Для многих не секрет, что болиды Формулы-1 являются наиболее совершеными в мире автоспорта. Сам я являюсь поклонником этого спорта.
Цель этой записи — дать общее представление и описать различные конструкции, технологии, цены и детали используемые в болидах Формулы-1…
ф-1
Итак:
Разгон с места до 100км/ч 1.7 сек.
Разгон с места до 200км/ч 3.8 сек.
Разгон с места до 300км/ч 8.6 сек.
Максимальная скорость около 340 км/ч
Торможение со 100км/ч 1.4 сек и 17 метров дистанции.
Торможение с 200 км/ч 2.9 сек и 55 метров дистанции.
Торможение с 300 км/ч 4 сек
Перегрузка пилота при торможении около 5G.
Прижимная сила равная весу болида достигается на скорости около 180 км/ч.
Максимальная прижимная сила (настройка максимум) при 300+ км/ч около 3000 кг.
Расход топлива в режиме соревнований около 75 л/100км
Стоимость каждого пройденного километра около 500$
Главной особенностью болида Формулы-1 один несомненно является наличие огромной прижимной силы. Именно она позволяет проходить повороты на скоростях, недостижимых любым другим спортивным автомобилям. Здесь есть один интересный момент: многие повороты пилотам просто необходимо проходить на очень высокой скорости, когда прижимная сила позволяет держать болид на трассе, если же скорость сбросить то можно вылететь с трассы так как прижимная сила будет недостаточна!
Прижимную силу создает набор аэродинамических элементов таких как: заднее антикрыло, переднее антикрыло, диффузор, итд. Переднее антикрыло, состоит из углеродного волокна и создает прижимную силу до 25% от всего болида формулы один. Ориентировочная стоимость одной штуки 19000$
перед
Заднее антикрыло при собственном весе около 7 кг создает до 1000кг прижимной силы на высокой скорости, это около 35% всей прижимной силы болида F1. Изготовлено из карбона, стоимость каждого около 20000$
зад…
Двигатель…
В разные времена на болидах формулы-1 использовался различный объем двигателя, присутствовал и отсутствовал наддув, ограничения по оборотам и масса других ограничений, объединяло их лишь одно, огромная мощность до 1500 л/с на больших оборотах, до 22500 об/мин. В последнее время регламент поддерживает, путем различных ограничений, максимальную мощность около 850 л.с и обороты порядка 19500 об/мин Стоимость таких моторов около 600000 $
двиглоооо…
поршенёк
Выхлопная система…
Каждой команде формулы один необходим некоторый запас различных коллекторов выпускной системы для перенастройки двигателя под различные трассы. Стоимость одного комплекта около 26000 $
выпуск
на моторе
Радиаторы:
Радиаторы болида выполнены из алюминия стоимость комплекта до 11000$
Трансмиссия…
Коробка передач болида Формулы-1 самым непосредственным образом соединена со сцеплением, выполненым из карбона. Сцепления выпускают две компании, AP racing и Sachs, которые создают их таким образом, что они могут выдерживать температуры близкие к 500 градусам. Сцепления являются электрогидравлическими элементами и имеют вес от 1.5кг. Каждое переключение скорости выполняется за 20-40 милисекуд и регулируется компьютером. Пилоты болидов не пользуются сцеплением вручную, теряя тем самым время и позволяя двигателю совершать холостые обороты(как это в обычных машинах, без автоматической кообки передач), а просто нажимают рычажок за рулем, для перехода к следующей скорости, сам же процесс полностью лежит на компьютере. Коробки передач создаются так, чтобы механики могли легко менять настройки. Так полная перестройка передаточных чисел коробки передач занимает около
40 минут в боксах.
Стоимость одной семискоростной полуавтоматической коробки передач свыше 130 000$. Рассчитана на пробег 6000 км.
КПП
Шины и диски…
Диски весят около 4 килограмм и сделаны из магниевого сплава, каждый стоит около 10000 $
Дорожный размер передних шин: 245/55R13;
Диаметр передних: 655 мм;
Ширина передних: 325 мм;
Дорожный размер задних шин: 325/45R13;
Диаметр задних: 655 мм;
Ширина задних: 375 мм;
Рабочая температура около 130 градусов
Стоимость одной шины около 800$
На сезон нужно 720 штук.
диск
резя
Тормоза…
Диски тормозов уже многие годы изготовляют из углеродного волокна, на производство одного диска может затрачиваться до 5 месяцев.
Стоимость всего узла (суппорт, диск, колодки) около 6000 $
Температурный режим до 1000 цельсия
тормозилки…
Рычаги передней подвески:
Изготовлены из титана и углепластика. Стоимость около 100 000$.
Рычаги задней подвески:
Изготавливаются из титана и углепластика, каждый комплект стоит 120 000$
ходвка
Монокок …
Монокок — это основа болида F1, на которую крепятся все его части и детали. При сотрясениях, при авариях он должен обеспечить пилоту полную безопасность, но в то же время весить приблизительно 35кг. Как и большинство частей болида F1 монокок сделан из карбона и как и большинство деталей стоит недешево 115000$
Сиденье пилота:
Выполняется по индивидуальным меркам гонщика из углеволокна. В случаи аварии может быть удалено из кокпита вместе с пилотом. цена 2000$
Ну и на сладкое…
Руль!
руль
Руль болида формулы один совмещает в себе приборную панель (дисплей по центру), органы управления, также позволяет изменять многие настройки болида прямо по ходу движения. Выполнен из углеродного волокна, для каждого пилота индивидуально по анатомическому строению. Стоимость около 40000$-100000$
кнопки
Раскладка всех кнопочек, рычажков и переключателей съемного рулевого "колеса" современного болида Формулы-1
1. Управление составом топливовоздушной смеси
2. Регулятор ограничитель максимальных оборотов
3. Назначение неизвестно
4. Колёсико выбора комплексных общих настроек силового агрегата
5. Активация системы KERS
6. Кнопка радиостанции
7. Многофункциональный информационный дисплей и клавиши для изменения его параметров
8. Лимитатор
9. Изменение угла переднего антикрыла в большом диапазоне (используется непосредственно в гонке при совершении маневров)
10. Колёсико плавного изменения угла переднего антикрыла (плавное увеличение прижимной силы для компенсации износа шин)
11–13. Управление дифференциалом: установка «преднатяга», изменение степени блокировки на торможении и под тягой
14. Переключатель режимов цифрового контроллера
15. «Горячие» программируемые клавиши, на кото
www.drive2.ru
www.sports.ru
Много ли вам известно о болидах, которые участвуют в соревнованиях Формулы 1? Да, это быстрые и мощные средства передвижения. Но что именно находится под капотом такой машинки? И сколько понадобится времени и денег, чтобы создать хотя бы один поистине настоящий болид? Предлагаем вам ознакомиться с конкретными деталями.
Монокок:
По номеру монокока идентифицируют автомобиль Формулы 1, поскольку все остальные узлы и агрегаты на нем съемные и заменяемые. За сезон гонщик меняет в среднем три монокока стоимостью примерно 115 000$ каждый. Итого за сезон только на монококи для одного пилота команды должны закладывать примерно 350 000$.
Средняя температура в кабине 50 °C
Двигатель:
Стоимость мотора - 163 148 $
Пробег не менее 1000 км. до переборки
Срок жизни мотора – 1600-2000 км
Каждую минуту мотор выделяет энергию в количестве 1750 кВт
Двигатель V8 объемом 2.4 литра
Развивает свыше 19 000 об/м. Средняя мощность около 850 л.с.
Стоимость двигателей на сезон - 2 000 000$
Коробка передач:
В машинах Формулы 1 использование автоматических коробок запрещено
Используются полуавтоматические последовательные коробки передач
Имеется 7 передних и 1 задняя передача
Пилот переключает передачу за 1/100 секунды
Стоимость одной семискоростной полуавтоматической коробки передач свыше 130 000$. Рассчитана на пробег 6000 км. На сезон хватает 10 коробок, включая тесты. В комплект входит несколько комплектов шестеренок.
Стоимость коробок на сезон - 1 300 000$
Материалы:
Стоимость материалов – 3 260 211 $
Болид состоит из 80 000 компонентов
Вес машины – 550 кг
Корпус сделан из карбона и сверх легких материалов
Топливный бак:
Изготавливается из прорезиненной ткани, подкрепленной кевларом
12 литровый бак наполняется за 1 секунду
Расход топлива – 75 л/100 км
Имеет объем свыше 200 литров .
20 000$
Колеса:
Стоимость колес – 40 010 $
На сезон требуется 40 комплектов колесных дисков
Передние диски (без шин) весят около 4 кг, задние – 4,5 кг.
Колесная гайка:
Алюминиевая, Стоимость каждой 110$, на сезон требуется примерно 500 штук.
55 000$
Дисковые тормоза:
Каждый узел включает в себя: суппорт, диски и колодки. Стоимость такого узла 6000$. В течение сезона требуется 180 таких узлов.
Температура на поверхности тормозных дисков достигает 1000 °C
При скорости в 100 км/час требуется 1.4 секунды и 17 метров, чтобы полностью остановить машину
1 050 000$
Рычаги передней подвески:
Изготовлены из титана и углепластика. На сезон требуется 20 комплектов по 100 000$.
2 000 000$
Сиденье пилота:
Выполняется по индивидуальным меркам гонщика из углеволокна. В случаи аварии может быть удалено из кокпита вместе с пилотом.
2000$
Рулевое колесо:
За сезон используется до 8 штук, стоимостью 40 000$ каждое. На рулевом колесе расположены клавиши переключения передач, а также прочие необходимые пилоту системы управления и контроля, кнопки бортовой радиосвязи и другие.
Имеет 23 кнопки
Контролирует более 120 разных функций
Весит 1,3 кг
Требуется 100 часов сборки на один руль.
Руль вынимают при посадки и высадки пилота из болида
320 000$
Встроенная видеокамера:
Камера вмонтирована в углепластиковый защитный корпус. Все расходы несет администрация Берни Эклстоуна, которой и принадлежит это оборудование.
140 000$
Выхлопная система:
Каждый болид снабжается двумя стальными системами выхлопа по 13 000$ на ГП. Замена выхлопной системы разной конфигурации является элементом перенастройки болида. На сезон необходимо 54 комплекта.
700 000$
Заднее антикрыло:
Изготавливается из углеволокна. За сезон расходуется около 15-ти таких узлов. Стоимость каждого 20 000$.
300 000$
Носовой обтекатель:
Носовой обтекатель в сборе с передним антикрылом. Стоимость примерно 19 000$ каждый. За сезон обычно расходуется до 10 комплектов.
190 000$
Шины:
Стоимость одной шины около 800$, на каждую гонку необходимо по 10 комплектов на машину, всего за сезон 760 штук.
Срок жизни шин от 90 до 200 км в зависимости от состава
Вместо воздуха, используется азот
Смена шин составляет 3 секунды
608 000 $
Зеркала заднего вида:
Зеркала изготавливаются из специального отражающего материала повышенной прочности Perspex, монтируются в корпус из углеволокна, поэтому их стоимость относительно мала, но на их аэродинамическую доводку тратятся тысячи долларов.
1200$
Радиаторы:
По одному новому комплекту алюминиевых радиаторов устанавливается на каждую гонку. Стоимость каждого 11 000. Всего требуется около 20 комплектов.
220 000$
Рычаги задней подвески:
Изготавливаются из титана и углепластика, каждый комплект стоит 120 000$. За сезон расходуется 20 таких комплектов.
2 400 000$
Электроника и электрооборудование:
Электрический кабель, длиной 1 км соединяет 100 сенсоров и датчиков
Все электронные системы болида.
4 000 000$
Днище:
Изготавливается из углеволокна, однако технический регламент также требует установки под днищем доски скольжения из прессованной древесины. На каждом ГП используется несколько днищ с разным размещением балласта в них.
30 000$
Аэродинамика:
Болид Формулы 1 имеет прижимную силу в 2500 кг
Это в 4 раза больше, чем вес самой машины
Разгон до 100 км/час – Зависит от настройки самого болида, поверхности трассы и погодных условий. Но большинство болидов Формулы 1 способны разогнаться до 100 км/час за 1.9 сек !!! Это самый быстрый показатель для автомобилей на механической тяге. Чтобы достигнуть большего разгона, придется использовать реактивную тягу
Максимальная скорость составляет 340 км/час
Примерная стоимость всех затрат лишь на болиды составляет: 15 миллионов долларов.....
ru.motorsport.com
Характеристики болида формируются техническим регламентом, за соответствием которому следят стюарды Международной федерации автоспорта.
Автомобиль Формулы-1 представляет собою углепластиковый моноблок с 4-мя размещенными за пределами корпуса колёсами, из которых задние 2 являются приводными, а передние — ведомыми. Пилот размещается в узкой кабине (кокпите) в передней части болида и управляет им с помощью руля и педалей тормоза и газа.
Хоть машины Формулы-1 зачастую превосходят скорость 300 км/ч, согласно абсолютной скорости Формула-1 никак не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как почти все параметры двигателей в ней значительно урезаны (ограничен объём, воспрещён турбонаддув, и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге из числа шоссейно-кольцевых автогонок (кроме т. н. «овалы») Формуле-1 не имеется равных. Это становится возможным вследствие весьма эффективной тормозной системе и аэродинамике. Тормозные усилители и антиблокировочная тормозная система воспрещены.
Мощь моторов 750—770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Кроме того воспрещается подавать в мотор что-либо, помимо воздуха и горючего.
Начиная с сезона 2009 года в болидах Формулы-1 вводится система рекуперации кинетической энергии (KERS) — особое приспособление, позволяющее накапливать кинетическую энергию болида в местах торможения, передавая ее при разгоне. При этом конкретный принцип рекуперации никак не предписывается.
Шины обладают в Формуле-1 огромной значимостью.
В отличие от дорожных автомашин, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность (1 набор рассчитан не больше, чем на 200 километров), главными особенностями считаются прочность, небольшой вес и сцепление с трассой. Ключевые составляющие шин — резина, нейлон и полиэстер. С целью изменения жёсткости резины регулируются соотношения добавляемых в неё частей: углерода, серы и нефти.
Размер передних и задних шин в процессе эволюции гоночных автомобилей Формулы постоянно изменялся, теперь передние и задние шины различные, величина передних шин ограничена по ширине от 305 до 355 мм, задних от 365 до 380 мм. При этом полный диаметр колеса не может превышать 660 мм для шин для сухой погоды и 670 мм для влажной. Замеры выполняют при давлении в шине равном 1.4 Бар. В соответствии с п. 12.7.1 Технического регламента Формулы-1, шины могут быть наполнены только лишь воздухом либо азотом.
Далее средние технические характеристики болида формулы 1:
Разгон с места до 100 км/ч: 1.7 сек.
Разгон с места до 200 км/ч: 3.8 сек.
Разгон с места до 300 км/ч: 8.6 сек.
Максимальная скорость: около 340 км/ч.
Торможение со 100 км/ч: 1.4 сек и 17 метров дистанции.
Торможение с 200 км/ч: 2.9 сек и 55 метров дистанции.
Торможение с 300 км/ч: 4 сек.
Перегрузка пилота при торможении: около 5G.
Прижимная сила равная весу болида достигается на скорости около 180 км/ч.
Максимальная прижимная сила (настройка максимум) при 300 км/ч: приблизительно 3000 килограмм.
Расход горючего в режиме соревнований: около 75 л/100км.
Стоимость каждого пройденного километра: около 500$.
Основной характерной чертой болида формулы 1 безусловно считается наличие большой прижимной силы. Именно она дает возможность проходить повороты на скоростях, недостижимых любым иным спортивным авто. Тут имеется один примечательный момент: почти все повороты пилотам просто необходимо проходить на весьма большой скорости, чтобы прижимная сила могла удерживать автомобиль на трассе, если же скорость скинуть то можно вылететь с трассы так как прижимная сила станет мала.
www.nauka-prosto.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуКонструктор | Сезон(ы) | Победы | Серия побед | |
---|---|---|---|---|
1 | McLaren | 1988 | 11 | Бразилия, Сан-Марино, Монако, Мексика, Канада, Детройт, Франция, Великобритания, Германия, Венгрия, Бельгия |
2 | Ferrari | 2002 | 10 | Канада, Европа, Великобритания, Франция, Германия, Венгрия, Бельгия, Италия, США, Япония |
Mercedes | 2018-2019 | 10 | Бразилия, Абу-Даби, / Австралия’19, Бахрейн’19, Китай’19, Азербайджан’19, Испания’19, Монако’19, Канада’19, Франция’19 | |
3 | Red Bull | 2013 | 9 | Бельгия, Италия, Сингапур, Корея, Япония, Индия, Абу-Даби, США, Бразилия |
4 | McLaren | 1984-1985 | 8 | Великобритания, Германия, Австрия, Нидерланды, Италия, Европа, Португалия / Бразилия’85 |
Ferrari | 2003-2004 | 8 | Италия, США, Япония / Австралия’04, Малайзия’04, Бахрейн’04, Сан-Марино’04, Испания’04 | |
5 | Ferrari | 1952-1953 | 7 | Бельгия, Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия / Аргентина’53 |
Williams | 1993 | 7 | Канада, Франция, Великобритания, Германия, Венгрия, Бельгия, Италия | |
Ferrari | 2004 | 7 | Европа, Канада, США, Франция, Великобритания, Германия, Венгрия | |
Mercedes | 2015 | 7 | Китай, Бахрейн, Испания, Монако, Канада, Австрия, Великобритания | |
6 | Ferrari | 1953 | 6 | Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания, Германия, Швейцария |
Williams | 1987 | 6 | Франция, Великобритания, Германия, Венгрия, Австрия, Италия | |
Williams | 1995-1996 | 6 | Австралия / Австралия’96, Бразилия’96, Аргентина’96, Европа’96, Сан-Марино’96 | |
Ferrari |
ru.wikipedia.org
Спортивный регламент «Формулы-1» — свод правил, описывающих порядок проведения Гран-при «Формулы-1», права и обязанности команд и пилотов.
Каждый автомобиль, принимающий участие в гонке, имеет свой гоночный номер. До 2014 года номера распределялись следующим образом:
Начиная с сезона 2014 вводится правило постоянных, пожизненных, персональных номеров для всех пилотов. Гонщикам предложено выбрать номера от 2 до 99 (за исключением номера 17, который посмертно закреплен за Жюлем Бьянки), под которыми они будут выступать в Формуле 1 на протяжении всей карьеры. Номер 1 резервируется исключительно для чемпиона прошедшего сезона, является переходящим, но не обязательным для использования в течение сезона. Номер закрепляется за пилотом и действителен в течение трёх лет после прекращения им выступления в Формуле-1, затем номер попадает в пул доступных для выбора номеров.
За многолетнюю историю Формулы-1 формат квалификации изменялся несколько раз.
Ниже приведён действующий регламент квалификации на 2011 год при условии, что в чемпионате будут принимать участие 12 команд.
Гонка проводится в воскресенье. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Дистанция гонки не может быть меньше, чем 305 км (исключение — Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним. В случае остановки гонки время остановки будет добавлено к лимиту в 2 часа, но при этом даже с добавленным временем гонка не может продолжаться более 4 часов.
В течение гонки команда может использовать произвольное количество пит-стопов для смены резины, замены повреждённых частей (если это разрешено) и изменения настроек переднего антикрыла. Однако, дозаправка по ходу гонки запрещена[2]. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки. Часто более выгодная стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов в зависимости от трассы, машины и выбранной стратегии. В течение гонки каждый пилот должен пройти хотя бы 1 круг на всех двух типах сухой резины (исключением является дождевая гонка) Заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость до 80 км/ч (во время городских гран-при — до 60 км/ч). Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лейн короче пути по трассе.
Если проблема возникает после возвращения на стартовую решетку в конце прогревочного круга, должна быть выдержана следующая процедура:
Если создается проблема, которая может вызвать опасность во время старта, пилот должен поднять обе руки, сигнализируя об этом. Ответственные за этот ряд поля маршалы тут же должны начать махать желтыми флагами. Если директор гонки считает, что старт гонки надо отложить, то через две секунды после зажигания сигналов отмены старта должны загореться зеленые сигналы светофора. Будет показана доска с объявлением «Дополнительный прогревочный круг» и все машины, которые могут сделать это, должны покинуть стартовую решетку и уйти на дополнительный прогревочный круг, а машина, на которой возникла проблема, будет откачена на пит-лейн.
Затем команда может попытаться решить проблему и если это успешно, то машина сможет принять старт с пит-лейн. Если таких машин больше одной, их стартовый порядок определяется очерёдностью их прибытия к концу пит-лейн. Каждый раз при подобном происшествии дистанция гонки сокращается на 1 круг.
Если после начала прогревочного круга и до начала гонки старт по каким-либо причинам требуется отложить, то об этом просигнализируют мигающие оранжевые огни на светофоре и информационное табло «Отложенный старт». Гонщики остаются на стартовой решетке и прекращают работу двигателей. С этого момента инициируется предстартовая процедура, начиная с момента «5 минут до старта».
Стандартная стартовая процедура в этом случае может быть изменена следующим образом:
Для дополнительной сигнализации гонщикам о различных событиях во время свободных заездов, квалификации и гонки маршалы используют флаги различного цвета. Вместо флагов могут использоваться специальные световые табло.
Решение о демонстрации такого флага принимает исключительно дирекция гонки.
Сигнал об окончании гонки или практики. Демонстрируется на финише последнего круга гоночной дистанции или в конце практики.
Остановка гонки. Этот флаг одновременно демонстрируют все маршалы по трассе. Все гонщики должны немедленно прекратить гонку и выполнять действия по процедуре «остановка гонки»
Предупреждение участнику за неспортивное поведение. Демонстрируется вместе с белым номером машины на чёрной доске. Выносится лишь однажды, следующее проявление подобного рода действий может повлечь штрафные санкции.
Дисквалификация участника. Демонстрируется вместе с белым номером машины на чёрной доске. Гонщик, получивший подобный сигнал, в течение круга должен покинуть гонку и остановиться в боксах своей команды. Решение о дисквалификации принимается стюардами ФИА.
Демонстрируется вместе с белым номером машины на чёрной доске. Сообщение гонщику, что техническое состояние его машины составляет угрозу для него самого и/или безопасного проведения гонки. В течение круга пилот должен остановиться в боксах своей команды для устранения неисправностей.
Решение о демонстрации такого флага принимается маршалами, отвечающими за определённый участок трассы.
Сигнал о возможной опасности. Возможны варианты демонстрации:
Обгоны запрещены, начиная с места демонстрации маршалом жёлтого флага и пока гонщик не проедет зелёный флаг, сигнализирующий о конце опасной зоны.
Сигнализирует об ухудшении условий сцепления с асфальтом из-за масла или воды на трассе. Флаг показывается неподвижным в течение не менее чем 4 кругов, если только сцепные свойства не вернутся к нормальным.
Разрешено движение в обычном ритме. Обычно указывает на конец опасной зоны.
На трассе находится медленно движущийся автомобиль (участника или официальная машина).
Демонстрируется пилоту, которого должны обогнать.
Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а команд — за Кубок конструкторов. На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Команда получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков и выявляются победители в обеих номинациях.
За гонку очки получают первые 10 пилотов, если они попали в итоговую классификацию. Система начисления очков такова:
Более подробно система начисления очков описана в статье «Система начисления очков в Формуле-1».
ru.wikipedia.org
Формула-1 h3O | |
---|---|
Логотип «F1h3O» | |
Категория | Катамаран, одномоторный, одноместный |
Страна или регион | Международная |
Первый сезон | 1981 |
Пилоты | 18 |
Команды | 9 |
Конструкторы | BaBa · Blaze · DAC · Dragon · Molgaard · Moore |
Поставщики двигателей | Mercury Marine (англ.)русск. |
Действующий чемпион | Шон Торренте (команда Абу-Даби) |
Действующая команда-чемпион | Абу-Даби |
Текущий сезон | |
Официальный сайт |
Водно-моторная Формула-1 (Formula One UIM World Championship) — класс гоночных судов, название чемпионата мира по соревнованию на водно-моторной технике класса «Формула-1».
История «Формулы-1» на воде начинается с 1962 года, когда инженеры-гонщики австриец Дитер Шульц (Dieter Schulze) (умер 20 февраля 2012 года), а затем итальянец Анджело Молинари (Angelo Molinari) построили независимо друг от друга первые спортивные катамараны. Однако сам чемпионат в классе «Формула-1» стал официально проводиться только с 1981 года, после утверждения на пленуме Международной Водно-моторной ассоциации в Монте-Карло названия «Формула-1 Н2О».
В первые годы «водной Формулы-1» было регламентировано два подкласса гоночных судов:
В 1989 году объём двигателя во всех классах был ограничен двумя литрами, в результате чего OZ и ON объединились.
«Формула-1» на воде, как и на суше, является результатом наивысших инженерных достижений в технике и спорте. Для получения высоких показателей используются новейшие и дорогие материалы. Сами лодки построены по принципу «туннельного катамарана». Корпуса готовятся специализированными фирмами, двигатели двухтактные, стандартные от одного поставщика — Mercury. Ниже приведены характеристики одного из судов, принимающего участие в чемпионате мира 2005 года.
катера F1 на гонке в Сингапуре, 2004 г.Технические характеристики катамарана Hull DAC CM-99:
Двигатель Mercury 2,5 Litre EFI
Большое внимание уделено безопасности — гонщики пользуются системой поддержки HANS (хотя её использование и не обязательно), а также подушками безопасности (обязательно) — ведь катера могут столкнуться в лоб с бетонными пирсами, нередко ограждающими трассу, как например, в Санкт-Петербурге. Поплавки заполнены легковесными материалами, при нарушении плавучести в целом затопление производится на корму, так чтобы кабина гонщика оставалась над водой, что дополнительно обеспечивается надувным мешком позади кабины.
Планируется переход на 4-тактные моторы [1], по экологическим соображениям, что вызывает энтузиазм со стороны автомобильных компаний-производителей моторов схожих параметров — BMW, Porsche, Cosworth. В дискуссии о моторах указывается также и финансовый вопрос — команды хотели бы получить всю систему — двигатель и трансмиссию — в сборе за 75 тыс. долл.
Лодки F1 используются также в американской серии ChampBoat Series [2].
Число участников одного этапа ограничено и не может превышать 24. Весь уикенд проходит в два дня — субботу и воскресенье, в странах Ближнего Востока их проводят в четверг и пятницу, ввиду того, что пятница в мусульманских странах выходной день. В субботу спортсмены участвуют в свободной практике, которая проходит на гоночной акватории [3].
Квалификация проводится тремя сессиями, в ходе последней 6 лучших по итогам первых двух сессий имеют ещё по одной возможности показать быстрейший круг, по итогам которого и осуществляется расстановка на старте. Старт дается с места, от стартового пирса. Все катера выстраиваются в один ряд, начиная с победителя квалификации на левом конце, ближайшем к трассе.
Перед гонкой проводится ещё одна свободная практика. Гонки проводятся по замкнутой трассе длиной около 2 км. Трассы прокладываются на закрытых акваториях (озера, бухты, устья рек), имеют направление против часовой стрелки, так что все повороты левые, однако как минимум один поворот должен быть правым (прохождение правого поворота вызывает у гонщиков бо́льшие трудности, так как катера приспособлены под левые повороты. Если левые повороты маркируются красными буями, то правые — желтыми, с внешней стороны трасса никак не ограничена (ограничена берегом или стенами пирсов и набережных), буи расположены банками по 2-3, наезд на буй приводит к штрафу спортсмена в один круг. Гонка длится 45 минут, за которые участники проходят 45-55 кругов. Награждение проводится по 10-местной системе — 20-15-12-10-8-6-4-3-2-1 очко.
С 2009 г. этапы состоят из двух 30-минутных гонок. Квалификация будет проводиться по прежней системе, в две сессии. Старт будет проводиться с фиксированных по итогам квалификации позиций, но во второй гонке первая шестёрка будет развернута в обратном порядке.
Лидеры по количеству чемпионских званий:
F1h3O — новый имидж чемпионата мира «Формула 1» на воде Международного союза водно-моторного спорта (UIM). Гонки в классе «Формула 1» на воде (F1h3O) в России проходили одиннадцать раз, из них восемь в Ленинграде (затем в Санкт-Петербурге) (в 1990 году, с 1995 по 1999 годы включительно, в 2008 и 2009 годах), дважды «Формулу-1» принимали Москва и Казань. Организатором этапа 2008 и 2009 года, по поручению губернатора Санкт-Петербурга, является Федерация водно-моторного спорта и яхтенного туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области, президент — Ю. Х. Лукманов. Официальными представителями чемпионата мира «Формула-1» на воде (F1h3O) на территории России и бывшего СССР являются Петр Пылаев и Алексей Ишутин (старший). Санкт-Петербург по праву является центром водно-моторного спорта России и одним из признанных водно-моторных центров мира. F1h3O в современном водно-моторном спорте — вершина всех вершин. Эти соревнования по праву возглавляют список международных гонок, проведённых в Санкт-Петербурге в последние пятнадцать лет. Всего таких гонок прошло 51, другого такого города нет ни в России, ни в мире. Гонки чемпионата мира впервые прошли в третьем российском городе — Казани (на озере Нижний Кабан в центре города) 16-17 июля 2011 г., затем в 2012 г. и организаторами планируется проводить их в будущем здесь также регулярно. 29-31 июля 2011 г. гонки чемпионата мира впервые прошли в городе Вышгороде Киевской области Украины в акватории Киевского водохранилища.
История соревнований по водно-моторному спорту высшего мирового уровня в Ленинграде, затем в Санкт-Петербурге за последние 15 лет:
1990 — 1 race U.I.M. - W.F.W.M.S. F1 World Championship (Grand-Prix of USSR), Leningrad[1][2]
1992—2009 — 7 races U.I.M. F1 World Championship (Grand Prix of Russia, Grand Prix of Europe), Saint-Petersburg
1997—1999 — 3 races U.I.M. F3 World Championship (Grand Prix of Russia), Saint-Petersburg
1999 — U.I.M. F4 World Championship, Saint-Petersburg
1998, 2001, 2009 — U.I.M. FF CC
2000, 2002, 2009 — U.I.M. FF WC
1997, 1998 — U.I.M. OC1 World Championship, Grand Prix of Russia
1998—2002 — 5 races U.I.M. Aquabike Class Pro WC & CC
2003—2009 — 7 races U.I.M. WC, Endurance Pneumatics, Saint-Petersburg
2004 — U.I.M. CC, Endurance Pneumatics, Saint-Petersburg
2000—2009 — 18 ordinary international races Russian Championship, Endurance Pneumatics, Saint-Petersburg
Лодка Формулы-1 (Санкт-Петербург, 2009 год)
Лодка Гвидо Каппеллини (Санкт-Петербург, 2009 год)
ru.wikipedia.org
2 килограмма
В среднем именно столько теряет пилот во время каждого Гран При, сжигая 600 ккал. Сердце пилота бьется с ритмом 190 ударов в минуту.
100 комплектов
100 комлектов наушников для идеальной радиосвязи используется командой во время Гран При. Также багаж команды включает в себя 16 больших компьютеров и 26 ноутбуков.
28 тонн
28 тонн – таков вес багажа команды Формулы 1. Здесь как минимум 3 шасси, двигатели, запасные части, инструмент, оборудование для боксов и т.д. В целом, команда упаковывает около 10,000 наименований, включая примерно 1,500 бумажных салфеток с логотипом команды.
55 метров
Именно столько требуется болиду Формулы 1, чтобы полностью остановится при торможении со скорости 200 км/ч за 1,9 сек. Прижимная сила составляет 5G, таким образом, пилот с весом 75 кг «наваливается» на ремни безопасности с нагрузкой равной 375 кг.
Для сравнения, обычный автомобиль компакт класса будет тормозить все 4,1 сек на протяжении 118 метров с той же самой скорости 200 км/ч до полной остановки.
3300 литров
Во время жарких Гран При командой и ее гостями выпивается 3300 литров воды и безалкольных напитков. Пилоту в кокпите приходится совсем не сладко – организм теряет с потом 1,5 литра жидкости.
500 метров
500 метров коммуникационных и 300 метров силовых кабелей прокладывается в гаражах команды Формулы 1 для проведения гонки.
70 человек
В таком составе команда участвует в Гран При на протяжение уик-энда. Во время проведения тестов можно насчитать до 60 человек в штате.
950 градусов
Такую температуру можно измерить в выхлопной трубе во время работы двигателя, тормозные диски при торможении нагреваются свыше 1,000 градусов. Покрышки гораздо холоднее – до 130 градусов, но при температурах свыше этой повышается риск пузырения резины. Средняя температура внутра кокпита – 50 градусов.
1200 литров
1200 литров топлива сжигается болидами одной команды за гоночный уик-энд, в добавок к этой цифре в расход списывается примерно 70 литров моторного масли и до 30 литров трансмиссионного масла. Двигатель мощностью 750 bhp не страдает отсутствием аппетита – расход топлива составляет около 70 литров на 100 км, или же 0,078 литра на каждую единицу мощности. Потрясающее сравнение – стандартный автомобиль компакт класса потребит аж 0,093 литра на единицу мощности – на 19% больше, чем болид Формулы 1.
16,000 километров
16 тысяч километров – такова общая длина нитей фиброволокна высочайшей марки Т800, которое уходит на изготовление всего лишь одного шлема. Примерно 12,000 нитей толщиной в 15 раз меньше, чем человеческий волос – залог безопасности пилота.
3,100 раз
3,100 раз пилоты переключают передачи во время Гран При Монако. Любое другое Гран При обходится с пилотами менее жестоко – требуется «всего лишь» 2,600 переключений.
129 часов
Требуется затратить на сборку двигателя, который состоит из 5,000 индивидуальных частей
1,067 кругов
Именно столько кругов общей дистанцией 5,178.87 км нужно проехать пилотам Формулы 1 в сезоне 2007 года. Чемпионат состоит из 17 гонок в 17 странах на 4 континентах.
8,000,000 раз
8 миллионов раз зажигается топливная смесь в двигателе болида Формулы 1 на протяжение каждого Гран При длиной в 300 км.
250,000 часов
Четверь миллиона человеко-часов уходит на болид Формулы 1 от начала дизайна до его изготовления. 4,500 чертежей 200,000 индивидуальных частей за год – цена участия в чемпионате Формулы 1.
180 км/час
Этой скорости достаточно болиду, чтобы прижимная сила сравнялась с его весом, и тогда, теоретически, болид может ехать по потолку!
$500
Готовы создать команду Формулы 1 и бороться за первые места? Тогда не забывайте о стоимости каждого пройденного километра болидом Формулы 1 – $500, а также и о том, что дистанция чемпионата – 5,000 км.
ekabu.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Список Гран-при Формулы-1 — список всех этапов, входивших в чемпионат мира FIA, начиная с 1950 года.
Гран-при (фр. Grand Prix) — традиционное название для главных гонок автоспорта. Эта традиция закрепилась в начале XX века. Все гонки, когда-либо входившие в чемпионаты мира Формулы-1, носили название Гран-при (за исключением 11 гонок 500 миль Индианаполиса, входивших в календарь чемпионатов 1950—1960 годов).
По состоянию на последнюю гонку сезона 2019 года, в рамках чемпионата мира прошли 1018 Гран-при (включая 11 зачетных этапов гонок 500 миль Индианаполиса в 1950—1960 годах, формально не носивших название Гран-при).
Страны и треки, на которых проходили или проходят Гран-при Количество проведённых этапов, входивших в зачёт чемпионата мира, по странам, в которых они проходилиЖирным шрифтом выделены 22 Гран-при 2020 сезона. Вся статистика дана на конец 2019 сезона.
Гран-при | Год(ы) | Кол-во |
---|---|---|
Гран-при Абу-Даби | 2009—2019 | 11 |
Гран-при Аргентины | 1953—1958, 1960, 1972—1975, 1977—1981, 1995—1998 | 20 |
Гран-при Австралии | 1985—2019 | 35 |
Гран-при Австрии | 1964, 1970—1987, 1997—2003, 2014—2019 | 32 |
Гран-при Азербайджана | 2017—2019 | 3 |
Гран-при Бахрейна | 2004—2010, 2012—2019 | 15 |
Гран-при Бельгии | 1950—1956, 1958, 1960—1968, 1970, 1972—2002, 2004—2005, 2007—2019 | 64 |
Гран-при Бразилии | 1973—2019 | 47 |
Гран-при Великобритании | 1950—2019 | 70 |
Гран-при Сизарс-пэласа | 1981—1982 | 2 |
Гран-при Канады | 1967—1974, 1976—1986, 1988—2008, 2010—2019 | 50 |
Гран-при Китая | 2004—2019 | 16 |
Гран-при Далласа | 1984 | 1 |
Гран-при Детройта | 1982—1988 | 7 |
Гран-при Нидерландов | 1952—1953, 1955, 1958—1971, 1973—1985 | 30 |
Гран-при Европы[1] | 1983—1985, 1993—1997, 1999—2012, 2016 | 23 |
Гран-при Франции | 1950—1954, 1956—2008, 2018—2019 | 60 |
Гран-при Германии | 1951—1954, 1956—1959, 1961—2006, 2008—2014, 2016, 2018—2019 | 64 |
Гран-при Венгрии | 1986—2019 | 34 |
Гран-при Индии | 2011—2013 | 3 |
Индианаполис 500 | 1950—1960 | 11 |
Гран-при Италии | 1950—2019 | 70 |
Гран-при Японии | 1976—1977, 1987—2019 | 35 |
Гран-при Кореи | 2010—2013 | 4 |
Гран-при Люксембурга[2] | 1997—1998 | 2 |
Гран-при Малайзии | 1999—2017 | 19 |
Гран-при Мексики | 1963—1970, 1986—1992, 2015—2019 | 20 |
Гран-при Монако | 1950, 1955—2019 | 66 |
Гран-при Марокко | 1958 | 1 |
Гран-при Тихого океана[3] | 1994—1995 | 2 |
Гран-при Пескары[4] | 1957 | 1 |
Гран-при Португалии | 1958—1960, 1984—1996 | 16 |
Гран-при России | 2014—2019 | 6 |
Гран-при Сан-Марино[5] | 1981—2006 | 26 |
Гран-при Сингапура | 2008—2019 | 12 |
Гран-при Южной Африки | 1962—1963, 1965, 1967—1980[6], 1982—1985, 1992—1993 | 23 |
Гран-при Испании | 1951, 1954, 1968—1979[7], 1981, 1986—2019 | 49 |
Гран-при Швеции | 1973—1978[8] | 6 |
Гран-при Швейцарии | 1950—1954[9], 1982[10] | 6 |
Гран-при Турции | 2005—2011 | 7 |
Гран-при США | 1959—1980, 1989—1991, 2000—2007, 2012—2019 | 41 |
Гран-при США-Запад | 1976—1983 | 8 |
Гран-при Вьетнама | 0 |
ru.wikipedia.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Согласно спортивному регламенту Формулы-1 длина дистанции гонки составляет или минимально превосходит 305 км (260 км в Гран-при Монако). Но гонка завершается досрочно по временному лимиту в одном из двух случаев:
Благодаря большой средней скорости болидов Формулы-1, гонщики в большинстве случаев успевают проходить дистанцию за отведенное время. Тем не менее, на медленных трассах и/или при плохих погодных условиях возможна досрочная остановка гонки.
По истечении временного лимита гонки круг, на котором находится лидер, объявляется последним.
Гран-при | Продолжительность гонки | Запланировано кругов | Пройдено кругов |
---|---|---|---|
Гран-при Испании 1974 года | 2:00:29,56 | 90 | 84 |
Гран-при Монако 1975 года | 2:01:21,31 | 78 | 75 |
Гран-при Бразилии 1981 года | 2:00:23,66 | 63 | 62 |
Гран-при Португалии 1985 года | 2:00:28,006 | 69 | 67 |
Гран-при Венгрии 1986 года | 2:00:34,508 | 77 | 76 |
Гран-при США 1989 года | 2:01:33,133 | 81 | 75 |
Гран-при Австралии 1989 года | 2:00:17,421 | 81 | 70 |
Гран-при США 1991 года | 2:00:47,828 | 82 | 81 |
Гран-при Монако 1996 года | 2:00:45,629 | 78 | 75 |
Гран-при Монако 1997 года | 2:00:05,654 | 78 | 62 |
Гран-при Монако 2008 года | 2:00:42,742 | 78 | 76 |
Гран-при Сингапура 2012 года | 2:00:26,144 | 61 | 59 |
Гран-при Сингапура 2017 года | 2:03:23.544 | 61 | 58 |
Общее время ряда гонок также превышало 2 часа (например, Гран-при Кореи 2010 года продолжалось 2:48:20,810), но эти гонки останавливались из-за красных флагов. Так Гран-при Канады 2011 года продолжалось 4:04:39.537. Начиная с сезона 2012 года максимальное время гонки ограничено 4 часами, но на практике это правило пока не применялось.
[1]
ru.wikipedia.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2019; проверки требуют 13 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2019; проверки требуют 13 правок.Сре́дняя ско́рость — это скорость, определяемая отношением перемещения (S) при неравномерном движении к промежутку времени, за который это перемещение произошло.
В кинематике, некоторая усреднённая характеристика скорости, движущегося тела (или материальной точки). Различают два основных определения средней скорости, соответствующие рассмотрению скорости как скалярной либо векторной величины: средняя путевая скорость (скалярная величина) и средняя скорость по перемещению (векторная величина). При отсутствии дополнительных уточнений, под средней скоростью обычно понимают среднюю путевую скорость.
Средняя (путевая) скорость — это отношение длины пути, пройденного телом, ко времени, за которое этот путь был пройден:
Средняя скорость равна среднему арифметическому от скоростей тела во время движения только в том случае, когда тело двигалось с этими скоростями одинаковые промежутки времени. (В случае, если тело двигалось с разными скоростями неодинаковые промежутки времени, среднюю скорость можно вычислить как взвешенное среднее арифметическое этих скоростей с весами, равными соответствующим промежуткам времени.)
В то же время если, например, половину пути автомобиль двигался со скоростью 180 км/ч, а вторую половину со скоростью 20 км/ч, то средняя скорость будет 36 км/ч. В примерах, подобных этому, средняя скорость равна среднему гармоническому всех скоростей на отдельных, равных между собой, участках пути. Если участки пути, по которому двигалось тело с разными скоростями, не равны между собой, то средняя скорость будет равна взвешенному среднему гармоническому всех скоростей с весами — длинами соответствующих этим скоростям участков пути.
Можно также ввести среднюю скорость по перемещению, которая будет вектором, равным отношению перемещения ко времени, за которое оно совершено:
Средняя скорость, определённая таким образом, может равняться нулю даже в том случае, если точка (тело) реально двигалась (но в конце промежутка времени вернулась в исходное положение).
Если перемещение происходило по прямой (причём в одном направлении), то средняя путевая скорость равна модулю средней скорости по перемещению.
ru.wikipedia.org