Проведение предрейсового технического контроля (ПТО) автомобилей — обязательное требование для организаций, ИП эксплуатирующих ТС. Что делать, чтобы Порядок и Правила техосмотра соответствовали нормативам РФ. Кто, где, как, в какой последовательности ежедневно готовит транспортное средство к выезду на линию. Особенности прохождения техконтроля до (после) рейса, смены для индивидуальных предпринимателей и таксистов.
Статистика: Ежегодно, в результате ДТП, гибнет свыше 35 тыс. человек. Из них: по вине водителей — 75%; по причине неисправности ТС — 20%
Порядок ПТО автомобильного транспорта утверждает Приказ Минтранса от 8/09-18 г. № 296. Опираясь на него руководители организаций и ИП обязаны обеспечить выпуск автомобилей на линию в исправном состоянии. Требования касаются физических и юридических лиц, использующих ТС для перевозки пассажиров и грузов независимо от цели рейса.
Даже осуществляя поездку для личных нужд, необходимо оформлять путевой лист, заполняя обязательные реквизиты. Предрейсовый технический контроль — один из них. Повышенные требования предъявляются к квалификации механика, отвечающего за выпуск исправного транспорта на линию. Неисполнение или нарушение требований ПТО ТС влечет административную ответственность.
Обратите внимание: Прежний Приказ Минтранса № 141 отменен и заменен на 296, в котором новые требования проведения ТО перед рейсом расписаны подробно. Если что-то непонятно, отталкивайтесь от обязательных атрибутов путевого листа. При отсутствии отметки о пройденном ТО ТС выезжать в рейс запрещено.
Осуществляется предрейсовый контроль до начала движения автомобиля — на месте парковки или стоянки. Не путайте его с обязательным техосмотром, когда ТС осматривается в специально отведенном помещении, например, на СТО, раз в полгода. ПТО производится по иным Правилам, например:
1. Не нужно заезжать на яму, да и вообще куда-то ехать.
2. Механик, осматривающий авто, идет к машине, а не транспорт подгоняют к месту его работы.
3. Контролер до начала движения, оценивает состояние отдельных блоков и систем автомобиля, перечисленных в Приказе №296 или Постановлении Пр-ва № 1090.
4. Лицо, проверяющее техсостояние ТС, должно отвечать требуемому уровню профессиональной подготовки (обязательная аттестация автомеханика в УГДН отменена).
5. При обнаружении поломки или подозрении на неисправность какого-либо агрегата контролер может требовать дополнительного осмотра с использованием специального инструмента или заезда на яму (эстакаду).
Основная цель ПТО — обеспечение БДД: выпуск на линию ТС без поломок, которые могут привести к ДТП. При техосмотре, проводимом каждые 6 месяцев, сверяют работу систем и узлов автомобиля с техническими нормами, на основании показаний измерительных приборов, по таблицам.
1. Примечание: Технический контроль ТС до начала движения обязателен для всех перевозчиков, которые должны оформлять путевой лист. Если автомобилем управляет, например, директор, совершая деловую поездку, без оформления п/л, тех контроль не нужен. При этом нельзя перевозить пассажиров или груз. Если же путевка выписывается для списания ГСМ, доказательства целевого использования транспорта, — ПТО нужен.
Контролером может быть механик (автотехник), имеющий аттестат по специальности техобслуживание и ремонт автотранспорта. Код программы обучения — 23.02.03 (автодело). Опыт работы по специальности не требуется.
Либо человек, прошедший обучение по специальности «Техники и технологии наземного транспорта» (код 23.00.00 расширенной группы), кроме специализации автомеханика (23.02.03), — ремонт и обслуживание автомобильного транспорта. Для зачисления на должность контролера требуется, чтобы сотрудник отработал минимум 12 месяцев в сфере обслуживания или техконтроля автотранспорта.
Или лицо, имеющее документ об окончании курса «техники и технологии наземного транспорта» (код 23.00.00, не включенный в расширенную группу программ). Чтобы проводить ПТО автомобильного транспорта, требуется дополнительное пройти переподготовку. После которой присвоят квалификацию контролера. Тогда опыт работы в этой сфере не требуется.
Проще говоря, у претендента на должность контролера техсостояния автомобилей должно быть:
2. Минимум средне-техническое образование.
3. Диплом специалиста: «Техобслуживание и ремонт ТС» или «Техники и технологии наземного транспорта».
4. В зависимости от объема программы обучения с кодом 23.00.00 нужен либо минимальный стаж работы — 1 год, связанный с обслуживанием автотранспорта, либо перепрофподготовка с получением квалификации контролера.
5. Для осмотра ТС нужно знать технические и конструктивные отличия устройств автомобилей, нормативы, касающиеся БДД, правила ведения отчетной документации, требования контролирующих организаций и мн. др.
Контролер обязан вносить сведения о проведении ПТО ТС в журнал учета (регистрации), который может быть двух видов: бумажный (обычный) или электронный, с возможностью распечатки содержимого страниц. Информация заверяется проверяющим автомобиль механиком. В эл. формате проставляется его усиленная квалифицированная эл. подпись. Документ обязательно должен отражать следующие данные:
• марка, модель ТС;
• госномер;
• ФИО водителя, если он известен;
• ФИО контролера;
• Дату и время (до минут) осмотра ТС;
• Показания одометра;
• Отметку о проведенном ТО автомобиля;
• Подпись лица, осуществляющего контроль работоспособности основных систем и узлов ТС.
Не запрещено добавлять дополнительные поля и сведения, отражающие особенности и специфику перевозок. Как обычно, бумажный формат журнала нужно прошнуровать, страницы пронумеровать. Обратите внимание: подписи водителя в журнале не требуется.
Примечание: Выпуск на линию ТС без проведения тех контроля и отметки механика в путевом листе запрещен.
Проведение ТО, ТС. Перед началом движения (выездом с места парковки) подтверждает подпись механика с указанием даты и времени в путевом листе. Если обратиться к Приказу №296 п. 12 (см. таблицу), там говорится про отметку. Это маленький штамп со словом «Пройден», как показано на образце. Фраза: «Отметка о предрейсовом техническом состоянии ТС» в специальном поле — это элемент бланка путевого листа.
Согласно Приказу №152 (18/09-08 г.), п. 16, О порядке заполнения п/л слово «Штамп» заменено на «Подпись». Поэтому для подтверждения прохождения техконтроля ТС штамп не требуется вовсе, но и не запрещен. Главное, чтобы стояла подпись контролера, фамилия с инициалами, дата и время, подтверждающие осмотр. О чем производится запись в журнале регистрации тех состояния автотранспорта.
Будет правильным, если контролер вместо большого штампа, включающего длинный текст о проведенном ПТО, поставит отметку «Пройден», заверит сведения подписью в путевом листе и внесет такие же данные в журнал.
Прохождение ПТО для такси такое же, как и для всех перевозчиков пассажиров, багажа или грузов. Отличие только в том, что путевой лист надо оформлять всегда, когда авто выезжает на линию, имея пассажира (даже родственника), так как, лицензируемый вид деятельности предусматривает смену собственника ТС.
Если автомобилем управляет сам владелец, при работе в такси, транспортом распоряжается компания, выдавшее разрешение. Поэтому при поездке в личных целях, как частное лицо, все равно нужно оформлять путевку. А где путевой лист — там обязательные реквизиты — нужен медицинский и технический осмотр.
Например, если ваше личное авто заберут на штрафстоянку, вызволять его должен представитель компании, выдавшей разрешение на работу такси, а не хозяин ТС (во всяком случае, в течение первых 2-х месяцев). Если же водитель на собственном автомобиле не совершает перевозку пассажиров и багажа, один едет по своим делам, без фонаря на крыше, двигаясь в общем потоке, путевка ему не нужна.
При езде на арендованном авто, совершать поездки для собственных нужд без путевки вообще нельзя. На транспорт-такси всегда требуется выписывать путевой лист, значит, обязательно проходить ПТО.>
Для обеспечения ежедневного предрейсового (послерейсового), предсменного ТО ТС есть два пути:
1. Иметь в штате транспортной компании механика соответствующей квалификации на должности контролера техсостояния ТС. Это лицо, ответственное за выпуск автотранспорта на линию в исправном состоянии.
2. Заключить договор с организацией, оказывающей услуги по ПТО автотранспорта. Их механик будет перед 1 рейсом (сменой), то есть, раз в день проверять работу основных узлов и систем, выезжая к месту парковки ТС.
Обратите внимание: Выезд транспорта для перевозки грузов или пассажиров с постоянного места парковки без технического контроля запрещен. При ДТП страховые выплаты, в этом случае, не производятся, а путевой лист могут признать недействительным.
Если возможность принятия в штат механика-контролера соответствующей требованиям российского законодательства квалификации, не рассматривается, остается — заключение договора с компетентными специалистами. Где их искать, какие варианты есть:
1. Обратиться в транспортную компанию, где такой специалист есть. Если у него будет время подъехать к месту парковки вашего авто, он сможет провести предрейсовый ТО. К сожалению такие сотрудники загружены работой на своем предприятии.
2. Узнать в ближайшем от стоянки ТС автосервисе, смогут ли они ежедневно проводить ПТО и нести ответственность за выпуск исправного авто на линию.
3. Лучший вариант — обратиться в компанию, которая специализируется на оказании услуг по ПТО. У нас хватит специалистов, чтобы в любое, удобное для вас время, провести осмотр ТС на месте парковки. Кроме этого, в случае аварии доставят авто в ремонтную мастерскую. Они несут материальную ответственность за качество своей работы и мн. др.
Для контроля московских водителей-перевозчиков пассажиров, то есть, таксистов, кроме сотрудников ДПС создана дополнительная организация МАДИ. В связи с этим шансы проверки путевого листа с наличием обязательных реквизитов, к которым относится предрейсовый техосмотр ТС, увеличиваются. Поэтому отметка о проведении ПТО авто перед выездом с места парковки актуальна, как нигде. РФ обязаны исполнять все. Законы РФ обязаны исполнять все, но деятельность таксистов в Москве подвержена более жесткому контролю. Узнайте, какими полномочиями обладает МАДИ, чтобы избежать лишних штрафов. Если же нужна помощь юриста, вы найдете ее здесь.
Для индивидуальных предпринимателей исключений нет. Они так же, как все перевозчики, обязаны оформлять путевые листы (пусть и сами себе) с отметкой о прохождении предрейсового техконтроля ТС. Кто будет его проводить неважно: лицо, с которым заключен договор или сам предприниматель. Главное — наличие диплома минимум о средне-техническом профобразовании + квалификация, позволяющая осуществлять ПТО в соответствии с нормативами РФ (Приказом № 287 п. 14).
Договор или документы (копии), подтверждающие полномочия проведения техконтроля, желательно возить с собой. При проверке они пригодятся. Не придется тратить время, ища подтверждение, что путевка выписана согласно с нормативами Минтранса.
predreysovye-osmotry.ru
<b>Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр: лицензию или сертификат (здравпункт организации лицензии на медицинские услуги не имеет)?</b>
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник, состоящий в штате организации и проводящий предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, должен иметь медицинское образование (высшее и (или) среднее профессиональное), действующий сертификат специалиста, а также документ о прохождении им специального обучения по программе проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее — Порядок).
Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", должен иметь сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002). Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (приложение N 8).
Таким образом, медицинский работник, состоящий в штате Вашей организации и проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен иметь высшее и (или) среднее образование профессиональное образование, действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения.
В то же время остается спорным вопрос о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников. Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.
Однако до вступления в силу Порядка (с 1 мая 2015) сформировалась достаточно обширная судебная практика, согласно которой требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространялось только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных. В случае же, если организация, эксплуатирующая автомобили, проводит предрейсовые осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А74-985/2008-Ф02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03АП-2388/2009, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 15АП-4847/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 03АП-3973/14, постановление Саратовского областного суда от 23.04.2013 по делу N 7-235/13, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 06АП-4657/13).
В настоящее же время суды более склонны считать, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях является обязательным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10653/15 от 18.09.2015 г., апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18 июня 2015 г. по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 6 мая 2015 г. по делу N А02-621/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2015 г. по делу N А62-6347/2015, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2015 г. по делу N 5-299/2015).
Полагаем, что в указанных обстоятельствах осуществление организацией соответствующей деятельности без получения лицензии влечет определенные риски: возможны претензии со стороны контролирующих органов (причем суды сейчас склонны поддерживать такие претензии) и как результат — привлечение к административной ответственности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ
http://www.garant.ru
www.bashinform.ru
2020 ГОД, ЗАКОНА О ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННЫЕ ПРЕДРЕЙСОВЫЕ ОСМОТРЫ НЕТ. НО ЕСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ … КАК ОНИ ЭТОГО ДОБИЛИСЬ?
2020 г. Законны ли дистанционные предрейсовые осмотры? Прямого Приказа, разрешающего проводить предрейсовый, послерейсовый, предсменный, послесменный, внутри организации (автопогрузчики, трактора и т. п.) дистанционный медицинский осмотр (далее ПМО) все нет. Зато есть организации, которые законно пользуются услугами медицинского контроля водителей удаленно.
Как они этого добились? Что делать, чтобы пользуясь Комплексами удаленного медосмотра сотрудников до и после рейса, не противореча законам РФ, исполнить требования в отношении БДД, оформления путевых листов, журналов и прочей отчетной документации транспортным компаниям.
Законы РФ, касающиеся ПМО, не содержат прямого запрета на использование удаленных методов медицинского контроля. Наоборот, письмо Минтранснадзора …., в котором говорится о том, что дистанционные ПМО — это дополнительная форма медконтроля, подтверждает легальность данной формы обслуживания водителей транспортных компаний.
Дело за малым, поручить своим юристам собрать пакет документов, доказывающих, что дистанционные медицинские осмотры их сотрудников — это дополнительная форма контроля. Осуществляется для повышения уровня безопасности на дорогах, способствует снижению ДТП, легальность которой подтверждается рядом законов РФ.
Важно: Прежде чем перейти на дистанционное медицинское предрейсовое (послерейсовое) обслуживание, водители должны пройти очный осмотр врачом на предмет выявления хронических заболеваний, вредных привычек (алкоголь, наркотики), проблем психического характера и т. п. Таким образом составляется список лиц, входящих в группу риска, которые нуждаются в особом контроле (согласно внесенным изменениям ФЗ №242 в ст. 36.2 п. 4).
Не забудьте указать этот пункт в договоре с медорганизацией. Сохраните документ (акт), подтверждающий, что норматив выполнен.
Медицинские осмотры, согласно закону №323-ФЗ, являются самостоятельным видом медицинской деятельности наравне с перечисленными в Приказе Минздрава от 30/11-17 №965н видами мед. помощи, при которых возможно применение телемедицинских приборов (комплексов).
Основной аргумент против удаленного осмотра водителей — в законе №835н об этом ничего не сказано, значит, это незаконно. Логика не верна? Главное — не запрещено! Если бы указали, что дистанционный медицинский предрейсовый осмотр водителей противорзаконен, тогда противники ДПМО были правы.
Реальность такова: законодатели внесли изменения в нормативные акты, касающиеся дистанционного обслуживания пациентов (клиентов). Скорректированы правила телеметрической идентификации. Услуги медработников причислены к удаленной сфере деятельности и т. д.
Вопрос скорее в другом: для кого предрейсовый осмотр на расстоянии является оправданным выходом? УПМО необходим, чтобы не нарушать требования к обязательному прохождению медконтроля перед выездом на линию. Позиция удаленного контроля поддерживается на государственном уровне. Вот выдержка из беседы помощника президента Игоря Щеголева:
«По прогнозу дорожной карты подгруппы «Интернет+медицина» в рамках рабочей группы … в 2018 году 25% государственных медицинских организаций смогут внедрить телемедицинские технологии и будут оказывать помощь дистанционно, такие услуги будут доступны для 20% жителей труднодоступных регионов России».
Что мешает вашей организации войти в их число на законных основаниях? Только юридически неправильно оформленные документы.
Штамп (эл. Подпись) врача в путевом листе и предсменный медицинский осмотр обязательны. За нарушение наказывают большими штрафами. Поэтому возникла потребность в удаленной форме медосвидетельствования водителей. Закон требует и обязывает, но не всякий может его исполнить в силу определенных обстоятельств, например:
Порой водитель не только не может проходить ежедневный медосмотр, но даже получить необходимую консультацию медика в экстренных случаях. Для этого и создан вид дистанционной помощи с использованием телеметрического оборудования.
Одной из самых важных причин создания и распространения комплексов дистанционного контроля является безопасность на дорогах. Снижение количества аварий по причине водителя, севшего за руль в состоянии алкогольного опьянения.
Статистика: Дисциплина водителей в транспортных компаниях, где используют комплексы удаленного контроля резко улучшается. Если 1 месяц фиксируется около 20% отстранения сотрудников от управления ТС, то во 2 — их количество снижается до 4%.
Теперь же крупные транспортные организации, малые автопарки, ИП, частные компании имеют возможность, соответствуя требованиям Российского законодательства, воспользоваться дистанционной формой предрейсового (и пр.) медицинского осмотра. Это удобно, экономически выгодно, легально и законно.
Обратившись к закону 99-фз от 04.05.2011г. «о лицензировании …» и постановлении правительства рф от 16/04-12 делают вывод, что нет. Но после внесения правок (закон о телемедицине №242) лицензируемая деятельность (услуги) медучреждений приравнена первичной медико-санитарной помощи, чем сравнима с деятельностью врача, который посещает больного на дому (за пределами клиники).
То есть, данный вид помощи регулируется ст. 32, п. 3.2 (ФЗ №323 от 21/11-11). Поэтому медик по ПМО имеет такое же право осуществлять медосмотр дистанционно (вне кабинета), как и посещающий больного участковый врач. Но попробуйте это доказать надзорным органам. Скорее всего вас не услышат.
Поэтому все риски берут на себя медицинские организации. Они несут ответственность, как должностные лица. Если обнаружится нарушение, заплатят огромный штраф. Тогда почему оказывают услуги по удаленным осмотрам?
Все просто, главное — правильно составить договор. Указать не только адрес мед. учреждения, как единственное место ежедневного предрейсового и пр. осмотров водителей. Альтернативная форма дистанционного медосмотра обязательно прописывается в соглашении, которое заключается с транспортной организацией. Данный вид услуги входит в сервис нашей научно-исследовательской компании ip Медицина при покупке Комплекса.
В сети интернет появляются статьи, приводящие судебные решения не в пользу транспортных организаций. Если их читали, знаете, прямого наказания за проведение дистанционных осмотров нет. В судебных делах приводится ряд нарушений, которые допускают руководители транспортных организаций помимо удаленного медосмотра своих сотрудников.
При правильном оформлении документации претензий к дистанционной (дополнительной) форме контроля водителей (для повышения уровня безопасности на дорогах и снижения ДТП по причине алкогольного опьянения…) не будет.
В основном фиксируют нарушения, связанные с неправильным ведением журнала. Если требуется бумажный эквивалент, его необходимо вести. Медик делает записи в документе, который является собственностью медучреждения. Данные для создания копии на предприятии по-любому передают в электронном виде. Правила обмена информацией прописывают в договоре.
В законодательстве присутствует явное противоречие. Для транспортных компаний, где предрейсовый медосмотр водителей проводится на их территории все понятно, оригинал журнала находится у них. Если же медицинское учреждение располагается вне предприятия, как хранить журнал ПМО в организации? Только вести копию, распечатывая PDF-файлы полученные от медсотрудника.
На запрос в министерство транспорта по поводу электронного штампа врача, при удаленном проведении предрейсового медосмотра, был получен ответ. Вот выдержка из этого письма, которая подтверждает наши аргументы:
Учитывая изложенное, приказом Минтранса России № 152, а также Порядком не установлен запрет на проставление штампа «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» в электронной форме.
ВНИМАНИЕ!
Дополнение после публикации статьи: В 2019 изменены требования о необходимости ставить штамп врача о допуске к управлению ТС в путевой лист. Его можно заменить квалифицированной электронной подписью. Что свидетельствует о поэтапном внедрении дистанционного медицинского предрейсового осмотра повсеместно.
Говорить о незаконности проведения удаленного предрейсового медосмотра водителей в корне неверно. И это можно доказать. Как минимум, данный вид освидетельствования является необходимым дополнением, особенно в тех случаях, когда водители, не имея возможности исполнить требования о пмо, остаются вовсе без штампа врача в путевом листе. Немалая часть из них управляет тс при полном отсутствии контроля со стороны медперсонала.
С января 2018 года вступил в силу закон №242-ФЗ. Внесены изменения в многочисленные нормативные акты, говорящие о тенденции государственной политики. Применяя данное обоснование для дистанционного осмотра и диагностики пациентов, оказание медицинских услуг с использованием телемедицинских технологий уже внедрено многими организациями.
Руководители транспортных компаний, переходя на дистанционное обслуживание предрейсового (послерейсового) осмотра водителей, опираются на законность удаленного медицинского контроля, давая ему статус дополнительного или в рамках эксперимента (при поддержке региональных представителей власти, отвечающих за безопасность на дорогах). Это автоматически снимает претензии контролирующих органов.
Так же и медучреждения, предлагающие удаленную форму пред- послерейсового осмотра, имеющие лицензию на оказание данного вида услуг, действуют согласно новым законам РФ.
Федеральным Законом №242 внесены изменения в ряд статей, касающихся дистанционной диагностики, использования телеметрического медоборудования, оказания услуг предрейсового осмотра. В ст. 94 формулировка оказание услуг медосмотра и медосвидетельствования заменена на оказание медпомощи.
В Федеральных законах №323 (от 21.11.11) и №965н (от 30.11.17) поясняется, что предрейсовый медосмотр относится к форме медицинской помощи. Это значит, что использование телеметрических комплексов, отвечающих российским нормативам, и дистанционный порядок диагностики водителей соответствует новым требованиям законов РФ. Иначе зачем вносить их в Единую систему медицинских изделий, разрешенных к использованию в России.
Примечание: В статье использованы ссылки на ряд основных документов, доказывающих законность дистанционного медицинского контроля водителей. Поставьте задачу юристу, чтобы изучил и применил те положения Российского законодательства, на которые следует опираться. Составьте грамотно договора на обслуживание, прежде чем перейти на удаленную форму предрейсового медосмотра.
ipmedicina.ru
ОТВЕТ: Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые нет. Организации, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей. Обязательные медосмотры водителей включают в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
При этом обязательные предрейсовые медосмотры организация обязана проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб). А обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, но только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Об этом сказано в пункте 3 статьи 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Таким образом, поскольку использование машины для управленческих нужд не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, послерейсовые медосмотры водителей не проводятся.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н.
За привлечение к работе сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр, а также за нарушение порядка проведения обязательных осмотров водителей предусмотрена административная ответственность.
Обратите внимание: по общему правилу обязательно проводить предрейсовые медосмотры только сотрудников, которые работают в должности водителя. Однако, если сотрудник не является по должности водителем, но фактически его работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, он обязан проходить предрейсовые медосмотры. Например, это курьеры, которые занимаются доставкой на служебном автомобиле, или менеджеры, работа которых связана с постоянными разъездами (п. 3 ст. 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, ст. 213 ТК, постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173).
Если сотрудник, который не является по должности водителем, периодически использует личный транспорт для нужд организации, он не обязан проходить предрейсовые медосмотры. Однако в целях безопасности по соглашению с сотрудником такие медосмотры можно проводить. Кроме того, с таким сотрудником можно заключить допсоглашение, по которому возложить на него дополнительные обязанности водителя. В этом же допсоглашении пропишите обязанность проходить медосмотры.
expert123.ru
Трудовая или транспортная проверка требует предоставить для изучения следующие документы:
*Дата осмотра, данные водителя и результаты его осмотра — главные пункты заполненного журнала
Таксисты – особая категория водителей, к которым выдвигаются повышенные требования. Получить лицензию на данный вид деятельности могут не все, а лишь те, кто имеет соответствующий стаж вождения, договор о прохождении предрейсовых (послерейсовых) медосмотров с лицензированной организацией. Пройдя психиатра, нарколога и других врачей, человек допускается к перевозке пассажиров.
Согласно КоАП, в статье 11.32 перечислены нарушения и указаны суммы штрафов для лиц, ответственных за проведение предрейсовых осмотров.
Величина взыскания штрафа при отсутствии предрейсового медосмотра:
Важно! Таксисты обязаны иметь путевые листы, недействительные без предрейсового медосмотра. Работник ГИБДД может наложить за это немалый штраф. Иногда выгоднее не показывать «путевку» вовсе, получив минимальное наказание за ее отсутствие, чем предъявить документ без штампа медика.
Предрейсовый медосмотр водителей грузового автотранспорта подчинен общим правилам, но имеет специфические нюансы и отличия от остальных. Это зависит от продолжительности рейса, т. к. иногда он превышает дневную норму, на которую рассчитывается медицинское заключение. Как же быть, если есть путевой лист со штампом медика, а транспорт находится в пути несколько суток?
Обратившись к постановлению ВС от 5.10.12 №46-АД12-18, можно рассчитывать на то, что достаточно пройти медицинское освидетельствование до начала командировки и после ее окончания. За этот период вас не имеют права оштрафовать за «просроченный» штамп о прохождении предрейсового медосмотра.
Если вы оказываете услугу по перевозке грузов, значит, должны иметь документы: накладную на груз, путевой лист, договор на оказание услуги. Путевой лист без штампа медика о прохождении медосмотра недействителен. За это полагается штраф. Если же вы на личном транспорте перевозите свои вещи, как простое частное лицо (не ИП), требовать от вас «путевку» не имеют права.
Согласно новым поправкам к закону «О безопасности движения», проходить предрейсовый (предсменный) медосмотр необходимо всем водителям. Исключение — экстренные службы. Эти водители проходят медосмотр в рабочее время медперсонала, но в остальное время освобождены от этой обязанности.
Если, например, магазин имеет в распоряжении один автомобиль, неважно арендован он, нанят ли водитель или работает индивидуальный предприниматель на своем транспорте (грузовом или легковом), отметка о прохождении предрейсового медосмотра должна быть.
Игнорируя данное предписание, вы рискуете получить немалый штраф при проверке как работниками ГИБДД, так и трудовой инспекцией. Получив взыскание, придется заключать договор с лицензированным медучреждением на прохождение предрейсового медосмотра.
Сделав это самостоятельно, вы выбираете более выгодные условия обследования. По предписанию, после выявленного нарушения, условия договора могут быть более затратными. Поэтому не стоит ждать, пока вас поймают, обезопасьте свою деятельность заранее.
Если к вам на объект прибудет трудовая или транспортная проверка, от вас потребуют:
Отсутствие журнала медосмотра водителей говорит о том, что предрейсовые медосмотры не проводились. Поэтому необходимо иметь не только договор и копию лицензии, но и документы, подтверждающие медицинское освидетельствование.
Время проведения осмотра, как следует из названия, производится перед рейсом либо перед заступлением на смену. На медосмотре проверяется состояние здоровья, возможность управления транспортным средством, учитываются жалобы водителя. В журнале и путевом листе фиксируется допуск к работе.
Медосмотр водителей, работающих в этом качестве на предприятиях, оплачивает работодатель. Если индивидуальный предприниматель оказывает услуги водителя (на любом виде транспорта), прохождение медосмотра он организовывает самостоятельно.
Для этого надо обратиться в лицензируемое медучреждение, заключить договор на получение услуг. Иметь в своем распоряжении акты прохождения предрейсового осмотра. Документы подписываются двумя сторонами: медиком, проводящим медосмотр, и водителем.
Журнал регистрации предрейсовых медосмотров должен храниться на предприятии. Чтобы в случае проверки его можно было предъявить. Рекомендуется иметь бумажный вариант (прошнурованный и пронумерованный) ведения записей, но не возбраняется электронный аналог.
Остается маленький нюанс: в электронном виде журнал подписывается медиком, имеющим усиленную электронную подпись. Водитель, как правило, ее не имеет, поэтому его подпись может отсутствовать. Этот вопрос лучше согласовать с компетентными органами.
Страницы журнала могут запросить для проверки, поэтому должна быть возможность распечатать их на бумаге. Строгих рекомендаций по форме ведения записей нет. Поэтому главное – прописать дату, данные о водителе и результаты его осмотра.
Медицинское обследование проводит медперсонал, прошедший специальный курс обучения. Обычно такую подготовку проводят на базе имеющегося психдиспансера. По окончании обучения медик получает сертификат, дающий право на проведение данной процедуры.
Предрейсовый медосмотр включает:
При обнаружении алкоголя или неудовлетворительного состояния здоровья водителя его направляют для обследования в поликлинику. Брать анализ крови и мочи на выявление наркотических средств и опьянения пациента, можно только с его согласия (если обратное не оговорено в договоре с работодателем).
При отсутствии нарушений в состоянии здоровья водителя медработник ставит штамп в путевой лист, где прописывает допуск к работе. Ставит свою подпись и расшифровывает ее, указывая свои инициалы и фамилию. Об отстранении водителя по медпоказаниям от выезда на линию сообщается работодателю.
predreysovye-osmotry.ru
Обеспечение безопасности при управлении транспортным средством при перевозке грузов или тем более пассажиров является основной обязанностью работодателя. Для соблюдения установленного законом порядка требуется проводить предрейсовый медосмотр для водителей, новый закон о котором был издан в 2018 г.
Законодательство об обязательном медицинском осмотре за последние годы претерпело значительные изменения в части обязательств сотрудников проходить такие процедуры. В предрейсовые медосмотры водителей нововведения в 2018 году внесли изменения, касающиеся как оборудования специальных кабинетов, наличия штатных сотрудников медицинских подразделений, так и самой процедуры. Порядок мед. освидетельствования должен соблюдаться работодателем, как перед осуществлением трудовой деятельности, так и после окончания рабочего дня. В противном случае руководителю грозит административная ответственность, установленная законом.
Осуществление процедуры на территории компании штатным работником
По новому закону обязательное освидетельствование должно входить в перечень процедур, которые осуществляются в отношении водителей перед выходом на рейс. Также регламентировано время его проведения и указаны должностные лица, которые осуществляют водительский контроль. Этим должен заниматься специалист по охране труда. На крупных предприятиях должен быть организован специальный кабинет для осуществления такой процедуры, в небольших автопарках должен заключаться договор со специализированным медицинским учреждением.
К сведению! Новый закон предполагает ответственность, как должностных лиц, так и водительского состава при нарушении норм прохождения процедуры осмотра.
Прохождение осмотра и освидетельствование должны проводиться в несколько этапов вне зависимости от статуса водителя и места его рабочей деятельности. Вне зависимости от места нахождения, будь то постоянная работа на месте или командировка, любой водитель общественного или корпоративного транспорта должен пройти данный осмотр на предмет нарушения здоровья или выявления алкоголя в крови, а также наркотических веществ.
Обратите внимание! Новый закон призван снизить количество нарушений и увеличить общую безопасность коммерческих перевозок.
Новые правила включают в себя ужесточение мер ответственности за нарушение или отсутствие специальной отметки об обследовании в журналах учета. Также регламентировано применение специального медицинского оборудования.
Такую деятельность должен вести только медицинский работник, имеющий профильное медицинское образование и определенные навыки.
Обратите внимание! Причем такой сотрудник обязан раз в 3 года проходить повышение квалификации в специальном образовательном учреждении, где подтверждает имеющиеся знания и совершенствует свои навыки.
По новым правилам медицинский кабинет оборудуется специальной аппаратурой, к которой относятся:
Порядок и правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей с 2018 г.:
Проведение массовых осмотров непосредственно на рабочем месте
Осмотр завершается обязательным документальным оформлением проведения обследования и простановкой отметки в транспортном листе, а также в журнале такого обследования. Подобное осуществляет уполномоченный медицинский сотрудник, который проводит осмотр в отношении водителя. При этом медицинский работник проставляет отметку только в случае личного осмотра такого водителя.
На законодательством уровне установлено несколько видов нарушений, которые понесут ответственные должностные лица в случае выявления их со стороны инспектирующих организаций:
Типовое оборудование специального кабинета
Таким образом, правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей являются неотъемлемой частью работы по предотвращению дорожно-транспортных происшествий и минимизации травм водителей во время осуществления своей трудовой деятельности. Перед отправкой в рейс шофер обязан получить печать или штамп о прохождении такой процедуры, чтобы не получить выговор от работодателя.
ohranatryda.ru