, так и отрицательные моменты.

Так, например, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года, № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» 1 неоднократно указывается, что:

- невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

- срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в своем Постановлении от 1 сентября 2003 г. N Ф08-3268/03 указывает: «Обязанность по получению согласия ограничена во времени, согласие антимонопольного органа необходимо получать до совершения сделки. Следовательно, нарушение статьи 18 названного закона считается законченным в момент совершения сделки и с этого момента следует исчислять срок привлечения к административной ответственности» 3. Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в своем Постановлении от 1 июня 2005 года по делу N А42-4765/03-12 4 также соглашается с тем, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением и что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Сараев Д.В., анализируя рассматриваемую проблему, приводит в пример решение апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы.

Арбитражный суд г. Москвы сделал выводы, что длящимся является такое правонарушение, которое носит непрерывный характер и совершается ежедневно, вплоть до его пресечения (обнаружения). Длящееся правонарушение в любой момент может быть пресечено и устранено непосредственно самим правонарушителем 5.

Приведенные из практики примеры решений указывают на то, что суды склонны разрешать дела исходя из позиции, в соответствии с которой невыполнение обязанности к установленному законом сроку не является длящимся правонарушением. В тоже время необходимо заметить, что в практике по схожим ситуациям существуют и иные, противоположные судебные решения.

Так, тот же Федеральный Арбитражный Суд Северо-Западного округа в Постановлении от 14 марта 2005 года (по делу N А56-28535/04) признал ошибочными выводы суда первой инстанции 6.

Суд первой инстанции признал незаконным решение о привлечении общества к ответственности по ч. 2 ст. 16.17 КоАП РФ в связи с пропуском срока давности. Однако суд кассационной инстанции указал, что правонарушение, предусмотренное ч. 1 и ч. 2 ст. 16.17 КоАП РФ, является длящимся, в связи с чем таможенные органы не пропустили срока давности привлечения общества к ответственности.

Таким образом, судебная практика по рассматриваемой проблеме неоднозначна. Вследствие этого остается только ждать выводов Высшего Арбитражного Суда РФ по данному вопросу, так как до законодательных изменений в связи со спорностью позиции практика пойдет по тому пути, который будет установлен высшей судебной инстанцией. На данный момент Высший Арбитражный Суд РФ ограничился только разъяснением относительно того, что является днем обнаружения административного правонарушения 7.


1 См.: Таможенные ведомости. 2002. N 9.

2 См.: Российская газета. 2005. 19 апреля.

3 См.: Справочно-правовая система «Гарант».

4 См.: Там же.

5 См.: Сараев Д.В. Реализация норм о сроках привлечения к административной ответственности и практика их применения арбитражными судами // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2003. N 1-2.

6 См.: Справочно-правовая система «Гарант».

7 См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. N 3 .

www.klerk.ru

Длящееся административное правонарушение КоАП, срок давности

Когда уполномоченный орган выявляет длящееся административное правонарушение, срок давности он считает особенным образом. И сослаться на его истечение практически невозможно. Встречаются, конечно, “волшебные” ситуации, когда грубо нарушается порядок привлечения к административной ответственности. И в силу тех или иных причин срок давности к моменту рассмотрения дела истекает. Что такое длящееся административное правонарушение и какие особенности назначения административного наказания – об этом мы расскажем ниже. А дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

Что такое длящееся административное правонарушение в КоАП РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) не содержит признаков, по которым государство считает то или иное правонарушение длящимся. Но этот термин имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Особенно для правонарушителя. Поэтому в первую очередь здесь применяется судебная практика.

Верховный суд России в 2005 году дал следующую рекомендацию. Длительное административное правонарушение – это и действие, и бездействие. Выражается оно в длительном непрекращающимся невыполнении предусмотренных законом (ненормативным правовым актом) обязанностей. Или их ненадлежащем выполнении. 

Из этой рекомендации правоприменитель (орган власти или должностное лицо, суд в соответствии с подведомственностью административных дел) должен сделать следующие выводы:

К примеру, статья 25.25. КоАП РФ установила ответственность за уклонение от исполнения административного наказания. Часть 1 – за неуплату административного штрафа. В свою очередь, этот вид наказания правонарушитель должен исполнить в течение 60 дней. Значит, на 61 после вступления в силу постановления день правонарушение уже окончено. Он не исполнил обязанность к определенному сроку. И от нарушителя уже не зависит дальнейшее исправление ситуации. Он уже совершил правонарушение – уклонился от уплаты штрафа. Значит, такие действия – это не длящееся административное правонарушение.

А вот, к примеру, самовольное занятие земельного участка без оформления правоустанавливающих документов – длящееся правонарушение.

Особенности и срок длящихся административных правонарушений

Общий срок давности привлечения к административной ответственности – 2 месяца с момента совершения. По делам, которые рассматривают суды – 3 месяца. При этом есть ряд исключений, которые устанавливает статья 4.1. КоАП РФ. Например, в области дорожного движения по ст. 12.8 (управление в состоянии опьянения) – 1 год. Но именно с даты совершения. 

А вот срок давности по длящемуся административному правонарушению считается с даты выявления. По сути, он должен совпадать с моментом возбуждения дела об административном правонарушении. То есть уполномоченный орган обнаружил правонарушение. И срок давности начал течь. Опять-таки, нарушение правил пребывания в РФ иностранным гражданином в виде отсутствия документов, подтверждающих право на пребывания в РФ (ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ) – длящееся административное нарушение. Сотрудник полиции выявил такого гражданина. Составил протокол об административном правонарушении. И вот начинает течь 1 год для вынесения постановления и привлечения к административной ответственности. 

В целом, судебная практика складывается неоднозначно. Ряд судов признают одни правонарушения длящимися. В другом субъекте России практика может быть другая. Мы рекомендуем длящееся административное правонарушение изучать с применением правовых позиций, выраженных в актах Верховного суда и кассационных судов Российской Федерации.

iskiplus.ru

Срок давности административного нарушения - советы адвокатов и юристов

Советы юристов:

1. Если срок давности по административным нарушением и как их можно убрать.

1.1. На привлечение к административной ответственности по общему правилу 2 месяца (если рассматривается судом то 3 мес), за "нетрезвые" статьи срок 1 год. (12.26., 12.8 КоАП РФ).
Если мы говорим о состоявшимся привлечении, то 2 года с момента, когда должны были исполнить наказание!

Вам помог ответ? Да Нет

1.2. Срок 2 месяца убрать с базы не получится.

Вам помог ответ? Да Нет

1.3. Откуда убрать? Какой срок давности Вы имеете ввиду: срок привлечения к адм. ответственности или срок исполнения адм. наказания?

Вам помог ответ? Да Нет

2. Если срок давности по административным нарушением и как их можно будет убрать.

2.1. Конечно срок есть. Смотрим
КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения. Это общий срок, по многим другим нарушениям срок иной, так по ст. 12.8, например, год.
В указанной статье всё найдете.

Вам помог ответ? Да Нет

3. Есть ли срок давности в Литве по уплате административного штрафа наложенного судом в 2014 году. (1000 LT) за нарушение ПДД.
Собираюсь проехать Литву транзитом. Будут проблемы?

3.1. Срок давности по административным штрафам составляет 5 лет. Так что проблем быть не должно.

Вам помог ответ? Да Нет

3.2. Владимир!
Если У Вас есть открытая шенгенская виза, то проблем с пересечением границы быть не должно. Обычно ограничения накладываются при продлении шенгенской визы за нарушение закона страны пребывания.

Вам помог ответ? Да Нет

4. Ч.4 ст.12.2 КоАП рф
Управление ТС с подложными номерами, правонарушение было совершено 10 октября,
20 ноября был установлен виновник и составлен протокол о данном нарушении, суд назначен на 5 февраля!
С какого числа начинается отсчёт срока давности?!

4.1. Срок давности исчисляется с момента совершения правонарушения и составляет 3 месяца.
2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

ст. 4.5 КоАП РФ.

Вам помог ответ? Да Нет

4.2. по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 4.5 КоАП, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, составляет два месяца, а по делам, рассматриваемым судьями — три месяца (в судах первой инстанции).

Для простых одномоментных правонарушений началом течения данного срока является день совершения правонарушения. В вашем случае должны прекратить производство по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

Вам помог ответ? Да Нет

5. Буду признательна за консультацию:
Если срок давности по правам взыскателя алиментам, потребовать пристава, привлечь должника к административной ответственности, в связи с нарушением ст. СК РФ (за неинформирование взыскателя о смене места работы-к примеру о своем увольнении от предыдущего работодателя)?

5.1. Сроку исковой давности по данной категории дел нет. Просите пристава привлечь должника к административной ответственности. Так как после этого возможно привлечь к уголовной ответственности по со. 157 УК РФ.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Коллеги! Кто подскажет, какой срок давности привлечения к администр. Ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ? В практике судов общей юрисдикции нашел, что, якобы, один год; при этом никак не аргументируется... Что, считается, что это нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования?
Есть ли практика арбитражных судов?

6.1. КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности - в этой статье указано, что срок привлечения 1 год.

Вам помог ответ? Да Нет

7. Какой срок давность для привлечения к административной по нарушению пдд 12.9 ч 2

7.1. КоАП РФ содержит положения об общем сроке давности привлечения к административной ответственности и составляет он 2 месяца.
С уважением, Юрист Гогатишвили Р.Д.

Вам помог ответ? Да Нет

8. Ст.14.2.незаконная продажа алкоголя. Уточнить срок давности по этой статье. Если нарушение имело место быть 04.06.2018. И прав ли Роспотребнадзор ссылаясь на ст.4.5.КоАП РФ от 30.12.2001№195-ФЗ (ред.0 т 03.08.2018) (с изм. и доп. вступ. В силу с 01.10.2018) данность привлечения к админ. Ответственности составляет 1 год?

8.1. Да, все верно по КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности, по данному правонарушению давность привлечения составляет 1 год.

Вам помог ответ? Да Нет

9. 24 июня 2006 г. налоговой инспекцией было выявлено правонарушение, совершенное ИП Маняткиным-нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.15.3 КоАП РФ). 26 сентября 2006 г Монетки получил повестку с требованием явиться к мировому судье для рассмотрения данного дела. Монетки в суде пояснил, что он совершил не административное, а налоговое правонарушение, предусмотренное ст.116 НК РФ. Срок давности налоговых санкций (ст.115 НК РФ)уже истек. Дайте юридический анализ дела.

9.1. Пользователь сайта.
Я так понимаю, Вы с помощью ответов юристов решаете юридические задачи по Налоговому праву.
Тогда для анализа предоставьте сканы документов для ознакомления и дачи правовой оценки делу.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Какая давность срока по Административному нарушению? Оставил место ДТП.

10.1. Анализ административного законодательства позволяет установить следующую продолжительность периода на привлечение к ответу:
на получение постановлений по административным делам отводится 2-месячный период, согласно ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях;
для получения судебного постановления и наказания виновного отводится 3 месяца;
в рамках применения ст. 12.8 и 12.24 КоАП РФ, на вынесение постановления о правонарушении закон отводит 12 месяцев.
Таким образом, при рассмотрении дел, связанных с оставлением места ДТП, будут действовать разные нормы.
Призвать к ответственности виновного можно в рамках ст. 12.27 (ч. 2) КоАП. Административная ответственность может быть применена к любому из участников движения, с учетом степени их виновности и обстоятельств транспортного происшествия. С уважением Владимир Александрович.

Вам помог ответ? Да Нет

11. Что можно сделать, чтобы дело об административном нарушении было закрыто из-за срока давности (протокол гаи о вождении в нетрезвом виде и отказ от мед. освидетельствования)?

11.1. Подробнее >>>
Доброе утро! Вы можете ознакомится с практикой по вашей проблеме в данной публикации. Хорошего приятного дня.

Вам помог ответ? Да Нет

11.2. посетитель сайта в вашем случае если есть достаточное основание вы можете отменить постановление об административном правонарушении как незаконное.

Вам помог ответ? Да Нет

12. Зжоаствуйте! Ст. 7.27 КоАП РФ,вину не признаю, законно, что следствие идёт больше двух месяцев со дня задержания в торговом зале магазина, судья постоянно отдаёт следователю мое дело ссылаясь на недоказательно базу, мне это порядком надоело, что шьют дело белыми нитками, думаю выдвинуть встречный иск против магазина, ведь есть срок давности об этом административном нарушении два месяца они прошли вину доказать не могут, а меня мурыжат. Спасибо!

12.1. В случае рассмотрения дела судом срок давности привлечения к ответственности составляет три месяца, в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ.
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения
Спасибо за Ваше обращение.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Если уже вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, но обжалуется не вступив в законную силу, применяются ли в данном случае сроки давности? Т.е. если затянуть обжалование до истечения 3 х месяцев со дня нарушения (ст. 12.16 КоАП), то будет ли дело прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения?

13.1. Срок давности установлен до вынесения решающего решения, обжалование решения не приостановить срок давности, но может приостановить срок вступления в силу решения о привлечении к ответственности.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

8 800 505-91-11

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Пришёл штраф с камеры автоматической фиксации нарушений ПДД. Можно ли обжаловать постановление ГИБДД таким образом, чтобы по срокам давности привлечения к административной ответственности никто не был виновен?

14.1. Надо знать по какому нарушению вас привлекают к административной ответственности, необходимо писать грамотную жалобу. Пишите подробности на электронную почту.

Вам помог ответ? Да Нет

15. Друг скрылся с места ДТП, был мировой суд, он подал апелляцию, в районный суд, может ли он управлять автомобилем, до нового суда, пока вновь не будет заседание районного суда? И сколько идёт срок давности по административному делу за такое нарушение?

15.1. срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца. До рассмотрения дела судом второй инстанции друг может управлять тс.
Удачи вам и всего наилучшего.

Вам помог ответ? Да Нет

16. Написал протокол об административно нарушение (отказ от мед. освидетельствования) от 22.08.2016. Был суд, повестка не была вручена должным образом, могу ли я обжаловать решения сейчас и будет ли действовать срок давности об административных нарушениях на новое решение суда, если суд отменит первое решение?

16.1. Все зависит от того, когда и как вы получили решение суда. Сдали ли вы удостоверение? Срок давности будет действовать безусловно.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Меня 21 октября 2017 г. остановил инспектор ДПС за пересечение сплошной линии разметки. Суд назначен на 9 февр. 2018 г. Согласно ч. 1 статьи 4.5. КоАП РФ, срок привлечения к ответственности 3 мес. с момента нарушения. Согласно ч. 3 статьи 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к ответственности 1 год.

Можно ли применить часть 3 статьи 4.5 к данному нарушению (ч. 4 ст. 12.15 КоАП) и какой срок давности у этого нарушения?

Спасибо!

17.1. Лев. Ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ подведомственна исключительно судье. Давность определяется сроком в три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), за исключением срока пересылки материалов дела об административном правонарушении по месту жительства (ч. 5 ст. 4.5 и ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). В вашем случае применить ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ нельзя. Спасибо, что обратились к нам на сайт.

Вам помог ответ? Да Нет

17.2. в вашем случае должен применяться общий срок давности привлечения к административной ответственности, а именно три месяца.
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Вам помог ответ? Да Нет

18. В октябре нарушил административное нарушение, у меня слова назначили суд на 9 января, отложили на 29,,,срок давности не прошёл? ?,написала на продление условного срока.

18.1. если вы ранее не совершали административных правонарушений в течение срока то условный срок вам реальным заменить не должны, а если нарушали или уже продлевали испытательный срок, то соответствующее должностное лицо выходит в суд с ходатайством о замене условного наказания на реальное.
Минимальный срок давности привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца с момента нарушения административного правонарушения.
Если вам нуждаетесь в представлении ваших интересов в суде вы можете ко мне обратиться.

Вам помог ответ? Да Нет

19. Но вы же сами сказали, что нужно протянуть время и тогда срок давности об административном нарушении будет завершен.

19.1. уважаемая Катерина
Да если срок пройдёт привлечения Вас к ответственности то потом уже не смогут привлечь.

Удачи вам и вашим близким!

Вам помог ответ? Да Нет

19.2. Согласно статье 4.5 КоАП РФ предусмотрены сроки давности для вынесения постановления. За пределами этого срока назначить административное наказание будет уже нельзя. Но нельзя также упускать из виду тот факт, что суд может рассмотреть дело и без Вашего участия по большинству нарушений.

Вам помог ответ? Да Нет

19.3. Вам следует адресовать свой вопрос тому юристу который вам уже отвечал на ваш вопрос и скинуть ему на личную страничку сообщение на эл. почту. Он вам ответит.

Вам помог ответ? Да Нет

20. Просрочил паспорт на 2 года, сегодня произвел замену в МВД. Там на меня составили протокол об административном правонарушении и назначили рассмотрение дела по части 1 статьи 19.15 КОАП на следующей неделе. Является ли это законным? Ведь у административных дел вроде как есть срок давности в 60 дней. (до этого на меня не составляли протокола по данному нарушению). Могу ли я отказаться платить штраф?

20.1. Применима эта норма.

КоАП РФ.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Имеет ли срок давности административное нарушение по ст.12.26,и какой решение было вынесено 6.04.2015.

21.1. уважаемая Татьяна
Если Вы уклоняетесь от исполнения решения то срока давности нет, срок давности приостанавливается
Удачи вам и вашим близким!

Вам помог ответ? Да Нет

21.2. Есть срок исковой давности по привлечению к ответственности, но если Вас уже привлекли по данной статье, то Вы обязаны исполнить решение. Например оплатить штраф и сдать водительское удостоверение. Пока Вы этого не сделаете срок лишения не начнет течь.

Вам помог ответ? Да Нет

22. Вопрос: произошло ДТП, квалифицировали по статье 12.15.4 без пострадавших прошло 2 месяца решения нет, рассматривали гаи сами без суда, сегодня позвонили и сказали что продлят срок и вынесут решение, так вот по КоАП 4.5 срок давности два месяца, а вот срок рассмотрения может быть увеличен, могут ли они продлить срок и вынести постановление о нарушении пдд, или должны закрыть дело по истечению срока давности? Ведь срок давности не продлевается?

22.1. Нужно с адвокатом идти в группу разбора на Обручева и досконально разбираться с проблемой. Если проводилась экспертиза, то срок вполне может быть продлен. В том случае, если Вы не согласны с выводами инспекторов ГИБДД, нужно оспаривать их решение в суде, в течении 10 дней с момента вынесения решения. Звоните, поможем.

Вам помог ответ? Да Нет

23. Постановление об административном нарушении имеет срок давности?

23.1. КоАП РФ, Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Вам помог ответ? Да Нет

23.2. Само постановление как такового срока давности не имеет, есть срок давности исполнения постановления, он составляет 2 года
КоАП РФ, Статья 31.9. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Вам помог ответ? Да Нет

24. Какой срок исковой давности для подачи иска об административном нарушении.

24.1. Гражданским законодательством предусмотрен общий срок исковой давности составляющий три года с момента обнаружения правонарушения. Однако существуют и специальные сроки в зависимости от конкретной ситуации.

Вам помог ответ? Да Нет

25. Интересует срок давности административного нарушения Часть 3 статьи 1 2.8 КоАП РФ.

25.1. Срок давности составляет 2 года. Для привлечения по данной статье к ответственности - 1 год.
Конкретнее задайте вопрос
Удачи Вам. Анна Титова.

Вам помог ответ? Да Нет

26. Срок давности по административному нарушению (распитие пива на улице)

26.1. Все указано в КоАП - читайте или после пива в лом самому читать?

Вам помог ответ? Да Нет


27. Какой срок давность для привлечения к административной по нарушению пдд 12.9 ч 4

27.1. 3 месяца (ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях)

Вам помог ответ? Да Нет

28. Существуют ли сроки давности по административному нарушению ПДД?

28.1. Да, 3 месяца с момента составления протокола.

Вам помог ответ? Да Нет

29. Какой срок давности наказания за административное нарушение.

29.1. От 3-х месяцев до 6 лет.

Вам помог ответ? Да Нет

30. Какой срок исковой давности по административным нарушениям?

30.1. Пишите статью КоАП РФ-ответим.

Вам помог ответ? Да Нет

30.2. Какой срок исковой давности по административным нарушениям?
---не по всем статьям одинаковый, конкретно какая статья вас интересует?

Вам помог ответ? Да Нет

www.9111.ru

новое в практике или единичный случай?

С 2008 г. я занимаюсь административным производством (со стороны различных административных органов), и все это время и мне, и судам было очевидно: если правонарушение совершено (обнаружено), к примеру, 10.07, то двухмесячный срок давности истекает 10.09 и - самое важно - эта дата является последним днем срока давности, когда еще можно вынести постановление.

Но этой весной все изменилось, и наш АС вдруг начал считать по-другому: теперь если правонарушение совершено (обнаружено) 10.07, то срок истекает 09.09 и выносить постановление после этой даты нельзя.

При этом суд не утруждает себя мотивировками, а просто ссылается на кассационное определение коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 04.04.2017 № 305-АД16-16921.

А в этом определении сказано вот что (прошу прощения за обширную цитату):

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ (действующей с 07.12.2011) сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение было совершено предприятием 13.02.2016 – момент поступления спорного почтового 6 отправления с нарушением предусмотренного Нормативами срока в ОПС адресата.

Указанное обстоятельство установлено как в оспариваемом постановлении Тверского РОСП, так и судами при рассмотрении настоящего дела.

Соответственно, течение двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 13.02.2016 – со дня совершения административного правонарушения, а заканчивается 12.04.2016 – в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.

Таким образом, привлечение предприятия к административной ответственности после 12.04.2016 является недопустимым.

Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к ответственности изложена в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», согласно которой сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.

Учитывая изложенное, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения предприятия к ответственности истек к моменту вынесения Тверским РОСП оспариваемого постановления от 13.04.2016 о привлечении к административной ответственности.

Изложу по порядку, почему я с такой позицией не согласен.

Во-первых, если я ничего не путаю, кассационное определение судебной коллегии ВС РФ - это отнюдь не тот судебный акт, которым надлежит руководствоваться другим судам.

Во-вторых, коллегия при рассмотрении дела об административном правонарушении сослалась на постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19 по уголовным делам. (Что уже само по себе... ммм... удивительно.) При этом, на мой взгляд, коллегия в судорожных поисках зацепки по аналогии не учла, что в УК РФ отсутствует норма об определении момента истечения срока, что, возможно, и побудило Пленум к такому разъяснению.  Напротив, в КоАП РФ такая норма имеется (ч. 2 ст. 4.8), что исключает необходимость руководствоваться какими-либо аналогиями. И эта норма вполне понятно гласит (на примере двухмесячного срока): 

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

В-третьих, возможно, осознавая зыбкость опоры на "уголовку", коллегия сослалась на примечание к ст. 4.8 КоАП РФ:

Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

И далее торжественно нашла эту "другую" статью: ч. 1 ст. 4.5 КоАП рФ. Которая говорит, что срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.

Так ведь с этим никто и не спорит! Вопрос не в том, когда с какого дня срок начинает исчисляться, а когда он заканчивается! И ответ на этот вопрос лежит не пленуме по "уголовке" и не в УК РФ, а нашем родном КоАП РФ.

В-четвертых, КоАП РФ действует с 2002 г., а постановление Пленума ВС РФ, на которое в апреле 2017 г. сослалась коллегия, действует - с 2013 г. Выходит, что суды 15 лет (или 4 года, смотря откуда считать) выносили и выносят заведомо неправосудные решения ввиду неправильно определения срока давности, а какие-то трое судей из коллегии по экономическим спорам вдруг достали с дальней полки пленум по "уголовке" и внезапно прозрели? Но вот их коллеги так не считают и как выносили до апреля 2017-го, так и выносят совершенно противоположные решения.

Вот, например, постановление ВС РФ от 09.10.2014 № 305-АД14-61(1):

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в предписании № 12-ЮБ-13/50480-прд от 27 ноября 2012 г. Федеральной службы по финансовым рынкам срок его исполнения был установлен до 27 декабря 2012 г.

Следовательно 27 декабря 2012 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 28 декабря 2012 г. – днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 28 декабря 2012 г. и истек 28 февраля 2013 г.

Таким образом, 28 февраля 2013 г. постановление о назначении ООО «Росгосстрах» административного наказания вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

 

Или постановление ВС РФ от 07.03.2018 № 8-АД18-2 (заметьте, позже рассматриваемого определения):

Из материалов дела усматривается, что в предписании от 14 апреля 2016 г. № 6/1/1 срок его исполнения установлен до 1 ноября 2016 г.

Следовательно, 31 октября 2016 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 1 ноября 2016 г. - днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 1 ноября 2016 г. и истек 1 февраля 2017 г.

Таким образом, 1 февраля 2017 г. постановление о назначении обществу административного наказания вынесено мировым судьей с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Смею заверить вас, что таких постановлений и за 2016-й, и за 2017-й, и за 2018-й года уйма.
Как видно, судьи из административной коллегии ВС РФ то ли не знают об открытии их коллег, то ли просто предпочитают судить по старинке, но надежно, то есть по КоАП РФ, а не по УК РФ.

Но! Я вполне допускаю, что могу где-то ошибаться или вовсе чего-то не знать. Может, я страшно заблуждаюсь.
Буду весьма благодарен за ваши соображения по проблеме.

 

zakon.ru

Срок давности привлечения к административной ответственности

Сроки давности привлечения к административной ответственности зависят от вида нарушения. Их длительность установлена ст. 4.5 гл. 4 КоАП РФ. Для большинства нарушений постановление должно быть вынесено не позднее 2 месяцев с момента совершения, если дело рассматривается в суде – не позднее 3 месяцев.

В ряде случаев определен особенный срок давности, он может составить от 1 года до 6 лет. Установление таких длительных периодов вызвано отложенным проявлением негативных последствий от совершенного правонарушения. Например, ненадлежащее качество товаров или услуг, приобретенных потребителем, может проявиться не сразу, а спустя некоторое время. Продавца в этом случае можно привлечь к ответственности по ст. 14.4 КоАП. Или при нарушении требований по обращению с отходами произошло загрязнение окружающей среды, а последствия в виде гибели растений или животных проявились через несколько месяцев.

Виды правонарушений, по которым установлены особые сроки

Нельзя привлекать к административной ответственности по окончании 1 года с момента нарушения следующих видов законодательства:

Срок давности в пределах 2 лет установлен для таких правонарушений, как:

При нарушении правовых норм о банкротстве и законодательства о политических партиях нельзя привлечь к ответственности по истечении 3 лет. Максимальный срок давности назначен для нарушителей законодательства о противодействии коррупции и виновных в финансовой поддержке терроризма, он составляет 6 лет.

Для правонарушений, за которые разрешается дисквалификация виновного лица, срок наложения административного взыскания равен 1 году.

В отношении нарушения ПДД срок давности по незначительным проступкам, которые не привели к ДТП, составляет 2 месяца. К ним относятся непристегнутый  ремень безопасности, непредоставление преимущества в движении пешеходу, неправильное использование световых приборов и звуковых сигналов и т.п.

Если нарушение вызвало ДТП, при котором нанесен вред здоровью или жизни, то привлечь к административной ответственности разрешается в течение года.

Такой же срок применяется в случае отказа от медицинского осмотра на состояние опьянения.

Правила исчисления сроков

Чтобы определить начало отсчета срока давности необходимо выяснить, какое это правонарушение: уже совершенное или длящееся. Если нарушение уже произошло, то срок начинают исчислять от дня совершения. Под длящимся правонарушением в законодательстве понимают неисполнение лицом возложенных на него обязанностей в течение продолжительного времени. Для таких правонарушений течение давности отсчитывают с того момента, когда оно было обнаружено.

Так же подобным нарушением можно назвать невыполнение обязательств к определенному сроку. В этой ситуации давность следует отсчитывать от даты окончательного выполнения обязанности.

Для некоторых видов правонарушений, по которым виновные привлекаются к административной ответственности, ст. 4.5 КоАП устанавливает особые правила отсчета давности:

  1. В случае применения допинговых препаратов в спорте срок давности для наложения административного взыскания по ст. 6.18 КоАП начинается с момента установления данного факта.
  2. При использовании незаконных методов конкуренции, привилегированного положения на товарном рынке, несоблюдении антимонопольных правил давность отсчитывают со дня внесения антимонопольным органом решения, установившего нарушение.
  3. За невыполнение контракта по гособоронзаказу или необоснованному повышению цены на продукцию, изготовленную по таким контрактам, срок начинается после принятия решения об установлении факта нарушения комиссией по надзору в сфере гособоронзаказа.

Кодекс определяет условие для приостановления течения давности. Это возможно в случае, когда виновное в нарушении лицо подает ходатайство о рассмотрении дела по месту его проживания. Срок приостанавливают с момента удовлетворения ходатайства до поступления материалов в соответствующий орган по месту жительства виновного.

Отсчет сроков давности при пересмотре дела об административном правонарушении

Жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности может подать как виновное в нарушении лицо, так и пострадавшая сторона, если посчитает назначенное взыскание слишком мягким. На основании поступившей жалобы дело подлежит пересмотру, при этом сроки давности суды арбитражные и общей юрисдикции отсчитывают по-разному.

Суд общей юрисдикции прекратит производство по делу, если давность привлечения к ответственности истекла, на основании ст. 30.7 КоАП.

Согласно данной норме нельзя изменить постановление об административном взыскании при пересмотре дела, если при этом наказание усиливается или просто ухудшается положение виновного лица.

При пересмотре дела в арбитражном суде учитывают соблюдение срока давности в момент привлечения к административной ответственности. Если постановление было вынесено с соблюдением норм, суд рассмотрит жалобу, даже если в этот момент срок давности уже закончился.


Постановление о привлечении к административной ответственности могут отменить, и принять новый судебный акт. Такая разница в подходах к срокам связана с тем, что в арбитражном процессе дело об административном взыскании не пересматривается, а находится на новом рассмотрении. В этом случае взыскание может быть усилено.

Поделиться ссылкой:

adm-pravo.ru

Сроки давности по административным нарушениям ИП и ООО — Эльба

Госорганы проверяют предпринимателей, выписывают штрафы и снимают деньги со счетов. Но ловить и наказывать нарушителей надо вовремя.

⏳ Назначать наказание можно в период срока давности из ст. 4.5 КоАП РФ. 

⏳ Исполнить наказание надо не позже двух лет после назначения по ст. 31.9 КоАП РФ.

Мы собрали важную информацию о сроках административного наказания в этой статье. Знание сроков пригодится, если с проверкой придут Роспотребнадзор, МЧС, антимонопольщики и трудовая инспекция.

Срок давности для наказания

Срок давности — это период, в течение которого нарушителя можно наказать: оштрафовать, конфисковать товар, дисквалифицировать директора. Если нарушение вскрылось поздно или чиновник долго разбирался с материалами проверки, наказывать уже нельзя — ст. 24.5 КоАП РФ. 

Чем больше времени нужно на разбор нарушения, тем длиннее срок давности:

— 2 месяца по нарушениям, за которые наказывают сами госорганы. Например, установка автомата для азартных игр, нарушение правил перевозки.  

— 3 месяца по нарушениям, если госорганы отправляют материал проверки в суд и по наказанию решают там. Сюда входят, например, обработка персональных данных без согласия клиентов, предпринимательство без регистрации, отсутствие лицензии, 

— 1 год за нарушения закона о рекламе, санитарных правил, авторских прав и прав на товарные знаки, прав потребителей и работников, пожарной безопасности, закона о кассах.

— 1 год за нарушение, если директору грозит дисквалификация и по статье нет срока дольше.

— 2 года за нарушение правил о бухучёте, валютного закона, таможенных правил.

— 3 года за нарушения при банкротстве.

— 6 лет за нарушение закона о противодействии терроризму и коррупции.

В ближайшем будущем сроки в два и три месяца увеличат до 1 года. Но пока короткие сроки действуют, ими можно пользоваться.

Как считают срок давности

Срок давности считают со следующего дня после совершения нарушения. К примеру, заключили с водителем газели договор подряда вместо трудового — со следующего дня рискуете штрафом от инспекции. Но проходит год и нарушение сгорает.

Не все нарушения совершаются за один день. Можно проигнорировать закон и работать не по правилам. Обустроить выход в кофейне не по санпинам, торговать обувью без маркировки, работать без онлайн-кассы, платить зарплату ниже минимума. Это длящиеся правонарушения. По таким срок давности считают с момента обнаружения. Приходит чиновник с внеплановой проверкой, составляет протокол и уходит готовить материалы. День составления протокола и есть день обнаружения. Так сказал ВС в п. 14 Постановления Пленума № 5 от 24 марта 2005 г.

Особый случай — для наказания за нечестную конкуренцию. Если предпринимателя ловят на торговле под чужим брендом, рекламе по конкурентам или демпинге, срок давности считают со дня решения комиссии антимонопольщиков. 

Пока разбираются с нарушением, срок давности может истечь

Пока предпринимателя проверяют, оставляют протокол, делают экспертизу и ждут заседания в суде, срок давности не останавливается. Из срока вычитают только время на пересылку материалов, если предприниматель попросил рассмотреть дело по месту прописки.

Если проверяющие не успели с формальностями и срок давности прошёл, наказывать нельзя, дело закрывают 😉 

А вот когда срок давности кончился во время рассмотрения жалобы предпринимателя, наказание уже не отменят. Считается, чиновники успели — п. 14 Постановления Пленума № 5 от 24 марта 2005 г.

Сдавайте отчётность в 3 клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН, ЕНВД и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Как спастись от наказания, если срок давности прошёл

Задача проверяющего — найти нарушение, составить постановление по процедуре и наказать. У предпринимателя желание одно — избежать штрафа, и срок давности отлично в этом помогает. 

Проверьте точность арифметического подсчёта срока. Вдруг чиновник ошибся? Обратите внимание на суть нарушения: оно простое или длящееся? Напишите возражения на акт проверки и сошлитесь на пропуск срока. Возможно, чиновник согласится и закроет дело.

Если давность истекла, но назначили наказание, обжалуйте постановление в суд. А решение суда — в апелляцию. На подачу жалобы есть 10 дней со дня получения экземпляра постановления. 

Недавно один настойчивый предприниматель дошёл до Верховного суда. Ему отменили штраф за перевозку крупногабаритного груза с нарушением ПДД, потому что истёк срок давности.  

Статья: как защититься при административной проверке

Штраф и любое другое наказание сгорают через два года

Наказание нужно исполнить в течение двух лет. Срок считают с даты истечения десяти дней на обжалование постановления. Это правило из ст. 31.9 КоАП РФ.

Опечатать помещение для остановки бизнеса или забанить в налоговой директора обычно не составляет труда. А вот дела по взысканию штрафов часто повисают у приставов.

За два года приставы должны забрать у предпринимателя деньги на штраф или продать на торгах его имущество в счёт долга. 

Если должник закрывает счета в банке, переписывает машину на родственников и не пускает приставов в офис, двухлетний срок замораживается. Как только приставы находят деньги и имущество должника, срок запускается заново. 

Часто должники и не скрываются, но приставы за два года всё равно не находят что забрать. Ну или ищут без упорства. Тогда дело по исполнению наказания закрывают, даже если не списали у должника ни рубля. Это позиция ВАС из п. 20.2 Постановления Пленума № 10 от 02.06.2004 г.

e-kontur.ru


Смотрите также