RU (495) 989 48 46
Пленка на бампер

АНТИГРАВИЙНАЯ ЗАЩИТА БАМПЕРА

 

Список моделей автобус


Список моделей автобусов и троллейбусов по ОН 025270-66

В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. Номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая - номер модификации. Вторая цифра номера 2 и означает, что это автобус либо троллейбус (есть несколько исключений, например, опытный КАвЗ-3100 и серийный КАвЗ-3976). Первая цифра - класс автобуса по вместимости, определяемый габаритной длиной:

После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии заводы МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и E для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.

Особо малый класс

Малый класс

Средний класс

Большой класс

 

Оcобо большой класс

 

www.bus2.ru

Производители автобусов — Википедия

Производители автобусов — автомобильные заводы, специализирующиеся на выпуске автобусов.

Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине, был построен в Германии в 1894—1895 годах заводом «Бенц».

Производители автобусов России и СНГ[править | править код]

Маршрутное такси ГАЗ-32213 «Газель» (образца 2003 года) Междугородный ГолАЗ-5291 «Круиз»
Производство автобусов в СНГ
(по данным АО АСМ-Холдинг на 2009 год)
Российская Федерация
Все заводы 36733
АО ГАЗ, Нижний Новгород 12077
АО УАЗ, Ульяновск 7685
ООО ПАЗ, Павлово 7259
ООО Соллерс-Елабуга, Елабуга 3450
ООО СТ Нижегородец, Нижний Новгород 2015
ООО ЛиАЗ, Ликино-Дулёво 1074
АО НефАЗ, Нефтекамск 706
ООО Самотлор-НН, Нижний Новгород, Балахна, Семёнов 541
ООО КАвЗ, Курган 526
ООО РЗГА, Таганрог 400
ООО ВАП Волжанин, Волжский 379
АО АЗ Урал, Миасс 276
ОАО «Голицынский автобусный завод», Голицыно 127
ООО РоАЗ, Ростов-на-Дону 83
ООО Русские автобусы Марко, Павлово, Голицыно 53
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург 36
ОАО Транс-Альфа Электро, Вологда 20
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск 19
ЗАО ТролЗа, Энгельс 4
АМО ЗИЛ, Москва 3
Беларусь
Все заводы 1514
ПРУП МАЗ, Минск 1176
ПРУП ОЗ Неман, Лида н.д.
РУП Гомельский АРЗ, Гомель н.д.
ПРУП Белкоммунмаш, Минск н.д.
Украина
Все заводы 1626
Корпорация «Богдан», Черкассы, Луцк 605
ОАО Часовоярский ремзавод, Часов-Яр 432
Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), Запорожье 172
Корпорация «Транспортный союз Донбасса» (Волжанин) Красний Луч 33
Корпорация «Эталон» (БАЗ, ЧАЗ, ГалАЗ), Борисполь, Чернигов, Львов 82
Анто-Рус, Херсон 15
Львовский автобусный завод (ЛАЗ), Львов 153
Казахстан
Bogdan group
Семипалатинский автосборочный завод (СемАЗ) — ТОО Daewoo Bus Kazakhstan
Узбекистан
Самаркандский автомобильный завод (САЗ)

Австралия[править | править код]

Bustech, Volgren

Австрия[править | править код]

Kutsenits, OAF, Steyr Bus, Pucher

Аргентина[править | править код]

Jose Troyano, Metalsur, Metalpar, Saldivia, Sudamericanas

Бельгия[править | править код]

Jonckheere, Van Hool

Болгария[править | править код]

Чавдар

Бразилия[править | править код]

Agrale, Busscar, Comil, Marcopolo, Induscar / Caio, Neobus, Ciferal, Maxibus, Fabusforma, Engerauto

Великобритания[править | править код]

Albion Motors, Dennis Specialist Vehicles, BMMO, Bedford Vehicles, Guy Motors, Optare, Overland-Ford, Park Royal Vehicles, Plaxton, Alexander Dennis

Венгрия[править | править код]

Ikarus, Kravtex KFT, NABI, Rába, Csepel, Puli, Mavaut, Mavag

Венесуэла[править | править код]

FANABUS

Германия[править | править код]

Klassen-Automobile, Drögmöller, EA KFB, Ernst Auwärter, Kowex, MAN, Mercedes, Neoplan, Setra

Нидерланды[править | править код]

APTS (Phileas), Bova, Berkhof, DAF, Den Oudsten, Kusters, Omnibus Trading

Гонконг[править | править код]

Alfredo Caetano, Boulevard

Греция[править | править код]

Biamax, ELBO, Saracakis, Sfakianakis

Израиль[править | править код]

Merkavim

Индия[править | править код]

Ashok Leyland, Force Motors, Tata Motors, Sutlej Motors, Eicher Goodearth

Иран[править | править код]

Iran Khodro Industrial

Ирландия[править | править код]

Wrightbus

Испания[править | править код]

Carrocerías Ayats, Beulas, Carrocera Castrosua, Tata Hispano, Irizar, Noge, Pegaso, Sunsundegui, UNVI, Indcar

Италия[править | править код]

Autodromo, Carrozzeria Barbi, BredaMenarinibus, Cacciamali, De Simon, Fiat, Iveco, Orlandi, Tomassini, Dalla Via Autobus

Канада[править | править код]

Canadian Car and Foundry, Girardin Minibus, New Flyer Industries, Nova Bus, Prevost Car, Orion Bus Industries

Казахстан[править | править код]

Автобусы Daewoo ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» г. Семей

Китай[править | править код]

Foton AUV, ANDA Bus, Ankai, Ltd, ANKAI Vehicle Bus, Beijing General Coach, First Automotive Works, FEIDIE AUTOMOBILE, Golden DRAGON Bus, HENGSHAN Auto, Higer Bus Company Limited, Jinhua Neoplan Bus Company, JINGTONG Bus, Jiangsu Mudan, King Long, NORTH Bus, Henan Shaolin Auto, Shanghai Shenlong Bus Corp., Shenyang Feilong, SHUCHI Bus, SUNWIN Bus (Volvo) JS Co., Ltd, XINXIN Holding, YAXING-Benz[автобусы yaxing] ZHONGTONG Bus, ZONDA Bus, SHAAXI, FAF, Zhengzhou Yutong Bus

Корея[править | править код]

Daewoo Bus, Hyundai, Kia, Ssang Yong

Монголия[править | править код]

Цахилгаан Тээвэр — Государственная акционерная компания

Малайзия[править | править код]

Jit Luen, MTrans

Мексика[править | править код]

DINA S.A.

Новая Зеландия[править | править код]

Designline

Норвегия[править | править код]

Arna

Польша[править | править код]

Autosan, AMZ Kutno, Jelcz, Solaris Bus & Coach, EvoBus Poland, Polskie Autobusy, FA Solbus, Kapena S. A., Man Bus Poland, Scania Poland, Solbus, Volvo Poland Buses

Португалия[править | править код]

Salvador Caetano, Camo, Thrighn, Irmaos Mota & Ca. Lda, Marcopolo Industria de Carocarrias S. A. (филиал бразильского Marcopolo)

Сербия[править | править код]

Икарбус

Словения[править | править код]

Tovarna vozil Maribor

США[править | править код]

ABC Companies, Aerocoach, AEC (Associated Equipment Company), AM General, Bering Truck, Motor Coach Industries, Blue Bird Corp., Thomas Built Buses, Fifth Avenue Bus Company, Ford Motor Company, Freightliner, GMC (General Motors), General Motors Diesel Division Buses, Gillig, Goshen Coaches, International, NABI, Orion Bus Industries, Navistar

Тайвань[править | править код]

Zuyih

Турция[править | править код]

BMC, Temsa, Mercedes-Benz Türk, Anadolu Isuzu, Otokar, Otoyol, MANAS (MAN A. S.)

Украина[править | править код]

ЗАО «Львовский автобусный завод» (ЛАЗ), Корпорация «Богдан», автомобильный завод «Анторус», Корпорация «Транспортный Союз Донбасса» «ТСД», Корпорация «Эталон», ОАО «Черкасский автобус»

Финляндия[править | править код]

Ajokki, Delta, Kabus, Kiitokori, Lahden Autokori, Wiima, Lahti, Sisu, Kabus.

Франция[править | править код]

ACMAT, Fast Concept Car, Heuliez Bus, Renault Bus, Peugeot

Чехия[править | править код]

Karosa, SOR Libchavy, Skoda, Ross, Tedom

Швейцария[править | править код]

Carrosserie Hess

Швеция[править | править код]

Carrus, Scania, Saffle, Volvo Bussar

Южно-Африканская республика[править | править код]

MAN Bus & Coach South Africa (филиал MAN)

Япония[править | править код]

Fuji Heavy Industries, Hino Motors, UD Trucks, Mitsubishi Fuso Truck & Bus Corp, Isuzu

ru.wikipedia.org

Список моделей автобусов и троллейбусов по ОН 025270-66

Общая информация

В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. Номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая — номер модификации. Вторая цифра номера 2 и означает, что это автобус либо троллейбус (есть несколько исключений, например, опытный КАВЗ-3100 и серийный КАВЗ-3976). Первая цифра — класс автобуса по вместимости, определяемый габаритной длиной:

После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии заводы МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и E для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.

Особо малый класс

Сифтранс микроавтобус АТ-2201 на базе Peugeot Boxer
Сифтранс микроавтобус АТ-2203 на базе Peugeot Boxer
БРМЗ автобус вахтовый ВАБ-2210 на шасси ГАЗ-53
БРМЗ автобус вахтовый ВАБ-2213 "Прикумье" на шасси ГАЗ-66
Имя-М: микроавтобус на базе Peugeot Boxer
Промтех микроавтобус на базе Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter

Малый класс

БАЗ автобус городской "Пролiсок" на шасси TATA, оп. 2004 г.
ЯлАЗ микроавтобус "Пионер" на шасси ГАЗ-3302, оп. 2007 г.
ПАЗ автобус на базе ПАЗ-672, оп. 1973 г.
ПАЗ автобус на шасси ГАЗ-3310, оп. 2004 г.
ЛАЗ автобус, 1994-1995 гг.
БАЗ автобус городской "Пролiсок" на шасси TATA, оп. 2004 г.
ПАЗ автобус городской/туристический/пригородный, оп. 1973/1974/1977 г. (прототип ПАЗ-3205)
БАЗ автобус туристический "Эдельвейс" на шасси TATA, 2004 г.
ПАЗ полноприводный автобус на основе ПАЗ-3203, оп. 1973 г.
ЧАЗ автобус Таджикистан-3205 (ранее "Таджикистан-5") на шасси ЗиЛ-130, 1978-2007 гг.
ПАЗ автобус, оп. 1993 г.
КАвЗ автобус на шасси ГАЗ-3310, 2005-2007 гг.
ККТ автобус-автоклуб "Кубань", 1981-1983 гг.
ПАЗ автобус "Аврора", оп.
Лессельмаш автобус вахтовый на шасси ГАЗ-53/66/3307, ЗиЛ-131/157, 1991-1997 гг.
СтЗМ вахтовый на шасси УАЗ-3303, 1991-1997
ЧАЗ автобус пригородный, оп. 1993 г.
ДАЗ автобус ДАЗ "Днипро" на базе ГАЗ-3307, 1998-2003 гг.
РУП автобус пригородный Родник-3230 (аналог ЧАЗ-3223) на шасси ЗиЛ-130/4333, с 1995 г.
автозак на базе ГАЗ-2705
АвтоКубань микроавтобус на шасси ГАЗ-3302
Доброта автобус городской Бескид-3232 на шасси ЗИЛ-5301, 2002 г.
Самотлор-НН микроавтобус Самотлор-НН-3237 на базе Mercedes-Benz Sprinter 411/413CDI, Volkswagen LT46)]
ДАЗ автобус ДАЗ-3240 "Днипро" на базе IVECO Daily, оп. 2001 г.
БАЗ автобус БАЗ-3240 "Мустанг"на шасси IVECO-4910, оп. 2003 г.
микроавтобус АТС-3240 на базе ГАЗ-2705
ХАЗ автобус городской/пригородный/школьный "Антон", с 2005 г.
Кержач микроавтобус на базе ГАЗ-2705
Алькаир медицинский автомобиль на базе ГАЗ-2217/3221
СемАР автобус на шасси ЗиЛ-5301
САРЗ пригородный на шасси ГАЗ-53-12 (аналог КАвЗ-3270)
ТАРЗ №1 (с 1994 г. ТАвЗ) автобус пригородный ТАРЗ(ТАвЗ)-3270 на шасси ГАЗ-3307, 1991-2002 гг.
СемАР автобус пригородный САРЗ-3280 на шасси ГАЗ-3307 (аналог КАвЗ-3976), 1995-2005 гг.
Центртранстехмаш автобус на шасси ЗИЛ-5301

Средний класс

Неман автобус городской/междугородний/школьный на базе IVECO Daily 65, с 2009 г.
Неман автобус междугородний/школьный на шасси ГАЗ-3310, с 2011 г.
РУП автобус пригородный Родник-4230 на шасси ЗИЛ-4333, оп. 1998 г.

Большой класс

Оcобо большой класс

ЛАЗ
ЗиУ троллейбус сочленённый ЗиУ-6206, оп. 1995 г.
СВАРЗ троллейбус большой вместимости СВАРЗ-623501 (АКСМ-321)
Волжанин автобус городской «СитиРитм-15» на оригинальном шасси, с 2007 г.

Источники

См. также

dic.academic.ru

Производители автобусов России — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2014; проверки требуют 32 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2014; проверки требуют 32 правки. Мичуринский автобус МАРЗ

Автобус, как вид общественного транспорта, появился в России ещё до революции[1]. На маршрутах использовались машины иностранного производства. Только в тридцатых годах XX века на дороги вышли отечественные автобусы, разработанные на заводе АМО под руководством И.Ф.Германа на базе шасси грузовика АМО-Ф15.

Цифровая классификация моделей[править | править код]

До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей (кроме ГАЗ, имевшего диапазон 1-99). Производители автобусов занимали следующие диапазоны:

Некоторые опытные модели автобусов нумеровались не по стандарту, например: РАФ-08 и РАФ-10, ЗиУ-6 и ЗиУ-8.

В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. Тем не менее, некоторые новые модели выходили с номерами по старой системе: микроавтобус ЗИЛ-119 в 1971 году, троллейбусы ЗиУ-682 и 683 и другие. Многие модели продолжали выходить и получать модификации. В настоящее время на Днепродзержинском автобусном заводе выпускается автобус ЛАЗ-695Н, пронумерованный по старой системе[2].

См. Список моделей автобусов и троллейбусов по ОН 025270-66.

В отраслевой нормали 1966 года номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая — номер модификации. Вторая цифра номера 2 и означает, что это автобус либо троллейбус (Есть исключения, например, опытный КАвЗ-3100 и серийный КАвЗ-3976). Первая цифра — класс автобуса по вместимости, определяемый габаритной длиной:

После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и Т для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.

Российские фирмы-производители (на 2019 год)[править | править код]

Ликвидированные фирмы-производители (в скобках указана дата прекращения деятельности)[править | править код]

Классификация по фирмам-производителям[править | править код]

По классам (длине) различают

В 2010 году в России было произведено 40,9 тыс. автобусов, в 2011 - 44,2 тыс., в 2012 - 58,6 тыс., в 2013 - 53,2 тыс., в 2014 - 44,0 тыс., в 2015 - 36,4 тыс. За январь-ноябрь 2016 года производство выросло к аналогичному периоду 2015 года на 17,4%, составив 38,0 тыс. штук[3].

Производство в 2007 году[4]
Все заводы 88824
ООО «Автомобильный завод ГАЗ», Нижний Новгород 39625
ОАО «УАЗ», Ульяновск 18255
ООО «ПАЗ», Павлово-на-Оке 15031
ООО «КАвЗ», Курган 4083
ООО «ТагАЗ», Таганрог 3371
ООО «ЛиАЗ», Ликино-Дулёво 2894
ООО «Самотлор-НН», Нижегородская область 2034
ОАО «НефАЗ», Нефтекамск 1307
ООО ПКФ «Луидор», Нижний Новгород 1021
ОАО «АЗ Урал», Миасс 990
ОАО «Голицынский автобусный завод», Голицыно 492
ЗАО Тушино-Авто, Москва 465
ЗАО НПП СемАР, Семёнов 395
ООО ВАП Волжанин, Волжский 297
ООО ЕвоБус Русслэнд, Коломна 241
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск 162
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург 132
АМО ЗИЛ, Москва 26
ООО Родниковский машзавод, Родники 18
ООО Вика ЛТД, Курган 2

ru.wikipedia.org

известные и малоизвестные, красивые и не очень — DRIVE2

Полный размер


1. ПАЗ-3205 на выставке «Автопром-1984» на ВДНХ, посвящённой 60-летию советской автомобильной промышленности. На мой взгляд, в такой окраске очень романтичен.

Полный размер


2. Пригородный автобус ЛАЗ-4206. Во второй половине 1980-х должен был прийти на замену старине ЛАЗ-695Н.
3. Король советских автотрасс – междугородний автобус ЗИЛ-127.
4. Передвижной детский театр, созданный на базе автобуса ЗИС-155.

Полный размер


5. Опытный ЛАЗ-699Б, 1969 год. По габаритам кузов автобуса соответствовал модели 699Н, но имел третью пассажирскую дверь в пределах колесной базы. При трехрядной планировке и отсутствии накопительных площадок удалось разместить 31 сиденье, а общая вместимость составила 74 человека. Другими особенностями автобуса стали двигатель ЗиЛ-375, АКПП и рессорно-пневматическая подвеска.

Полный размер


6. Симпатяга! Микроавтобус производства московского Завода имени Лихачева.
7. Один из опытных образцов будующей легенды – городского автобуса ЛиАЗ-677. 1964 год.
8. Экспериментальный микроавтобус "Десна", на шасси УАЗ-452Д, имевший 11 посадочных мест. Был создан в середине 1970-х на "Черниговском Заводе Специального Автотранспорта" (ООО "ЧЗСА").

Полный размер


9. ЗИУ-6-2М — опытный автобус, 1967 год. В интернете можно найти подробности этого проекта. Советую, много интересных вещей там можно прочитать.

Полный размер


10. ЛАЗ-695М – у каждого свои воспоминания, связанные с этой моделью из Львова.

Полный размер


11. А здесь на фото более ранний ЛАЗ-695Е «Львов». Кто-то и такие вспомнит.
12. Опытный КАвЗ-3100 на испытаниях в Москве. В серию курганский вариант укороченного на одну оконную секцию автобуса ЛиАЗ-677 так и не пошел.

Полный размер


13. ЗиС-154 в Казани, середина 1950-х годов.

Полный размер


14. А вот такие экскурсионные автобусы возили наших туристов по дорогам советских курортов у побережья Черного моря.
15. ЛиАЗ-5256.05 — опытный образец кафе-мобиля, созданный НТЦ ЛиАЗа. 1990 год.

Полный размер


16. Автобус – гигант ЯА-2. Самый большой в мире городской автобус был построен в 1934 году на Ярославском автозаводе. Собственная масса машины превышала 9000 кг. Автобус мог перевозить 100 человек — 54 сидящими в креслах, обитых натуральной кожей и 46 стоящими. В салоне имелись занавески на окнах, часы, радиоустановка с двумя динамиками, зеркала.

Полный размер


17. «Космический» ЛАЗ-699И, 1974 год. Автобус предполетной подготовки на стартовой площадке, предназначался для обеспечения и перронной доставки космонавтов.

Полный размер


18. Вариант ЛиАЗа-5256 с модернизированной внешностью. 1988 год.

Полный размер


19. Автобусы ЗИС-155 на конвейере в Москве. 1950 год.

Полный размер


20. Ну и напоследок сегодня. Легендарный микроавтобус «Старт».

Всем солнечного настроения!

Еще больше уникальной информации и любопытных картинок в нашей группе в "В контакте": vk.com/sovietbus

www.drive2.ru

Производители автобусов России

Автор:
05 ноября 2017 12:22

МАРЗ, ГолАЗ, Volgabus, КАВЗ, Родниковский машзавод, ТагАЗ, РоАЗ, ВМЗ, УАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ....

1. Голицынский автобусный завод (ГолАЗ)

ГОЛАЗ-5291 автобус большого класса, предназначен для туристических маршрутов. Модель имеет 45 посадочных мест, комплектуется шестицилиндровым дизельным двигателем D6CA38B, "HYUNDAI MC" (Euro-2) объемом 12920 см3 и мощностью 380 л.с. Силовая установка агрегатируется пятиступенчатой КПП. Новинка модельного ряда ГОЛАЗ, ГОЛАЗ-5291 «Круиз», автобус туристического назначения на 45 посадочных мест оснащается шестицилиндровым двигателем DSC-913 (Euro-2,3) объемом 9 л, мощностью 228 кВт и КПП: GR-801 Н-8+1 (задний ход).

2. Volgabus — российский автобусостроительный завод (до 2013 года — «Волжанин»).

3. КАВЗ (Курганский автобусный завод)

Источник:

КАВЗ-4270 CNG (газовый)

Источник:

fishki.net

Московский автобус — Википедия

Моско́вский авто́бус — сеть автобусных маршрутов города Москвы. Основной вид наземного муниципального общественного транспорта города. Сеть городских автобусов затрагивает не только территорию столицы, но и ряд городов-спутников в Московской области, а также районы Московской области, такие, как Ленинский, Одинцовский, Наро-Фоминский, а также городские округа Домодедово, Химки и Подольск. Также маршрутами охвачен эксклав Зеленоградский округ — маршруты в основную часть Москвы и местные маршруты.

Пригородную сеть (связь Москвы и Московской области) в основном обслуживает ГУП Московской области «Мострансавто». Некоторые из маршрутов проходят по протяжённой территории Москвы, в частности по территориям Новомосковского и Троицкого округов.

Поскольку городские власти не хотели создавать конкуренцию трамваю, первая автобусная линия в Москве была пригородной — от Камер-Коллежского вала в районе Марьиной рощи до Останкино. Она была открыта 17 (30) июля 1907 года и на ней в летний сезон курсировали два открытых автобуса, принадлежавших графу А. Д. Шереметеву: 8-местная линейка «Даймлер» с госномером 1002 и 12-местный шарабан NAG (англ.)русск. с госномером 960. За проезд от Москвы до Останкино был установлен тариф в 15 копеек[2][3][4].

13 июля 1908 года предприниматель А. И. Бузинков пустил по маршруту Петровский парк—Покровское-Глебово, а затем и от Семеновской заставы к Измайловскому зверинцу по два 10-местных автобуса богемской фирмы «Лаурин и Клемент»[5][6].

Автобусные и троллейбусные маршруты города в 1938 году, автобусные маршруты показаны сплошными тонкими линиями

Первый автобусный маршрут в черте Москвы (Тверская застава — Каланчёвская площадь) был открыт 8 августа 1924 года[9]. На линии работали в основном английские машины «Лейланд (англ.)русск.», способные перевозить только 28 пассажиров. Позднее выпуск аналогичных машин был налажен в Ярославле и на ЗИСе. В 1920—1930-е годы активно развивалась маршрутная сеть, но вплоть до 1950-х автобус играл очень незначительную роль в перевозках (около 8 %).

Активное развитие автобусного сообщения в городе произошло в 1950—1960-е годы в связи с резким увеличением его площади и строительством новых жилых районов. Если в 1950 году имелось 50 маршрутов (24 городских и 26 пригородных), то к 1960 году их стало 154 (88 и 66 соответственно), а в 1970 году — уже 256 (226 и 30). Поначалу маршрутная сеть имела в основном радиальный характер (по основным магистралям), однако постепенно сформировались и хордовые линии (особенно к станциям метро). В некоторых окраинных районах автобус надолго стал единственным видом общественного транспорта. К 1980 году число маршрутов увеличилось до 374 (342 и 32), к 1990 году — до 527 (496 и 31). В конце 1980-х автобусом пользовалось ежедневно около 3,3 млн человек (население города составляло 8,5 млн), протяжённость превышала 6 тыс. км, на долю автобуса приходилась треть всех перевозок общественным транспортом.

В 1990-е годы в связи с сокращением финансирования автобусное хозяйство города стало приходить в упадок. Число машин в парках сократилось на 20 % (главным образом, из-за невозможности закупать новый подвижной состав), на столько же уменьшилась и протяжённость линий, хотя последнее частично было связано с открытием новых станций метро и снятием избыточных маршрутов. Так, например, после открытия северного радиуса Серпуховско-Тимирязевской линии метро в 1991 году было укорочено около 10 автобусных маршрутов, ранее следовавших по Бутырской улице и Дмитровскому шоссе.

С конца 1990-х годов уверенную конкуренцию автобусам (как и другим видам наземного общественного транспорта) стали создавать маршрутки.

В 2010 году Департамент транспорта Москвы начал обновлять подвижной состав ГУП «Мосгортранс». Всего столичное транспортное предприятие должно получить 7440 новых транспортных средств, в том числе в 2018 году — 1110 автобусов. Автобусный парк основного городского перевозчика обновился на 90 %[10].

9 августа 2014 года в Москве прошёл парад автобусов, посвященный 90-летию со дня открытия регулярного сообщения[9]. Летом 2016 года проведена приватизация городских маршрутов: треть линий передана от Мосгортранса частным перевозчикам. Большинство частных перевозчиков стали принимать городские билеты[11][12].

Статистика перевозок[править | править код]

Количество пассажиров, перевезенных за год в миллионах человек, включая маршрутки[13][14][15]:

Год 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Число пассажиров, млн 2213,4 2311,8 2591,3 2638,3 2604,5 2725,5 2464,5 1371,1 1316,9 1280 1260 1244,8 1245,7
Электробус КамАЗ-6282 рядом с зарядной станцией. По информации изготовителя, полная зарядка аккумуляторных батарей электробуса совершается за 24 минуты[16].

В мае 2018 года Правительство Москвы провело 2 аукциона на поставку автобусов работающих на электрической тяге (электробусов). Победителями стали КамАЗ и «Группа ГАЗ» (филиал ЛиАЗ), каждый из них по контракту должен поставить 100 электробусов, предоставить 15-летнее сервисное обслуживание и установить 62 зарядные станции, которые пополняют запас энергии транспорта в течение 6-24 минут.

Выход первых электробусов на маршрут планировалось осуществить до конца 2018 года[17], а вероятными маршрутами, на которых первоначально планировалось запустить новый транспорт, назывались № 7, 34к, 42, 76, 36, 83, т25 и 80[18]. Часть из них будет полностью переведена на электробусы, часть останется смешанными[19].

Эксплуатация электробусов началась 1 сентября 2018 года на маршруте № 73 (Алтуфьевское шоссе, 102 — 1-я Останкинская улица), проезд на которых был бесплатным с сентября по октябрь 2018 года. До конца 2018 года планировалось запустить электробусы по маршрутам № 36, 42, 76, 83 и т25[18][20], однако сроки сорваны по причине недопоставок подвижного состава. 18 мая 2019 года маршрут автобуса № т36 стал первым в истории изменённым маршрутом электробуса и был продлён до Вагоноремонтной улицы (заезд в Бескудниковский переулок отменён). В июне 2019 года начата эксплуатация первых электробусов на маршруте, который в прошлом являлся троллейбусным до его замены автобусным (первым таким маршрутом стал № т25).

По состоянию на 31 января 2020 года, обслуживаются электробусами маршруты троллейбуса № 14, 34к, 36, 42, 73, 76, 80, 83, автобуса № 107, 649, 778, 791, 832, т25, т47, т56, н3, Sk1. На электробусных маршрутах, по умолчанию, допускается работа обычного автобуса (как правило, для обучения водителей, а также для экстренной подмены сошедшего с линии электробуса).

Маршруты электробусов[править | править код]

Маршрутная сеть автобусов на электрической тяге (электробусов) организована в рамках действующей автобусной и троллейбусной сети. В настоящее время сосредоточена в центральной, западной, северной и северо-восточной части города. Маршруты электробусов организованы с привязкой к зарядной станции, обустроенных в пределах троллейбусной сети и терминальных транспортно-пересадочных узлов.

Наибольшая густота автобусной сети сосредоточена в окраинных районах, где нет метро, на хордовых направлениях между разными радиусами метро. По нескольким вылетным магистралям организовано движение как обычных, так и полуэкспрессных маршрутов, останавливающихся на ключевых остановках. Во всех случаях автобус выполняет функцию доставки пассажиров из жилых районов к ближайшей станции метро. В центре Москвы автобусных маршрутов практически не было до 2016 года, так как во времена автобусного кризиса начала 1990-х годов их практически все сократили из-за того, что там весьма плотно расположены станции метро и разветвлена сеть более экономичного и экологичного троллейбуса.

Возле значимых станций метрополитена, МЦК и пригородной железной дороги организованы транспортно-пересадочные узлы, некоторые из которых интегрированы в городские автовокзалы автобусов дальнего следования.

Автовокзалы и автостанции Москвы[править | править код]

Строительством, развитием и обслуживанием автовокзалов, автостанций, наземных пересадочных терминалов и остановочных пунктов на территории Москвы занимаются Строительное управление «Мосгортрансстрой», Служба эксплуатации и развития автовокзалов — филиалы ГУП «Мосгортранс», частное предприятие ООО «АвтоТрансЮг», эксплуатирующее транспортно-пересадочный терминал автостанции «Новоясеневская» и акционерное общество АО «Автовокзалы Московской области», осуществляющее обслуживание и эксплуатацию Автостанции «Центральная»[21][22].

Международное и межрегиональное сообщение[править | править код]
Список автовокзалов и автостанций Москвы
Вокзал (автостанция) Адрес (метро) Направления и расписание Обслуживающая организация
Международный автовокзал «Северные Ворота» САО, ул. Дыбенко, 7, стр.1
 Ховрино
на tutu.ru ГУП «Мосгортранс»
Международный автовокзал «Южные ворота» ЮАО, 19-й километр МКАД, вл. 20-2
 Алма-Атинская
на tutu.ru
Автостанция «Варшавская» ЮАО, Каширский проезд, 19
Варшавская реконструкция
на tutu.ru
Автостанция «Красногвардейская» ЮАО, Ореховый бульвар, вл. 24-1Г
 Красногвардейская
на tutu.ru
Автостанция «Новоясеневская» ЮЗАО, Новоясеневский тупик, 4
 Битцевский парк
на tutu.ru ООО «АвтоТрансЮг»
Автостанция «Центральная» ВАО, Щелковское шоссе, 75
 Щёлковская
Яндекс АО «Автовокзалы Московской области»
Автостанция «Орехово» ЮАО, Шипиловский проезд, 31
 Орехово
на tutu.ru ГУП «Мосгортранс»
Автостанция «Тёплый стан» ЮЗАО, Новоясеневский проспект, 4
 Тёплый Стан
Яндекс

Полуэкспрессные автобусные маршруты[править | править код]

В 2011 году начата реализация проекта маршрутного движения по выделенным полосам по вылетным магистралям города. Полуэкспрессные маршруты автобусов останавливаются на ключевых пассажирообразующих остановках, в том числе возле станций метро. Часть маршрутов дублирует отдельные радиусы линий метрополитена. Некоторые из них проходят по хордовым магистралям, соединяя соседние линии метро, являясь наземной альтернативой Большой кольцевой линии. В 2016 году все полуэкспрессные маршруты интегрированы в состав маршрутной сети «Магистраль».

Ночные маршруты[править | править код]

Ночной общественный транспорт начал свою работу в августе 2013 года. Маршруты работают преимущественно с 23:35 до 5:45. В рамках сети ночных маршрутов существуют как строго ночные маршруты, так и круглосуточные маршруты. Небольшая часть ночных маршруты повторяют обычные, другие имеют оригинальные трассу следования и набор остановок. Некоторые маршруты повторяют части трасс, дублируемых автобусами и троллейбусами в дневное время. Ночные маршруты проходят вдоль основных дорог, станций метро, вокзалов, аэропортов и парков города, а также охватывают часть наиболее густозастроенных жилых кварталов на окраинах. Все остановки ночных маршрутов работают в режиме «по требованию». Интервал движения составляет от 15 до 30 минут.

В прошлом (с 2004 по 2006 год) существовала иная сеть ночных маршрутов, имевшая собственную тарификацию и зоны, но не получившая популярность среди пассажиров.

Маршруты сети «Магистраль»[править | править код]

В 2016 году большинство троллейбусных маршрутов в центре были заменены автобусными. Автобусами также заменена часть маршрутов троллейбуса, закрытых вследствие реконструкции центральных улицы, вывода из эксплуатации подвижного состава и ликвидации троллейбусных парков. В рамках проекта «Магистраль» изменены трассы автобусных (в прошлом — троллейбусных) маршрутов в центре города. На Славянской площади организован крупнейший в Москве транспортно-пересадочный узел, в котором сосредоточены как обычные, так и разряд некоторых полуэкспрессных маршрутов. В рамках «Магистрали» проведена реорганизация маршрутов магистрального, межрайонного и социального значения, были изменены прямые маршруты, связывающие центр города и другие районы, а также организована сеть дополнительных связей в пределах Центрального административного округа. С осени 2018 года этот проект также реализуется за пределами центра города.

Маршруты, которые были введены в период 1940-х—1970-х годов[23][24][править | править код]

Ikarus 280 (по бокам) и ЛиАЗ-677 (в центре) — типичные автобусы для позднесоветской Москвы Ford Transit частного перевозчика ТМП20

В 1901 году в России на заводе «Дукс» в Москве начали выпускаться первые автобусы с электродвигателями. Транспорт вмещал до 10 пассажиров и развивал скорость порядка 20 км/ч[25].

Первые отечественные автобусы появились в Москве в начале 1930-х годов. Их выпускал Ярославский автозавод и московский АМО, впоследствии переименованный в «ЗиС». В предвоенный период московский автобусный парк пополнялся отечественными автобусами АМО-4 (1931—1933), ЗИС-8 (1934—1936), Я-6 и ЗИС-16 (1938—1941), последний с обтекаемым металлическим кузовом на деревянном каркасе на удлинённом грузовом шасси ЗИС-11 эксплуатировался до 1950-х.

Во время войны большая часть московских автобусов, относившихся к городскому транспорту, была мобилизована, а оставшиеся машины переведены на газогенераторное питание. Интересно, что после победы в ВОВ значительного пополнения столичного автобусного парка трофейными автобусами не произошло, хотя отдельные экземпляры немецких автобусов проработали едва ли не до 1960-х годов[26].

Во второй половине 1940-х значительная часть отечественных довоенных автобусов ЗИС-16 была реконструирована под шасси ЗИС-150 на предприятиях Аремкуз и Тушинский машиностроительный завод. В 1947 году Завод имени Сталина (ЗИС) начал поставки в столичные автобусные парки передового на тот момент автобуса ЗИС-154 (1947—1949) с цельнометаллическим кузовом вагонного типа и дизель-электрической силовой установкой. Однако автобус оказался слишком ненадёжным и сложным в производстве и, начиная с 1949 года, заменялся упрощённой моделью ЗИС-155 (1949—1957) с аналогичным укороченным кузовом и обычной механической трансмиссией от грузовика ЗИС-150. В конце 1950-х ему на смену пришёл усовершенствованный автобус ЗИЛ-158 (1957—1959)[4], позже ЛиАЗ-158 (1959—1961) и ЛиАЗ-158В (1961—1970). Эти модели составляли основу подвижного состава автобусных парков с конца 1950-х до середины 1970-х. Появившийся в конце 1960-х ЛиАЗ-677 (1967—1999) был самым массовым отечественным автобусом большого класса с 1970-х до середины 1990-х и использовался на линиях вплоть до середины 2000-х годов. С конца 1960-х в дополнение к автобусам ЗИЛ и ЛиАЗ начали поступать массовые партии венгерских сочленённых автобусов Икарус-180, использовавшихся на линиях с большой напряжённостью (в основном, подвозным к станциям метро в районах новой застройки). С середины 1970-х, с появлением более современных автобусов Ikarus 260 (одиночный) и Ikarus 280 (сочленённый, последние были списаны в 2014 году), основной объём пассажироперевозок стал приходиться именно на автобусы марки Ikarus. Именно благодаря надёжным и комфортабельным автобусам данной марки московский автобусный парк оказался в состоянии обеспечивать резко возросшие в последней четверти XX века объёмы столичного пассажиропотока.

В начале 1980-х годах на московские улицы вышли экспериментальные автобусы ЛиАЗ-5256, которые были запущены в серийное производство в 1988 году и должны были полностью сменить автобусы марки ЛиАЗ-677, но неудачный старт модели осложнился ещё пожаром на заводе двигателей КамАЗ, в результате чего массовое производство автобусов марки ЛиАЗ-5256 для Москвы удалось наладить только в 1999 году, до середины 1990-х годов в связи со срывом производства автобусов ЛиАЗ-5256, по-прежнему производились автобусы ЛиАЗ-677 (до 1994 года на основном заводе, с 1994 года на заводе ЯАЗ). Автобусы марки ЛиАЗ-5256 отработали в Москве с переменным успехом вплоть до начала 2017 года. В 1980-е годы продолжилось производство автобусов Икарус-280 как со старыми модификациями .33, так и с новыми модификациями .48 и .64 и новыми планетарными дверьми, затем Икарус-283, в 1990-е годы Икарус-415 и Икарус-435. В период с 1980-х по начало 2000-х годов в Москве были проведены испытания мелкосерийных автобусов, однако зачастую они не могли работать в условиях мегаполиса и быстро выходили из строя (Ikarus-Zeman, Sanos S200). В 1990-х годах была предпринята попытка с целью замены автобусов Икарус-280 создать гармошку отечественного производства, но созданные экспериментальные гармошки с горизонтально расположенным двигателем очень быстро выходили из строя, в связи с этим до 2002 года продолжилось производство автобусов Икарус-280, после чего завод в Секешфехерваре был закрыт, в связи с этим производство автобусов Икарус-280 было прекращено. «Гармошка» российского производства — ЛиАЗ-6212 — была создана и запущена в производство в 2003 году. В связи с тем, что в 1996 году производство автобусов ЛиАЗ-677 на ЯАЗе было фактически приостановлено, на том же заводе была изготовлена мелкая партия новинок — ЯАЗ-5267, но серийное производство автобусов наладить не удалось.

Начиная с 2007 года большую часть столичного автобусного парка (Мосгортранс) составляли отечественные автобусы средне-большой и большой вместимости, а именно ликино-дулёвские ЛиАЗ-4292, ЛиАЗ-5292, дополненные белорусскими МАЗ-103 (с 1998), Волжанин «СитиРитм-12» (с 2009), павловскими ПАЗ-3237 и Mercedes-Benz Conecto (с 2014), а также сочленённые автобусы особо большой вместимости ЛиАЗ-6213, а также одиночные 15-метровые автобусы Волжанин-6270 (с 2003), Волжанин «СитиРитм-15» (с 2007) и МАЗ-107 (c 2004), а также маршрутные микроавтобусы Fiat Ducato вместимостью не более 18 человек (2009—2017) и Mercedes-Benz Sprinter (с 2017). В 1994—2003 гг. сборка автобусов Ikarus из SKD-комплектов производилась на ТМЗ. В опытной эксплуатации находятся также автобусы других отечественных и зарубежных марок.

В январе 2018 года на 72 маршрутах наземного транспорта (в более чем 1,1 тыс. автобусов) были демонтированы турникеты, это позволило сократить время посадки и проезда пассажиров[27][28][29].

В 2018 году большую часть городского автобусного парка и частных парков составляют автобусы экологического класса «Евро-5»[10][30].

В начале сентября 2018 года начата регулярная эксплуатация автобусов на электрической тяге с зарядкой на конечных. Электробусы в настоящее время работают в центральной, западной, северной и северо-восточной части города и работают как на автобусных, так и на троллейбусных маршрутах города. Парк электрических машин представлен отечественными моделями КамАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274.

Галерея[править | править код]

ru.wikipedia.org


Смотрите также