RU (495) 989 48 46
Пленка на бампер

АНТИГРАВИЙНАЯ ЗАЩИТА БАМПЕРА

 

Определить год выпуска резины


Как узнать год выпуска шины и определить, где смотреть дату производства резины

Определение даты производства автомобильной покрышки – важный момент, определяющий как долго изделие можно эксплуатировать без риска для участников дорожного движения. Узнать год выпуска резины можно по специальным маркировкам на боковых частях изделия. Данный показатель должен влиять на конечный выбор потребителя при покупке шин, при этом также учитывается страна изготовления.



80% торговых точек, при вопросе, имеет ли значение возраст покрышки, отвечают, что нет. Однако это 100% обман. Согласно исследованиям производителей Hankook, Continental и других мировых брендов, шина может храниться в надлежащих условиях до 5 лет от момента производства. Поэтому при вопросе: важен ли данный индекс, правильный ответ – да.

Существуют отличия для сроков службы и хранения разных моделей. К примеру покрышки «Бриджстоун-Близак» или «Айс-Круизер-7000» при правильном хранении сохраняют свойства до 5 лет, а летние модели допускается складировать не более 120 месяцев.

Покупая свежее изделие, автомобилист гарантирует себе необходимый запас времени, при котором резина сохранит оптимальную эластичность, прочность и цепкость. Если возраст покрышки составляет 3-4 года и более, критически увеличивается вероятность растрескивания, теряется сцепление с дорогой. Зимние варианты могут вовсе потерять свойства и загрубеть, что чревато увеличением тормозного пути в разы.

Как определить год выпуска резины



В разных странах существуют собственные маркировки, дающее определение даты производства автомобильных покрышек. Однако в начале 2000 годов, производители стали придерживаться общих стандартов. Это стало необходимостью по причине распространения и смешивания продукции. К примеру, для иностранных брендов Kumho, Yokohama, Dunlop, «Пирелли» устанавливается специальная маркировка, где зашифрованы точные данные.

Последнее время к общим нормам присоединились и другие изготовители:

Далее представлено более точное определение времени изготовления покрышек популярных производителей.

Дата выпуска шины: где указывается

Согласно нормативным документам организации Department of Transportation всем производителям автомобильных покрышек в обязательном порядке необходимо наносить маркировку даты производства на своей продукции. Код должен быть отделен от прочих обозначений, что выделяет его для лучшей идентификации.


Требования организации говорят, что для данного индекса необходимо выбирать место на боковой части резины, в месте, видимом покупателю, следовательно, индекс нужно смотреть на бортах.
Однако точное место не указано, бренды имеют право размещать индексы на свое усмотрение.

Для моделей производителей типа Goodyear, Мишлен, Нокиан, актуально расположение кодировки в отдельно вынесенном овале. Индекс состоит из 4 цифр, что облегчает его поиск и расшифровку.
Для примера можно взять шины Nokian Хакапелита 7/5/8 поколений.

В данном случае видно – индекс выделен резиновым овалом, цифры выделяются среди общих обозначений.

Также на рынке можно встретить продукцию со странными индексами типа YYY 2015/2117 и прочими. Найти его можно на боковых частях покрышки.

Это типичные определители для бренда Якохама.

У компании Goodyear можно найти следующее обозначение:

Как видно по фото, цифры кода не окружены резиновыми кругами или квадратами, а просто написаны при вулканизации.

Маркировка даты выпуска шин и расшифровка их обозначений

Состоянием на 2020 год существует обще принятая маркировка даты производства автомобильных шин по коду DOT. При этом, для легковых автомобилей, грузовых тягачей и автобусов правила едины.

Боковые части на покрышках марок Bridgestone, Michelin, Toyo, Кама, содержат так называемую ДОТ кодировку. Сам индекс состоит из нескольких символов, однако в данном случае покупателя должны интересовать именно последние 4 цифры.



На фото указана стандартная маркировка, где первые две цифры «31» говорят о календарной неделе, а «03» о годе. Таким образом можно расшифровать, что вышеуказанная шина была выпущена в августе 2003 г.

Распределение на недели учитывается согласно нормативному акту ISO 8601, где строго разбиты календарные отчисления понедельно.

Также на некоторых модификациях резины можно встретить обозначение типа «YYY2018» и аналогичных. Особенно часто подобное указывают на продукции бренда Yokohama. Встретив данную маркировку пугаться не стоит. Первые три буквы не берутся во внимание, интересны цифры – 2018 говорит покупателю, что изделие выпущено с конвейера на 20 неделе 2018 года.

«В закромах» некоторых уникальных магазинов до сих пор можно встретить колеса с трехзначными индексами типа 125 или 129. Это стандартная маркировка деталей, произведенных до 2000 г. При этом нет распределения зимняя это резина или летняя.

Здесь также существует определение недели и года выпуска. Для точного понимания ситуации необходимо обратить внимание на место после крайней цифры. К примеру, если после кода стоит пробел или треугольный символ – это определяет 90-е годы, а при отсутствии посторонних пометок, модель выпущена в 80-е.

Инструкция по определению времени производства

Для примера можно взять стандартную покрышку Европейского бренда. Здесь определить время производства можно таким образом.

  1. Внимательно рассмотреть боковины резины и найти сочетание DOT.
  2. В данной полосе могут содержаться цифры, буквы и прочие символы.
  3. Требуется продвигаться до конца строки, где выделить последние 4 цифры.
  4. Первые две говорят о неделе, а последние о годе, когда продукт покинул конвейер.

Определение срока годности шины

Конкретные даты зависят от качества материала, условий хранения. К примеру, идеальная складская среда представляет собой сухой цех, где отсутствуют перепады температур, минимальная сырость и исключено попадание прямых солнечных лучей. При соблюдении всех параметров допускается хранение изделия в течение 7-8 и 4-5 лет для летней и зимней резины соответственно.

Более точные исследования проводились брендами MICHELIN, Continental и другими. Искусственные тесты подтвердили данные результаты и показали, что покрышка, пролежавшая на складе 2-3 года практически не отличается от свежей по характеристикам. В 2020 году можно брать продукты, выпущенные после 2014-15 г. А для изделий 2012 годов уже настал критический момент списания.

При этом данные актуальны исключительно для брендовой продукции типа Blizzak Spike 01, Гудиер, Ханкук и аналогов японского или Европейского производства.

Для простых модификаций, необходимо пересмотреть сроки в меньшую сторону. При этом затрудняется определение тем, что дешевые покрышки могут не оборудоваться датами. Следовательно, необходимо тщательно просмотреть такие факторы.


  1. Внешний вид – свежая резина насыщенного, черного цвета, белесый оттенок или налет отсутствует.
  2. Материал мягкий, упругий, структура однородная.
  3. На стенках и протекторной части изделия отсутствуют мелкие трещины или надрывы.

При соблюдении всех параметров на колесе можно ездить.

на что влияет и где смотреть

На чтение 6 мин. Просмотров 1.5k. Опубликовано Обновлено

Новые покрышки к автомобилю стоят дорого. Поэтому покупатель закономерно желает приобрести изделия высокого качества. Данные о технических характеристиках приведены в маркировке, среди них и дата производства шины, один из параметров, на котором стоит заострить внимание.

Дата выпуска шин – на что влияет

Большинство производителей покрышек гарантирует стабильность их технических характеристик на протяжении пяти лет. Обозначает это, что на протяжении этого периода резина хорошо выдерживает воздействие внешних неблагоприятных факторов. Обеспечивает оптимальное сцепление с покрытием дорог и устойчивость машины, не трескается. По истечении заявленного периода годности вероятность появления дефектов многократно увеличивается. Поэтому дата производства шины в первую очередь влияет на продолжительность их эксплуатации.

Старение резины негативно сказывается на управляемости автомобилем, повышает вероятность дорожно-транспортных происшествий. Дату выпуска покрышек нужно узнавать сразу на стадии покупки. Это убережет от приобретения изделий, которые прослужат не так долго, как хотелось бы.

Однако, на качество покрышек влияет не только дата их изготовления, но и особенности хранения резины на заводах и складе. Несоблюдение параметров температуры, влажности, степени освещенности ухудшает свойства материала. Резина теряет свою эластичность и заводскую прочность, становится более хрупкой. Повышается восприимчивость шин к нагрузкам.

Важна ли дата выпуска шин?

Дата производства шины безусловно важна. Однозначно не стоит рассматривать приобретение изделий, пролежавших более 5 лет в магазине. Длительное хранение, даже при строгом соблюдении всех указанных производителем рекомендаций, приводит к ослаблению межмолекулярных связей в материале. В результате на поверхности резины образуются мелкие трещинки, которые в процессе вождения машины будут постепенно расходиться.

Дата выпуска шины

Определение точной даты производства автошины позволяет выбрать максимально «свежую продукцию». Это естественно продлевает длительность беспроблемной езды. Но владельцам авто не стоит забывать о том, что на ресурс покрышек зависит от характера вождения. Чтобы его максимально продлить, необходимо обеспечивать равномерное давление в камерах. Избегайте перегрузок транспортного средства и агрессивной езды. Автошины следует подбирать и с учетом особенностей эксплуатации автомобиля и менять их в зависимости от сезона года.

Где посмотреть дату производства

Где смотреть на покрышках период их изготовления? Цифровое обозначение даты изготовления пишется на боковой поверхности изделия в одной строке с другой маркировкой товара. Вся автомобильная резина, произведенная после 2000 года, маркируется четырьмя рядом стоящими цифрами.

где смотреть дату производства шины

Маркировка времени выпуска шин и ее расшифровка

Узнать реальный год выпуска шины довольно легко. Выбитые 4 цифры обозначают неделю схода продукции с конвейера и год ее выпуска. Однако иногда попадаются автопокрышки, дата выпуска у которых обозначается тремя цифрами. Это однозначно указывает на то, что изделие сделано раньше 2000 года.

Две цифры из трех, расположенные вначале – неделя изготовления продукции, последняя указывает на год.

Например, есть такая маркировка *117*. Здесь 11 – неделя выпуска, а 7 обозначает 1987 год. Изделия, изготовленные в 1997 году, будут обозначены несколько иначе – *117 *. То есть после цифры 7 в них есть пробел или какой либо знак и только после этого звездочка.

Автомобильные шины с выбитой датой производства, обозначенной тремя цифрами, приобретать не стоит. Наверняка резина таких автопокрышек отвердела и покрылась трещинами. На протяжении как минимум 10 лет выдержать все рекомендованные производителем условия хранения вряд ли возможно.

Материал по теме: Новый бланк договора купли-продажи авто

Инструкция по определению времени производства

Чтобы была понятна дата производства шины, выпущенной европейским производителем (компанией Нокиан, Мишлен, Toyo) нужно найти DOT маркировку. Для этого необходимо:

Как определить год выпуска, например, с обозначением 0815. Число 08 указывает на 8 неделю, то есть это примерно февраль месяц. Число 15 означает, что автошины с завода вышли в 2015 году. Такие изделия считаются относительно новыми. И если они хранились правильно, то их можно смело покупать.


время производства

Покупать шины с «плохой» датой производства или нет?

Большинство компаний, занимающихся производством комплектующих для автомобилей, не считают, что необходимо приобретать только те автопокрышки, которые выпущены не более 5 лет назад. Изделия из качественной резины не могут быстро испортиться при соблюдении условий их транспортировки и хранения.

Французская фирма Michelin провела несколько тестовых испытаний (на прочность при повышенных нагрузках, на сопротивление качению). На основании которых было достоверно установлено, что разницы между совершенно новой продукцией и выпущенной 3 года назад нет. Автошины начинают подвергаться активному износу с момента их эксплуатации. Поэтому этот срок более важен по сравнению с тем, когда они были произведены.

Выводы коллег поддерживают и производители шин шины bridgestone, Нокиан. Более того, многие из признанных компаний считают, что качественные покрышки, изготовленные с соблюдением всех технических стандартов, могут служить на протяжении 10 и более лет.

Дата выпуска шин – стоит ли искать самые “свежие”?

Насколько максимально близким к дате покупки должна быть дата производства шины? Импортеры резины уверяют, что не стоит стремиться обязательно искать товар, произведенный 1-2 года назад. Вполне можно приобрести и колеса, выпущенные 3 и 4 года назад, обычно именно такую продукцию реализует большинство магазинов.

Как правило, трудно найти все 4 колеса с одной партии. Тем более, что это никак не влияет характеристики изделия. Обычно те, кто занимается продажей подобной продукции не стремятся подобрать идентичный по дате производства комплект. То есть вы можете приобрести автошины с разным временем производства, которое может отличаться на несколько месяцев, и это вполне нормально.

год производства шины – 2016

Как уже сказано, на качество резины больше влияют особенности ее хранения, чем время выпуска. Автошины нужно перед покупкой осматривать. На старение резины указывают:

Автошины с такими изменениями структуры и с дефектами покупать не стоит. Прослужат они недолго, что вынудит опять тратиться финансово. Если есть возможность, то стоит посмотреть, как хранится продукция на складе.

Покрышки должны находиться на стеллажах в положении стоя. Помещение должно быть хорошо проветриваемым с температурой в 10-20 градусов тепла. Недопустимо воздействие прямых солнечных лучей. Раз в квартал работники склада обязаны покрышки переворачивать, меняя точку их опоры. Обязательно нужно посмотреть и наличие вблизи горючих жидкостей и автохимии. В их присутствии резина портится быстрее.

Полезные советы

Срок службы резины можно продлить, если за ней правильно ухаживать:

Если вы стали интересоваться годом выпуска, то значит хотите приобрести продукцию, которая прослужит без нареканий как минимум 5 лет. В 2021 году стоит уже приобретать автопокрышки, выпущенные не ранее 2016 года.

хранение шин

Как узнать год выпуска шины: где указывают дату производства

У всего есть свой срок годности, автомобильные шины – не исключение. Как долго можно их использовать? Можно ли ездить на шинах, которым уже много лет, но выглядят они вполне рабочими? Стоит ли экономить на покрышках, покупая изделия, которые еще не использовались, зато 5 – 7 лет хранились на складе?

Дата выпуска – важный параметр при выборе автомобильных шин

Эти вопросы хотя бы раз вставали перед большинством автолюбителей. Отвечаем на них – подробно и развернуто.

Где найти дату выпуска автошины?

Дата выпуска шины всегда находится на ее боковине в овальном штампе

Информация о том, когда произведена автомобильная шина, размещается на ее боковой стороне. Вы легко заметите овальный штамп с четырьмя цифрами внутри – например, 1118.

Итак, перед нами автошина, «увидевшая свет» в январе 2003 года.

Сертификацией автомобильных шин для их продажи на российском рынке занимается департамент транспорта. Покрышки без маркировки о возрасте, причём в строго установленной форме, не получат сертификат качества. Это правило едино для всех производителей шин.

Зачем нам информация о дате производства покрышек

Водители переобувают автомобили как минимум дважды в год. Как правило, резина эксплуатируется несколько лет, а затем покупаются новые автошины. При этом учитываются рисунок протектора, сырье, радиус, а вот на дату выпуска изделия редко обращают внимание. Но именно эти сведения помогают лучше понять, в каком состоянии находятся покрышки и сколько они ещё прослужат.

Вы можете сами определить, начали ли стареть шины. Для этого обратите внимание на их боковую сторону. Увидели здесь мелкие трещинки? Это первый признак старения. С годами эти задиры будут глубже, а сама покрышка начнёт менять цвет, приобретая белесый оттенок на изначально чёрной резине.

В процессе старения черная резина покрывается белесым налетом

Заметили подобные симптомы на шинах своего автомобиля? Значит, пришло время их менять – дальше тянуть не стоит, даже если протектор не выглядит изношенным. Ездить на авто с такими покрышками опасно.

Сколько служит автомобильная шина?

Автошина представляет собой смесь химических соединений. Свое влияние на нее оказывает целый ряд факторов:

Покрышки могут испытывать разную нагрузку, так что срок эксплуатации у них разный, и точно спрогнозировать его невозможно.

Уделяйте достаточно внимания колесам – сами обращайте внимание на состояние шин, а также заезжайте в сервисные центры. После пятилетней эксплуатации диагностика автошин должна выполняться минимум раз в год.

Из-за чего стареют автошины?

Внешние факторы

Процесс старения ускоряется под воздействием трех основных факторов:

  1. повышенная температура или частые перепады температуры;
  2. высокая влажность;
  3. попадание прямых солнечных лучей.

Важно правильно хранить летние и зимние шины, защищая от угрожающих внешних факторов. Соблюдая условия хранения, вы продлеваете «жизнь» покрышек – их эластичность в течение долгого времени остается на приемлемом уровне.

Условия хранения

Автошины довольно привередливы к условиям хранения: чтобы они долго сохраняли первоначальные свойства, их нужно правильно хранить.

Правильное хранение – залог сохранения эксплуатационных качеств шины

Хранение автошин по правилам – задача, требующая контроля. Следовательно, чем дольше покрышки лежат на складе, тем выше риск, что их свойства и ресурсы уже не на том высоком уровне.

Качество и изначальные характеристики изделий

Свойства автошин, их долговечность и износостойкость во многом зависят от качества резины. Соответственно, они зависят от производителя, который отбирает сырье для изделий, выпускаемых под его брендом.

Выбирайте автошины проверенных и известных производителей

Крупнейшие компании вкладывают колоссальные средства в разработку уникальных составов – они добавляются в резину, делая её максимально устойчивой к старению.

Отдавая предпочтение автошинам мировых производителей – например, Nokian, Goodyear или Michelin, вы выбираете высокое качество, подтверждённое временем и отзывами экспертов. При правильных условиях хранения и эксплуатации эти покрышки будут служить куда больше 5 лет – их гарантийного срока.

Покупать ли шины, если они без пробега, но произведены 2 – 3 года назад

Внимательно осмотрите каждую покрышку. На автошинах не должно быть ни белого налета, ни царапин, ни задиров. Затем стоит проверить изделия на ощупь, дабы убедиться в их эластичности.

Внешний вид покрышек не вызывает претензий? Это говорит о том, что их правильно хранили, следовательно, эксплуатационные свойства на должном уровне.

Если перед вами покрышки, которых настигают симптомы старения, рисковать не стоит. Такие автошины долго не прослужат, и вы зря потратите деньги.

Есть два комплекта шин – оба от надежных брендов, каждый радует хорошим видом? Тогда выбирайте тот, что «моложе». В данном случае гарантия правильного хранения выше.

Не стоит слишком зацикливаться на возрасте автошин. Например, покрышки, которым только «стукнуло» два года, показывают себя не хуже изделий, только вышедших на рынок. Но! Они изначально должны быть хорошего качества, то есть от производителей, чья репутация вне сомнений. Должен внушать доверие и внешний вид – без трещин и белесого налета. Ну, и вы вправе просить скидку на автошины двухлетней давности.

Выводы и рекомендации экспертов

Рекомендации экспертов помогут выбрать правильные автошины и надолго сохранить их в рабочем состоянии.

  1. Дата производства автошины наносится на её боковину и представляет собой четырехзначный код в овальном штампе.
  2. Первые две цифры кода означают месяц изготовления, следующие – год.
  3. Даже если покрышки не используются, они изнашиваются и теряют эластичность. Этот процесс ускоряется в разы, если шины хранятся неправильно.
  4. Автошины на складе должны храниться в специальных полиэтиленовых пакетах, защищающих от царапин, чрезмерного тепла и прямого солнца.
  5. Основные признаки «старой» шины – небольшие трещинки на боковых сторонах и белый налет. Ездить на авто с такими покрышками – подвергать опасности и себя, и пассажиров.
  6. По возможности паркуйте автомобиль в тени, подальше от открытого солнца. Такая забота о машине сохранит ее цвет и покрытие, защитит салон от перегрева и отдалит старение резины.
  7. Контролируйте давление в автошинах. Из-за неправильного давления шина перегревается и быстро изнашивается.
  8. Если с разных сторон шины изношены неравномерно, это веский повод ехать в сервисный центр на сход-развал. Просто поставить новые покрышки – не выход, они также быстро придут в негодность.

Выбирайте качественные автошины, соблюдайте их условия хранения и обслуживания – и тогда они вас не подведут.

Как определить год выпуска шин: практические советы

Узнать год выпуска шины не составляет большого труда. Одного внимательного взгляда на боковину автошины достаточно что бы получить необходимую информацию.

Год изготовления шины указывают рядом с другими показателями в овальной рамке. Весь ряд этих обозначений называется – Идентификационный номер шин. Он несёт в себе информацию о годе производства , партии продукта , с которой была выпущена эта покрышка.

Как же узнать год выпуска шин?

Начиная с 2000 года , в овале указано четырёхзначное число , что и является годом изготовления. Первые две цифры – это номер недели года , а вторые два числа – сам год выпуска. К примеру, если на боковине колеса написано – 2415 , то это 24-тая неделя 2015 года. Если идёт речь о покрышках выпущенных до 2000-го года, действовать нужно по-другому. Идентификационный номер шины выпущенной до 2000 года , рассчитан на то, что она не будет использоваться более десяти лет. Именно по этому , вся информация зашифрована иначе. Три последние цифры номера –дата производства. Последняя цифра – это дата текущего десятилетия. Предпоследние 2 цифры – номер недели. И если мы имеем номер – 258 , то – 25-тая неделя , 8-ого года.

Не ужели это так важно , знать год изготовления резины?

Да! Абсолютно всё имеет свой срок годности и эксплуатации. Покрышки далеко не исключение. 3 года – это стандарт для абсолютно всех покрышек любого вида. Для её хранения необходимы специальные условия , так как резиновая смесь ,со временем , может терять свои свойства. Потеря эластичности даёт трещины по всему колесу , от чего езда на подобной шине становиться небезопасной. Даже если шины хранились при соблюдении абсолютно всех норм , но сроком более трёх лет – это не даёт повода , что бы не проверять её на целостность. Для того, что бы обезопасить себя и окружающих, необходимо проверять дату выпуска автошины перед её приобретением.
К несчастью , продавцы идут на любые уловки, что бы продать свой товар , и даже уверяют в том , это абсолютно не нужный показатель .
Не редко , на рынках можно найти продукт ещё с прошедших сезонов. Такие шины , скупаются оптом для перепродажи на других рынках с пометкой – « Новые» . И всё бы ничего, но такие способы продаж ведут за собой множество факторов , которые пагубно влияют на качество продукта. Проблемами являются – условия хранения покрышек и их транспортировка с места их сбыта , до рынков перепродажи.

Каков срок эксплуатации шин?

Каждый для себя должен выяснить, когда же именно пора менять её менять. Нельзя забывать , что шина – это смесь из различных химических элементов , на которую могут влиять факторы самых различных типов. От скорости езды и манеры вождения, до климата . Нагрузки могут быть совершенно разными, по этому и срок у них может варьироваться и предсказать его – невозможно.

Необходимо регулярно осматривать колёса ,как самостоятельно ,так и пользоваться помощью у специалистов в шинных центрах или же обращаться за помощью непосредственно к поставщику , который  сможет вам точно указать на неисправности, если таковы будут иметься. Это правило относиться как к шинам легковых автомобилей , так и для грузовых и общественных. Про запаску тоже не стоит забывать.

По истечению 5 лет эксплуатации диагностика покрышек должно проводиться как минимум 1 раз в год.

Очень важно обращать внимание на любые изменения в автомобиле такие как:

Диагностика профессионалов поможет вам определиться с состоянием покрышек, стоит ли их ремонтировать или же вовсе – менять.

Абсолютно точно можно сказать – Нельзя спрогнозировать окончание эксплуатационного срока покрышки лишь при помощи календаря , так как точного срока годности у них нет. Но неизменным остаётся тот факт, что чем старше покрышка , тем больше она приходит в негодность , появляются дефекты , изменения , которые влияют на её состояние.

Если появились сомнения в качестве покрышки через определённое время использования – лучшим решением будет замена всего комплекта вместе с запасным колесом. На последнем , стоит обратить как можно больше внимания. По причине длительной ненадобности , и не всегда правильного хранения , оно может покрыться трещинами , что является первым признаком

Как правильно сделать свой выбор ?

Стоит обратить внимание на производителя шин. Большие компании тратят много усилий для того, что бы произвести множество исследований в области износа и срока годности покрышек. Такая компания как Bridgestone владеет большим количеством исследовательских и научных центров по всему миру.

Если же идёт речь о покупке Б/У продукта , то стоит обратит внимание на износ протекторов и внешнего вида. Проверить на наличие трещин.

Ну и последним пунктом – Проверить покрышку на наличие следов ремонта , потёртостей и неровностей у основания обода. Так можно проверить как её использовали до вас и как хранили на складах.

как узнать, где смотреть на покрышке

Выбирая автомобильные шины, необходимо учитывать моменты, в том числе и дату выпуска. Их «свежесть» – главный параметр эксплуатации автотранспортного средства. Приобретение новых или бывших в употреблении колес требует внимательности. Хорошее физическое состояние обуславливает защищенность и надежность поездки. Они обладают своим сроком хранения и эксплуатации.

Для чего нужно знать год выпуска шин

При покупке автомобильных шин владельцы транспортных средств не задумываются о том, какого возраста колеса. Рисунок протектора, размер колес – вот на что обращают внимание водители, но как быть со сроком давности резина? Для чего нужно обладать информацией об этом параметре?

Дата производства покрышки – фактор, который может сократить финансовые расходы покупателя. Зная этот параметр, можно купить новые автомобильные колеса, а не подержанные или с большой степенью пробега. Покрышки со сроком пару лет должны продаваться по скидке по следующим причинам.

Шина, выпущенная с завода-изготовителя, поступает к продавцу в магазин. Если на заводе проблем с хранением покрышек не возникает, то в магазинах не всегда соблюдается это условие — не поддерживаются температурные условия и уровень влажности.

Важно. Срок годности покрышек зависит от соблюдения условий хранения на складе продавца. В будущем резина может претерпевать структурные изменения — окисление и растрескивание. Под действием этих причин покрышки теряют физические свойства.

Влажность и температурный режим вызывают такие изменения. Но даже при соблюдении всех условий нет гарантии, что автомобильная резина останется в первоначальном состоянии. Эффект старения никто не отменял, а правильная атмосфера только ненадолго отсрочит этот этап. После окончания гарантийного срока на покрышки, владелец сам устанавливает возможность использования изделия с учетом таких параметров:

На срок службы колес влияет перегрузка и нарушение параметров рекомендованного заводом-изготовителем давления в покрышках. Эти факторы обуславливают перегрев резины и деструкцию. Разрушительные процессы ускоряют износ, а при минимальной эксплуатации деформация убыстряется. Важно знать время выпуска колес.

Как определить год выпуска шины

Приобретая новый комплект автомобильной резины, водители надеются получить изделие текущего года, так как старые, даже без эксплуатации, могут потерять характеристики частично или полностью. Определение даты выпуска колеса убережет от затрат на ремонт или покупку нового экземпляра.

Обратите внимание!

Дата производства покрышек маркируется на боковой стороне и имеет вид штампа овального типа. На изделии будут присутствовать три или четыре цифры в зависимости от года изготовления. Две первоначальные обозначают неделю, а оставшиеся две – год производства.

Например, если на покрышке прописано 2013 – это означает 20 неделю 2013 года. Система трехзначных обозначений времени выпуска шины применялась да 2000 годов и читались таким же образом: первые цифры – неделя, окончательная цифра – год производства. К примеру, указанный код на боковине колеса 109 можно расшифровать так: 10 неделя 89 или 99 года.

Чтобы определить 80-е или 90-е годы выпуска авторезины, нужно обратить внимание, присутствует ли после этих цифр пробел (отступ или штамп в виде треугольника). С промежутком или треугольником – год выпуска 98. Такая система маркировки была разработана с учетом того, чтобы автомобильные колеса будут использоваться не более 10 лет.

После 2000 года тенденция изменилась, а производители стали применять более эффективную и удобную маркировку даты выпуска. Перед цифровым кодом могут располагаться буквы (LMLR107), но они не имеют отношения к определению датировки выпуска шины.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нет ничего сложного в вопросе определения производственной даты автомобильной резины – следует проявить внимательность.

Где на шинах указан год выпуска

Маркировка на колесе, определяющая давность выпуска изделия, располагается на боковой поверхности в виде специального обозначения — штамп овальной формы с внутренними цифрами.

Важно. Согласно указаниям департамента транспорта, на котором проходит сертификация покрышек, на каждом изделии должна присутствовать данная отметка. Она наносится в обязательном порядке с четко очерченными контурами.  Это обязательно условие, которое должно соблюдаться производителями автомобильных шин с ориентацией на североамериканский рынок с обязательной DOT-сертификацией. Поэтому изготовители качественных моделей колес для автомобилей придерживаются данного правила независимо от географического расположения.

Срок эксплуатации шин

Если не произошло преждевременного износа автошины, то срок полезного использования обязан быть не менее 5 лет. Такой период эксплуатации заявлен известными производителями колес. Как показывает практика, при надлежащем уходе и бережном использовании, автомобильные покрышки могут прослужить гораздо дольше заявленного срока производителя.

При этом сохраняются эксплуатационные параметры, эластичность и внешний вид. На моральное старение колеса влияют факторы:

С течением времени, покрышки утрачивают гибкость, становясь жесткими. Это может случиться под воздействием внешних факторов, таких как: прямые солнечные лучи, влажность, повышенные температуры. Поэтому для должного хранения можно использовать пакеты из полиэтилена специально типа.

Такой способ сохранит физические свойства колеса, не допуская взаимодействия с внешней средой и ультрафиолетом. Колеса бортированного типа нужно накачать и подвесить на стены в сухом помещении без доступа солнечного света. Шины же нужно расположить в вертикальном положении либо стопкой.

Автосервисы оказывают услуги по хранению покрышек, имея для этого оптимальные условия – специализированные комнаты со стеллажами особого назначения. В такой атмосфере и соблюдении правил, автомобильные колеса останутся такими же эластичными до 10 лет.

Покрышки, которые состарились легко узнать по физическому состоянию боковых частей. Высыхающая резина имеет микротрещины, которые в дальнейшем становятся больше. Кроме этого, старение можно увидеть и по окрасу шины – из угольно-черного он переходит в белесый. Эти явные признаки видно невооруженным взглядом.

И даже если состояние колеса кажется нормальным, а протектор не слишком износился, при видимых изъянах рациональнее заменить резину. Владельцы автотранспортных средств интересуются, стоит ли приобретать колеса со сроком давности пару лет? Здесь нужно принять во внимание особые факторы.

Играет роль соблюдение условий хранения и перевозки покрышек. Эксплуатационные характеристики зависят от марки изделия. Популярные бренды тратят массу средств на исследования и проверки продукции. Для большей надежности и функциональности в состав компаунда резины подмешивают разнообразные присадки, которые выступают «антистарителями». Эти «примочки» — коммерческая тайна.

Купив автомобильные покрышки известной торговой марки, можно не переживать о надежности и повышенном сроке полезного использования. Но за качество стоит заплатить определенную финансовую сумму. Из всего вышесказанного напрашивается вывод.

При длительном хранении автомобильных покрышек с хорошими условиями, сохранивших свое качество, практически ничем не отличаются от новых. Свежая резина без мелких трещин и светлых участков может быть использована без раздумий.

Год выпуска шины. Расшифровка маркировки автошин

При необходимости заменить старые покрышки на новые у всех автомобилистов возникает вопрос о том, как узнать их год изготовления. Его можно прочитать на ободе покрышек, ведь каждый производитель в обязательном порядке указывает дату изготовления. Но единых стандартов нет, поэтому иногда это бывает сделать непросто. О том, где на шинах можно найти год выпуска, о сроке их службы и рекомендуемых условиях эксплуатации вы сможете прочесть в этой статье.

Маркировка шин

На каждой покрышке можно встретить набор знаков и обозначений. На первый взгляд может показаться, что параметры нагрузки, конструкции шин или их типоразмера очень сложны. Но на самом деле разобраться в маркировке и расшифровке автошины может любой автомобилист. Как правило, на шинах можно встретить следующие характеристики:

Срок службы шин

Большинство водителей знают, что есть две детали, на которых лучше не экономить в автомобиле: тормоза и колеса. Шины – это ключевой элемент вашей безопасности, ведь именно они обеспечивают сцепление с дорогой и эффективное торможение. От того, насколько они будут качественными и правильно подобранными, зависят и ваше здоровье, и срок служб автомобиля. Поэтому к вопросу выбора автошин всегда стоит подходить с особой тщательностью.

Со временем покрышки изнашиваются, поэтому необходимо успеть вовремя заменить их на новые. Лучше сделать это немного раньше, чем ездить на шинах, которые успели стереться до самого основания протектора. Какой же срок службы у покрышек? Конечно же, немало зависит от условий эксплуатации. Но предельно допустимым сроком считается отметка в 45 тысяч километров. Дальше затягивать смену колес специалисты уже не рекомендуют. Продлить жизнь колесам помогает соблюдение сезонности и аккуратная езда.

Зачем узнавать дату изготовления покрышек

Так имеет ли смысл смотреть дату изготовления шин, ведь количество километров на них все равно не отображается? Этот параметр стоит узнавать при покупке новых покрышек. В этом случае полезно знать, когда они были изготовлены. Из-за неправильного хранения они могут испортиться, и в этом случае чем новее товар – тем лучше. При правильном температурном режиме шины могут спокойно храниться и 3-5 лет. Но перед покупкой такой продукции нужно внимательно осмотреть покрышки на предмет трещин, износа и иных следов. Попросите у продавца сертификат качества, во избежание неприятных ситуаций.

Как узнать год выпуска шины

Узнать, когда была выпущена автошина, можно, прочитав соответствующую маркировку. Где на шинах год выпуска? Каждая партия выпускаемой продукции имеет четырёхзначный код, в котором и скрыт год выпуска автомобильной шины. Располагается эта дата обычно на ободе резины. Для удобства они зачастую находятся в овальном штампе, поэтому найти эти цифры не составляет труда.

Сама дата обычно состоит из трех-четырех цифр, которые указывают на месяц и год производства. Например, обозначение «0815» можно расшифровать так:

Таким образом, прочитав это обозначение, сразу можно понять, что покрышка была выпущена в августе 2015 года. Четырехзначное обозначение было введено в 2000 году, поэтому, увидев три цифры вместо четырех, можно сразу понять, что такая резина была выпущена еще в прошлом столетии.

Год выпуска на японских шинах

На шинах японских марок срок годности обозначается точно так же, как и на всех остальных. Год выпуска на шинах «Нокиан» указан на боковой поверхности, рядом с надписью DOT. Если вы не смогли найти дату изготовления при покупке б/у резины, то такое приобретение лучше отложить, ведь неизвестно, сколько она уже «прожила». Как узнать годы выпуска шины, если дата стерлась или ее не видно? Определить срок изношенности покрышек можно и на глаз. По каким признакам можно узнать старые шины?

На что еще нужно обратить внимание при покупке шин?

При выборе новой "обувки" для своего автомобиля важно обращать внимание не только на год выпуска шин. Существует ряд признаков, по которым можно понять, что товар хранился неправильно:

Даже покупая шины, бывшие в употреблении, внимательно осматривайте их на предмет вышеперечисленных признаков. Если обнаружите хотя бы один из них, отложите такую покупку на потом.

Продление срока службы шин

Срок службы покрышек зависит не только от года выпуска шины, но и от того, как вы будете ее хранить. После сезонной замены колес многие отправляют их пылиться в холодные гаражи, или того хуже – на улицу. Такое обращение сокращает срок эксплуатации шин в два, а то и в три раза. Какие правила нужно выполнять, чтобы резина сослужила вам долгую службу?

Советы специалистов

Среди автомобилистов бытует мнение, что лучше всего покупать все шины одного года выпуска, так характеристики сцепления машины с дорогой будут лучше. Но шины разных партий нелегко подобрать с одинаковыми датами выпуска, да и нужно ли? Эксперты утверждают, что год выпуска шины абсолютно никак не влияет на ее параметры, если изделие правильно хранилось и сроки соблюдены. Поэтому, если вы купили на распродаже по скидке 5-6-летние шины, не стоит думать, что они проживут не очень долго.

Лучше купить такие покрышки от известного производителя, чем только что сошедшие с конвейера шины неизвестного бренда. Поверьте, у первых больше шансов отработать свои 5-7 лет без проблем. Если же вы настроены на покупку только самых лучших покрышек, тогда лучше присмотреться к новинкам на рынке. Они точно будут с самым свежим сроком изготовления.

Итоги

Выбирая себе новые или б/у шины, обязательно обратите внимание на дату изготовления. Как проверить год выпуска шины? Нужно обратить внимание на цвет и наличие трещин на поверхности резины. Старые шины становятся из черных серыми, а на их поверхности можно увидеть россыпь трещин. Если вам попался такой товар, попросите принести изделие из более новой поставки или вообще откажитесь от покупки. Но не стоит забывать и про другие параметры при выборе покрышек: оцените высоту профиля, убедитесь в том, что они точно подходят для вашего автомобиля. Выбирайте резину с учетом сезонности, правильно храните ее, и тогда она прослужит вам долгие годы!

• Мировое производство натурального каучука в 2019 г.

Производство натурального каучука в мире в 2019 году составило более 13,6 миллиона метрических тонн. Это заметный рост с 2000 года, когда в мире было произведено в общей сложности около 6,8 миллионов метрических тонн натурального каучука.

Производство натурального каучука в мире

Натуральный каучук также известен как индийский каучук или каучук. Это эластомер, в основном получаемый из латекса, коллоида молочного цвета, который вырабатывается некоторыми растениями, особенно каучуковым деревом.В 2018 году 91 процент, или 12,64 миллиона тонн мирового натурального каучука был произведен в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На втором месте - 6,5% мирового натурального каучука, производимого в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке.

Расход натурального каучука

В период с 2018 по 2019 год потребление натурального каучука в виде шин и камер оценивалось в 864 тысячи метрических тонн во всем мире. В течение этого периода потребление резиновых изделий из натурального каучука во всем мире составило еще 348 тысяч метрических тонн..

Мировое производство натурального каучука должно вырасти в 2019 году

Согласно последним статистическим данным, опубликованным Ассоциацией стран-производителей натурального каучука (ANRPC), на страны-члены которой приходится около 90 процентов мирового производства натурального каучука, - почти 14 миллионов тонн натурального каучука было произведено в 2018 году, что на 4,6 процента больше уровня 2017 года.

В большинстве стран-членов ANRPC наблюдался рост производства - Таиланд (+9,4 процента), Индонезия (+4,0 процента), Вьетнам (+0.5 процентов), Китай (+4,3 процента), Камбоджа (+13,9 процента) и Филиппины (+8,7 процента). Хотя, по мнению некоторых исследователей, в Индонезии могло наблюдаться незначительное сокращение производства, оно не было достаточно значительным, чтобы повлиять на рынок.

Азия - крупнейший центр производства натурального каучука в мире (90 процентов от общего мирового производства). В тройку ведущих стран-производителей входят Таиланд, Индонезия и Малайзия, на которые в совокупности приходится около 70 процентов от общего объема производства натурального каучука в мире.Около 90 процентов от общего мирового предложения осуществляется мелкими фермерами.

Отставание предложения из-за длительного цикла роста деревьев

Производство натурального каучука определяется целым рядом факторов - площадью заглушки, урожайностью деревьев, а также инициативами фермеров по заглублению. Кроме того, необходимо учитывать, что для натурального каучука площадь посадки не равна площади для высечки, так как обычно требуется 5-6 лет, прежде чем вновь посаженное каучуковое дерево может начать производить латекс.Также важно понимать, что урожайность дерева ниже в течение первых нескольких лет производства и увеличивается из года в год, достигая относительно высокого и стабильного уровня, когда дереву около 10 лет. После этого дерево может непрерывно производить латекс в течение 20-30 лет.

Из-за длительного цикла роста каучуковых деревьев производство не может сразу же наверстать упущенное при значительных изменениях спроса, что приводит к разрыву между спросом и предложением.

Ожидается высокая урожайность в 2019 году

Поскольку владельцы каучуковых садов с трудом могут предсказать, какой будет цена на каучук через 7-10 лет, они рассматривают возможность расширения своих посевных площадей только тогда, когда цены растут и прибыль от сбора урожая высока.С другой стороны, при высоком спросе, даже если фермеры, выращивающие каучук, увеличат время сбора урожая или вырежут дополнительные отверстия в каучуковых деревьях для увеличения урожайности, вновь добавленный урожай будет ограничен.

Во время финансового кризиса 2008–2009 гг. Каучуковые деревья были вырублены в странах-производителях из-за низкой рентабельности выпуска резины. Это привело к редкому сокращению в годовом исчислении мировых посевных площадей натурального каучука.

В 2009–2010 годах спрос быстро восстановился, но в условиях недостаточного предложения на мировом рынке каучука наблюдался супер бычий рынок, что спровоцировало рост посадки каучуковых деревьев.В 2010–2012 гг. Было высажено рекордное количество каучуковых деревьев - около 500 тыс. Га в год, что намного превышает уровень предыдущего десятилетия. Поскольку производство каучука начинается примерно через семь лет после посадки, тенденция к массовому открытию новых площадок для выпуска каучука сохранится и в 2019 году.

Кроме того, большинство каучуковых деревьев, посаженных после 2008 года, были высокоурожайными клонами с лучшей устойчивостью и большей стабильностью. Таким образом, не исключено, что фактическая доходность в 2019 году еще больше превысит текущие рыночные ожидания.

Расширенные инициативы по расширению отвода газа

В целом, инициативы фермеров по выпуску каучука в основных странах-производителях за последние несколько лет пошли на спад из-за низких цен. Исключением стала Индонезия, где корреляция между фермерскими инициативами по использованию газа и ценами на натуральный каучук не была статистически очевидной. Кроме того, нелегко хранить натуральный каучук в течение длительного времени, что исключает накопление запасов / накопление запасов. В 2019 году в общей структуре рынка произойдут некоторые изменения.

Кроме того, постепенная популяризация автоматизированных машин для выпуска резины, которая освобождает фермеров, выращивающих каучук, от тяжелого физического труда, также будет способствовать более активным инициативам в области нарезки.

Прогноз на 2019 год

По данным International Rubber Study Group, мировое потребление натурального каучука в 2019 году увеличится примерно на 3 процента по сравнению с 2018 годом.

Всесторонний анализ предложения, спроса, запасов и текущих рыночных цен предполагает, что цены, скорее всего, будут колебаться около нынешних низких уровней.С точки зрения торговли Китай продолжит оставаться крупнейшим импортером натурального каучука и будет потреблять более 40 процентов мирового производства.

.

Международный рынок натурального каучука, 1870-1930 гг.

Зефир Франк, Стэнфордский университет и Альдо Мусаккио, Ибмек Сан-Паулу

Обзор рынка каучука, 1870-1930

Натуральный каучук впервые был использован коренными народами бассейна Амазонки для различных целей. К середине восемнадцатого века европейцы начали экспериментировать с резиной в качестве гидроизоляционного материала. В начале девятнадцатого века каучук использовался для изготовления водонепроницаемой обуви (Dean, 1987).Лучшим источником латекса, молочной жидкости, из которой изготавливались изделия из натурального каучука, была hevea brasiliensis , которая росла преимущественно в бразильской Амазонии (но также и в амазонских регионах Боливии и Перу). Таким образом, по географической случайности, первый период коммерческой истории каучука, с конца 1700-х до 1900-х, был сосредоточен в Бразилии; второй период, примерно с 1910 г., в результате развития плантаций все больше концентрировался в Восточной Азии. Первый век каучука характеризовался относительно низким уровнем производства, высокой заработной платой и очень высокими ценами; период после 1910 г. был периодом быстрого роста производства, низкой заработной платы и падения цен.

Использование резины

Раннее использование материала было довольно ограниченным. Первоначально проблема натурального каучука заключалась в его чувствительности к перепадам температуры, которые изменяли его форму и консистенцию. В 1839 году Чарльз Гудиер усовершенствовал процесс, называемый вулканизацией, который модифицировал резину так, чтобы она могла выдерживать экстремальные температуры. Именно тогда натуральный каучук стал пригодным для производства шлангов, шин, промышленных лент, листов, обуви, подошв для обуви и других продуктов.Однако причиной начала «резинового бума» стала популяризация велосипеда. После 1900 г. бум будет усилен развитием автомобильной промышленности и расширением шинной промышленности для производства автомобильных шин (Weinstein, 1983; Dean 1987).

Структура начального преимущества и высокой заработной платы в Бразилии

До начала двадцатого века Бразилия и страны, расположенные на территории бассейна Амазонки (например, Боливия, Венесуэла и Перу), были единственными экспортерами натурального каучука.Бразилия продала почти девяносто процентов всего продаваемого каучука в мире. Фундаментальный факт, который объясняет вступление Бразилии в производство натурального каучука и ее доминирование в период с 1870 по 1913 год, заключается в том, что большая часть каучуковых деревьев в мире естественным образом росла в районе Амазонки в Бразилии. Бразильская резиновая промышленность разработала структуру затрат с высокой заработной платой в результате нехватки рабочей силы и отсутствия конкуренции в первые годы производства каучука. Поскольку не существовало кредитных рынков для финансирования поездок рабочих из других частей Бразилии на Амазонку, рабочие оплачивали свои поездки ссудами от своих будущих работодателей.Подобно кабалу по договору в колониальные времена в Соединенных Штатах, эти ссуды возвращались работодателям вместе с работой после того, как рабочие обосновались в бассейне Амазонки. Еще одним фактором, увеличившим затраты на производство каучука, было то, что большинство продуктов для сборщиков на промысле приходилось доставлять из-за пределов региона с большими затратами (Barham and Coomes, 1994). Это сделало бразильское производство очень дорогим по сравнению с будущими плантациями в Азии. Тем не менее система производства в Бразилии работала хорошо, пока выполнялись два условия: во-первых, спрос на каучук не рос слишком быстро, поскольку производство дикого каучука не могло быстро расширяться из-за трудностей и ограничений окружающей среды; во-вторых, не существовало конкуренции, основанной на каком-то другом, более эффективном расположении факторов производства.Как видно на Рисунке 1, Бразилия доминировала на рынке натурального каучука до первого десятилетия двадцатого века.

Между 1900 и 1913 годами эти условия перестали действовать. Во-первых, резко вырос спрос на каучук [см. Рис. 2], что стало огромным стимулом для выхода на рынок других производителей. Раньше цены были высокими, но бразильское предложение было вполне способно удовлетворить спрос; теперь цены были высокими, а спрос казался ненасытным. Плантации, которые были возможны с 1880-х годов, теперь стали реальностью в основном в колониях Юго-Восточной Азии.Поскольку Бразилия придерживалась режима производства с высокой заработной платой и дефицитом рабочей силы, она была не в состоянии противостоять выходу азиатских плантаций на рынок, на котором она доминировала в течение полувека.

Плантации в Юго-Восточной Азии создают недорогую, трудоемкую альтернативу

В Азии британцы и голландцы использовали свои превосходные запасы капитала и обширные резервы дешевой колониальной рабочей силы, чтобы превратить сбор каучука в дешевую и трудоемкую отрасль. Сообщается, что в 1910 году вложения на одного торговца в Бразилии составляли 337 фунтов стерлингов; на недорогих азиатских плантациях инвестиции оценивались всего в 210 фунтов на одного рабочего (Dean, 1987).Сборщики нефти из Юго-Восточной Азии были не только дешевле, но и потенциально на восемьдесят процентов производительнее (Dean, 1987).

По иронии судьбы, новая система плантаций оказалась в равной степени подверженной неопределенности и конкуренции. Неожиданные источники неопределенности возникли в технологическом развитии автомобильных шин. Несмотря на колониализм, британцы и голландцы не смогли сговориться, чтобы контролировать производство, и цены резко упали после 1910 года. Когда британцы действительно попытались ограничить производство в 1920-х годах, США попытались создать плантации в Бразилии, и голландцы были счастливы. занять долю на рынке.Однако для Бразилии было слишком поздно: структура затрат на плантации в Юго-Восточной Азии не могла быть сопоставима. В каком-то смысле игра больше не стоила свеч: для того, чтобы конкурировать в производстве каучука, Бразилия должна была иметь значительно более низкую заработную плату, что было бы возможно только при значительно расширенной транспортной сети и внутреннем сельскохозяйственном секторе в внутренние районы бассейна Амазонки. Такое дорогое решение не имело экономического смысла в 1910-1920-х годах, когда кофе и зарождающаяся индустриализация в Сан-Паулу открывали гораздо более многообещающие перспективы.

Добыча и реализация натурального каучука: Бразилия

Резиновые насечки в тропических лесах Амазонки

Одним из недостатков бразильских производителей каучука было то, что организация производства зависела от распределения деревьев Hevea brasiliensis в лесу. Владелец (или часто концессионер) большого земельного участка нанимал сборщиков каучука, чтобы они собирали каучук, раздробив ствол дерева топором. В Бразилии обычно делали большую вмятину на дереве и ставили небольшую емкость для сбора латекса, который выходил из ствола.Обычно у сборщиков было два «ряда» деревьев, над которыми они работали, чередуя один ряд в день. «Ряды» состояли из нескольких кольцевых дорог, которые проходили через лес с более чем 100 деревьями каждая. Каучук можно было собирать только в сезон выпуска (с августа по январь), и условия жизни сборщиков были тяжелыми. По мере того, как потребность в каучуке росла, сборщиков пришлось отправлять глубоко в тропические леса Амазонки в поисках неизведанных земель с более продуктивными деревьями. Тапперы устроили свои лачуги недалеко от реки, потому что закопченный каучук отправляли на лодке в Манаус (столица штата Амазонас) или в Белен (столица штата Пара), оба перевалочных пункта для экспорта каучука в Европу и США. .[1]

Конкуренция или эксплуатация? Tappers и Seringalistas

После сбора резины сборщики возвращались в свои лачуги и коптили смолу, чтобы сделать шары из частично отфильтрованной и очищенной грубой резины, которые можно было продавать в портах. Существует много дискуссий о коммерциализации продукта. Вайнштейн (1983) утверждает, что seringalista - наниматель резинового разливщика - контролировал транспортировку каучука в порты, где он продавал каучук, много раз в обмен на товары, которые можно было продать (с большой прибылью) обратно. к крановщику.В этой экономике денег было мало, и «заработная плата» сборщиков или seringueiros определялась ценой на каучук. Заработная плата зависела от текущей цены на резину; обычное соглашение между сборщиками заключалось в разделении валовой прибыли со своими покровителями. Эти зарплаты чаще всего выплачивались товарами, такими как сигареты, продукты питания и инструменты. Согласно Вайнштейну (1983), товары были завышены на seringalistas , чтобы получить большую прибыль от работ seringueiros .Бархам и Кумс (1994), с другой стороны, утверждают, что структура рынка в Амазонии была менее закрытой и что независимые торговцы путешествовали по бассейну на небольших лодках, желая обменивать товары на каучук. Плохой мониторинг со стороны работодателей и отсутствие государства способствовали этим транзакциям, проводимым под прилавком, что позволяло потребителям получать более высокую оплату за свою работу.

Экспорт резины

Из портов каучук находился в руках главным образом бразильских, британских и американских экспортеров.Вопреки тому, что утверждал Вайнштейн (1983), бразильские производители или местные торговцы из внутренних районов могли выбирать, отправлять ли каучук на партию в комиссионный дом Нью-Йорка, а не продавать его экспортеру в Амазонке (Shelley, 1918). Каучук, как и другие товары, доставлялся в порты Европы и США для распределения по отраслям промышленности, которые покупали большие объемы продукта на товарных биржах Лондона или Нью-Йорка. Большая часть произведенного каучука продавалась на этих биржах, но производители шин и другие крупные потребители также осуществляли прямые закупки у дистрибьюторов в стране происхождения.[2]

Производство каучука в Юго-Восточной Азии

Семена, доставленные контрабандой из Бразилии в Великобританию

Hevea brasiliensis , самый важный вид каучукового дерева, был амазонским видом. Вот почему страны бассейна Амазонки были основными производителями каучука в начале международной торговли каучуком. Как же тогда британские и голландские колонии в Юго-Восточной Азии стали доминировать на рынке? Бразилия пыталась предотвратить экспорт семян Hevea brasiliensis , поскольку бразильское правительство знало, что, будучи основным производителем каучука, прибыль от торговли каучуком застрахована.Защита прав собственности на семена оказалась тщетной. В 1876 году англичанин, начинающий писатель и эксперт по каучуку Генри Уикхем контрабандой переправил в Лондон 70 000 семян, за что он заслужил вечное осуждение Бразилии и звание английского рыцарства. После экспериментов с семенами 2800 растений были выращены в Королевском ботаническом саду в Лондоне (Kew Gardens), а затем отправлены в Perideniya Gardens на Цейлоне. В 1877 году 22 растения достигли Сингапура и были посажены в Сингапурском ботаническом саду.В том же году первое растение прибыло в Малайские Штаты. Поскольку каучуковым деревьям требовалось от 6 до 8 лет, чтобы они созрели и давали хороший каучук, в 1880-х гг.

Научные исследования для увеличения урожайности

Для развития добычи каучука в малайских штатах потребовалось больше научных вмешательств. В 1888 году Х. Н. Ридли был назначен директором Сингапурского ботанического сада и начал экспериментировать с методами прослушивания. Конечным результатом всех экспериментов с различными методами сбора урожая в Юго-Восточной Азии стало открытие того, как добывать каучук таким образом, чтобы дерево сохраняло высокий урожай в течение длительного периода времени.Вместо того, чтобы проделать глубокую борозду топором на каучуковом дереве, как в Бразилии, сборщики из Юго-Восточной Азии соскребли ствол дерева, сделав серию перекрывающихся Y-образных надрезов топором, так что на дне будет канал, заканчивающийся собирательным сосудом. По словам Акерса (1912), техника подсечки в Азии обеспечивала использование деревьев в течение более длительных периодов времени, потому что бразильская техника повредила кору дерева и со временем снизила урожайность.

Быстрое коммерческое развитие и автомобильный бум

Коммерческие посадки в малайских штатах начались в 1895 году.Развитие крупных плантаций шло медленно из-за недостатка капитала. Инвесторы не интересовались плантациями до тех пор, пока перспективы каучука радикально не улучшились благодаря впечатляющему развитию автомобильной промышленности. К 1905 году европейские капиталисты были достаточно заинтересованы в инвестировании в крупные плантации в Юго-Восточной Азии, чтобы посадить около 38 000 акров деревьев. Между 1905 и 1911 годами ежегодный прирост составлял более 70 000 акров в год, а к концу 1911 года площадь посевных площадей в малайских штатах достигла 542 877 гектаров (Baxendale, 1913).Расширение плантаций стало возможным из-за изощренной организации таких предприятий. Акционерные компании были созданы для использования земельных грантов, а капитал был привлечен путем выпуска акций на Лондонской фондовой бирже. Высокая доходность в первые годы (1906-1910 гг.) Вселила в инвесторов еще больший оптимизм, и капитал тек в больших объемах. Плантации зависели от очень дисциплинированной системы труда и интенсивного использования земли.

Преимущества Малайзии над Бразилией

Помимо интенсивного землепользования, производственная система Малайзии имела несколько экономических преимуществ перед Бразильской.Во-первых, в малайских штатах не было определенного сезона сбора каучука, в отличие от Бразилии, где дождь не позволял сборщикам каучука собирать каучук в течение шести месяцев в году. Во-вторых, условия здоровья были лучше на плантациях, где каучуковые компании обычно оказывали базовую медицинскую помощь и строили лазареты. В Бразилии же, напротив, желтая лихорадка и малярия затрудняли выживание сборщиков каучука, которые были рассеяны в лесу и не имели даже элементарной медицинской помощи. Наконец, улучшение условий жизни и поддержка британских и голландских колониальных властей помогли привлечь индийскую рабочую силу на каучуковые плантации.Японская и китайская рабочая сила также иммигрировала на плантации в Юго-Восточной Азии в ответ на относительно высокую заработную плату (Baxendale, 1913).

Первоначально спрос на резину был связан со специализированными промышленными компонентами (ремни и прокладки и т. Д.), Товарами народного потребления (мячи для гольфа, подошвы для обуви, галоши и т. Д.) И велосипедными шинами. До того, как автомобиль стал массовым явлением, бразильская промышленность по производству дикого каучука была способна удовлетворить мировой спрос, и, кроме того, производители каучука не могли предсказать масштабы и рост автомобильной промышленности до 1900-х годов.Таким образом, как показано на Рисунке 3, рост спроса, измеряемый импортом из Великобритании, не был особенно быстрым в период 1880–

гг.

Ласпарсан | Рабочий процесс производства резины


Рабочий процесс производства резины

1. Оценка спроса и определение цены: Ласпарсан представляет конкурентоспособную цену после того, как покупатель предоставит основную информацию о продукте относительно спроса.

Четыре фактора при определении вашей цены

2.Подготовка технических чертежей: Заказчик представляет в Ласпарсан технические чертежи и образцы запасных частей, которые будут производиться. Характеристики продукта, такие как размеры, допуски, сырье и технические данные, указанные на чертежах, будут приняты во внимание при производстве, если это не указано в контракте. Если клиент не знает спецификации продукта, который требуется, он должен предоставить такую ​​информацию, как место использования, данные о потребностях и т. д. Таким образом, Lasparsan производит продукты, которые работают без сбоев, собирая необходимые спецификации.

3. Утверждение заказа: Подготовка к производству начинается после согласования Ласпарсана с заказчиком цены, срока оплаты, срока поставки и других условий.

4. Определение технических характеристик: Подробное исследование «Обнаружение технических характеристик» проводится Lasparsan с целью производства продукта в соответствии со стандартами и другими требованиями, которые будут соответствовать потребностям клиента.

5. Подготовка формы: Необходимые формы проектируются и производятся в зависимости от количества спроса.

6. Приготовление рецептуры: Измерения выполняются с помощью лабораторных анализов, чтобы исключить отклонения, поскольку каучуковое сырье в основном химическое, в зависимости от сельского хозяйства и сезонных факторов, влияющих на продукт и производство. Определяется рецептура резинового сырья, обеспечивающая технические характеристики продукта в конце процесса.

Чтобы получить продукты с одинаковыми характеристиками, корректировки формул выполняются для долгосрочных производственных непрерывных и многопартийных поставок.

7. Замес каучука: Линия сплавов является предпочтительной в зависимости от рецептуры, которая будет приготовлена, и тоннажа, который будет израсходован, чтобы гарантировать, что химические остатки не повлияют на эффективность времени и желаемый состав. По результатам испытаний сплав, который будет использоваться в производстве по полученной формуле, остается в ожидании, выполняя процесс предварительного смешивания.

8. Отдых: Вещество в промежуточной форме удерживается при температуре от 0 0C до +10 0C с учетом сезонных условий после получения сплава.Ласпарсан выполняет процесс отдыха на производственной линии, который Ласпарсан считает важным процессом, что является трудоемкой задачей с точки зрения логистики и дорогостоящей операцией с точки зрения стоимости запасов, чтобы устранить факторы, влияющие на качество продукции, такие как как разрушение полимерных цепей, вызванное чрезмерным замешиванием, потеря жизнеспособности резиновых изделий из-за ранней вулканизации и жевания, отрицательное влияние на удлинение при разрыве и сопротивление старению.

9.Пробное производство: Производство новых форм, рецептура, размеры продукта и допуски контролируются для обеспечения правильного производства большой партии. Наши клиенты могут наблюдать за опытным производством, которое осуществляется безупречно и без сбоев на предприятии в Ласпарсане, по запросу клиента.

10. Лабораторные испытания: Наши клиенты могут проверить, подходят ли спецификации, указанные на этапе заказа, с помощью тестов, которые требуются от Lasparsan или проводятся заказчиком.

11. Производство:

Производство осуществляется с помощью гидравлических прессов из более чем 50 штук с использованием полностью автоматических методов горизонтального и вертикального впрыска или традиционных методов, которые выполняются вручную, в зависимости от квалификации и уровней производства продукта, который будет производиться. На прессе можно производить резиновые изделия от 1 гр. до 80 кг. весов и от 1 см. до объемов 0,6 м3, помещать любые виды металлических и пластиковых каркасов внутри резины, покрывать различные виды металлов и других материалов.

На линии по производству металла Ласпарсан;

В дополнение к производству пресс-форм, можно производить все виды объемных и цилиндрических форм и профилированных металлов, а также применять литье резины и пластика на этих деталях посредством процесса, описанного ниже;

12.Контроль качества:

В лаборатории Ласпарсана можно проводить анализ и испытания продукта при следующих значениях:

Кроме того, определение и измерение кривой вулканизации, которая является основным измерением процесса резины, выполняется с помощью различных реометров

13.Стирка - Ультразвуковая очистка - Санитария:

Устранение физических, химических и биологических воздействий обеспечивается в зависимости от предпочтений клиента или области использования продукта.

Применяются химическая обработка изделий, контактирующих с телом человека, и стерилизация изделий медицинского назначения.

14. Упаковка:

Продукты могут быть изготовлены в виде пакетов и поддонов, путем наполнения в термоусадочную пленку, в пластиковые пакеты и картонные коробки в зависимости от области использования продукта и потребностей клиентов.Любые требуемые тексты и маркировка могут быть нанесены на каждый вид продукта и / или упаковки. Также по желанию заказчика могут применяться международные стандарты кодирования, штрих-коды и наклейки.


Схема производства резины


Составы резиновых смесей и использование сырья


Лабораторное оборудование


Испытание на золу проводится с целью определения содержания неорганических веществ в эластомерах, содержащих органические вещества, в лаборатории Ласпарсана.Данные, полученные в результате испытания, оцениваются и определяется значение чистоты.

Испытание на разрыв при растяжении проводится для измерения сопротивления эластомеров приложенной силе и определения устойчивости эластомеров к этой силе. Соответственно, процентное соотношение (%) между начальным и последним размерами получается посредством испытания на растяжение-удлинение.

Испытания при высоких и низких температурах проводятся в зависимости от диапазона рабочих температур всех видов эластомеров, чтобы определить изменения и поведение продукта при экстремальных (холодных / горячих) температурах.

Изучены изменения в эластомерах в результате воздействия тепла, света, кислорода за определенный период времени, которые подвергаются испытанию на старение в лаборатории Ласпарсан. Мы определяем изменения твердости, прочности на разрыв и удлинения после и до испытаний.

Мы проводим испытания на стойкость к истиранию, чтобы определить долговечность эластомера в среде с трением.

Есть еще несколько тестов, которые мы провели в лаборатории Ласпарсана, которые не могут быть явно заявлены на нашем веб-сайте. У нас есть отличное ноу-хау, полученное благодаря более чем 40-летнему опыту испытаний эластомеров и дополнительных материалов. химические вещества и архив формул, которые позволяют нам достичь наилучших результатов, - вот наше истинное богатство.




Методы и технологии, используемые для санитарной обработки

Веб-часть находится в разработке.


Порядок оформления заказа

Определение цены продукта

Цена на резиновые изделия, определяемая Lasparsan, составляет:

Она рассчитывается с учетом основных затрат, таких как необходимое сырье для производства, труда и потребления энергии.При определении цены продукта стоимость резиновой формы не включается в цену напрямую и определяется в соответствии со следующими принципами:

Факторы, влияющие на определение цены продукта

Три важных момента принимаются во внимание при определении цены продукта.

  1. Наличие формы для продукта: Стоимость пресс-формы не рассчитывается, если клиент заказал необходимую пресс-форму для продукта или она существует в архивах Ласпарсана.
  2. Количество пор пресс-формы: Этот коэффициент определяет, «сколько штук продукта производится за единицу времени с использованием одной пресс-формы», и подробности этой процедуры описаны в разделе «Размеры пресс-формы».
  3. Право собственности на пресс-форму продукта: Стоимость пресс-формы будет вычтена из цены, установленной Lasparsan, в зависимости от того, принадлежит ли пресс-форма покупателю или Lasparsan. Эта процедура описана в разделе «Стоимость пресс-формы».

Размеры формы

Формы изготавливаются в зависимости от количества заказа. В отношении;

форм может быть изготовлено.

Количество пор в пресс-форме увеличивает стоимость пресс-формы, которая будет производиться, однако снижает стоимость пресс-формы на единицу, в зависимости от количества заказа. В этом контексте стоимость продукта будет снижаться по мере увеличения количества заказа.

Стоимость пресс-формы

Стоимость пресс-формы, которая будет производиться, прямо пропорциональна количеству пор. Стоимость необходимой пресс-формы для изготовления изделия принадлежит заказчику.

Можно выделить два основных подхода к определению стоимости пресс-формы;

  1. Форма собственности принадлежит заказчику: пресс-форма, которая будет произведена Lasparsan, возвращается клиенту после завершения производства конечного продукта. В этом случае у заказчика запрашивается только стоимость пресс-формы.

  2. Владение пресс-формой принадлежит компании Lasparsan: после вычета 20% суммы стоимость изготовления пресс-формы будет запрошена у клиента, если пресс-форма, которая будет произведена Lasparsan, не будет возвращена клиенту.

Производство образцов

Перед утверждением определенного заказа изготовление образца не взимается, если заказчик требует исследования образца, при условии, что форма продукта уже существует в архивах Ласпарсана или у клиента есть необходимая форма.

Однако стоимость пресс-формы запрашивается у заказчика без согласования конкретного заказа, если пресс-форма должна быть изготовлена ​​для получения образца. Это происходит так, как упоминалось в предыдущих пунктах этой процедуры.

Гарантии

Lasparsan принимает и обязуется

Ласпарсан заменяет неисправный и дефектный товар на новый или вычитает покрытую сумму, которая определяется взаимно, учитывая особенности спроса клиента, если товар произведен как неисправный и бракованный.

Лабораторное оборудование

Испытание на золу проводится для определения содержания неорганических веществ в эластомерах, содержащих органические вещества, в лаборатории Ласпарсана. Данные, полученные в результате испытания, оцениваются и определяется значение чистоты.

Испытание на разрыв при растяжении проводится для измерения сопротивления эластомеров приложенной силе и определения устойчивости эластомеров к этой силе. Соответственно, процентное соотношение (%) между начальным и последним размерами получается посредством испытания на растяжение-удлинение.

Испытания при высоких и низких температурах проводятся в зависимости от диапазона рабочих температур всех видов эластомеров, чтобы определить изменения и поведение продукта при экстремальных (холодных / горячих) температурах.

Изучены изменения в эластомерах в результате воздействия тепла, света, кислорода за определенный период времени, которые подвергаются испытанию на старение в лаборатории Ласпарсан. Мы определяем изменения твердости, прочности на разрыв и удлинения после и до испытаний.

Мы проводим испытания на стойкость к истиранию, чтобы определить долговечность эластомера в среде с трением.

Есть еще несколько тестов, которые мы провели в лаборатории Ласпарсана, которые не могут быть разъяснены на нашем веб-сайте, У нас есть отличное ноу-хау, полученное за последние 40 лет опыта в тестировании эластомеров и дополнительных химикатов и архив формул, который позволяет нам достичь наилучших результатов, что является нашим истинным богатством.

Стоимость пресс-формы

Стоимость пресс-формы, которая будет производиться, прямо пропорциональна количеству пор. Стоимость необходимой пресс-формы для изготовления изделия принадлежит заказчику.

Можно выделить два основных подхода к определению стоимости пресс-формы;

  1. Форма собственности принадлежит заказчику: пресс-форма, которая будет произведена Lasparsan, возвращается клиенту после завершения производства конечного продукта. В этом случае у заказчика запрашивается только стоимость пресс-формы.

  2. Владение пресс-формой принадлежит компании Lasparsan: после вычета 20% суммы стоимость изготовления пресс-формы будет запрошена у клиента, если пресс-форма, которая будет произведена Lasparsan, не будет возвращена клиенту.

Производство образцов

Перед утверждением определенного заказа изготовление образца не взимается, если заказчик требует исследования образца, при условии, что форма продукта уже существует в архивах Ласпарсана или у клиента есть необходимая форма.

Однако стоимость пресс-формы запрашивается у заказчика без согласования конкретного заказа, если пресс-форма должна быть изготовлена ​​для получения образца. Это происходит так, как упоминалось в предыдущих пунктах этой процедуры.

Гарантии

Lasparsan принимает и обязуется

Ласпарсан заменяет неисправный и дефектный товар на новый или вычитает покрытую сумму, которая определяется взаимно, учитывая особенности спроса клиента, если товар произведен как неисправный и бракованный.

.

Россия Экспорт синтетического каучука CMLV | 1994-2020 Данные

Экспорт синтетического каучука CMLV в России увеличился до 973,50 млн долларов США в октябре с 863,50 млн долларов США в сентябре 2020 года. Источник: Федеральная таможенная служба, Россия

Экспорт синтетического каучука CMLV в России в среднем с 1994 по 2020 год составил 656,73 миллиона долларов США, достигнув рекордного уровня в 3115,50 миллиона долларов США в декабре 2011 года и рекордно низкого уровня в 19.70 миллионов долларов США в январе 1999 года. Эта страница включает график с историческими данными по российскому экспорту синтетического каучука CMLV. Экспорт синтетического каучука из России CMLV - значения, исторические данные и графики - последний раз обновлялись в декабре 2020 года.

Экспорт синтетического каучука CMLV в России, как ожидается, к концу этого квартала составит 726,97 миллионов долларов США, согласно глобальным макромоделям Trading Economics и ожиданиям аналитиков. Забегая вперед, мы оцениваем экспорт синтетического каучука CMLV в Россию на уровне 726.97 за 12 месяцев. Согласно нашим эконометрическим моделям, в долгосрочной перспективе российский экспорт синтетического каучука CMLV прогнозируется на уровне 726,82 млн долларов США в 2021 году.

.

Производство и применение резиновой крошки

Ежегодно на Ближнем Востоке выбрасываются десятки миллионов шин. Утилизация изношенных шин - сложная задача, поскольку шины имеют долгий срок службы и не поддаются биологическому разложению. Традиционным методом обращения с изношенными покрышками является складирование, незаконная свалка или захоронение, и все это является краткосрочным решением.

Резиновая крошка - это термин, обычно применяемый к переработанной резине из автомобильных и грузовых шин.Существует две основных технологии производства резиновой крошки - механическое измельчение при комнатной температуре и криогенное измельчение. Из двух процессов криогенный процесс более дорогой, но он дает более гладкие и мелкие крошки.

Механическое шлифование при комнатной температуре

В процессе механического шлифования в условиях окружающей среды изношенная покрышка ломается при комнатной температуре или выше. Шлифовка в условиях окружающей среды - это многоступенчатая технология, в которой используются цельные или предварительно обработанные автомобильные или грузовые шины в виде клочков или стружки, боковин или протекторов.Последовательно отделяются каучуки, металлы и текстиль. Шины пропускаются через измельчитель, который разбивает шины на стружку.

Стружка подается в гранулятор, который разбивает ее на мелкие кусочки, удаляя при этом сталь и волокна. Любая оставшаяся сталь удаляется магнитным способом, а волокно удаляется с помощью вибросита и ветряных просеивателей. Более мелкие частицы каучука могут быть получены путем дальнейшего измельчения во вторичных грануляторах и высокоскоростных ротационных мельницах.

Измельчение при комнатной температуре - это производственный процесс, используемый большинством производителей крошки. Для тонкого измельчения на установках с атмосферным воздухом наиболее часто используются следующие станки:

Криогенное измельчение

Криогенное измельчение относится к измельчению утильных шин при температурах около минус 80 o C с использованием жидкого азота или промышленных хладагентов.При криогенной переработке в качестве сырья обычно используются предварительно обработанные автомобильные или грузовые шины, чаще всего в виде стружки или гранулята, полученного из окружающей среды.

Обработка происходит при очень низкой температуре с использованием жидкого азота или коммерческих хладагентов для охрупчивания резины. Это может быть четырехфазная система, которая включает первоначальное измельчение, охлаждение, разделение и измельчение. Материал поступает в морозильную камеру, где используется жидкий азот для охлаждения от –80 до –120 ° C, ниже точки, когда резина перестает вести себя как гибкий материал и может быть легко раздроблена и сломана.

Из-за его хрупкого состояния волокна и металл легко отделяются в молотковой мельнице. Затем гранулят проходит через серию магнитных сит и станций просеивания для удаления последних остатков примесей. Этот процесс требует меньше энергии, чем другие, и дает резиновую крошку гораздо более высокого качества.

Применение резиновой крошки

Для получения более мелких частиц можно повторять как комнатную, так и криогенную обработку.Все чаще эти две системы с сопутствующими технологиями объединяются в одну непрерывную систему, чтобы воспользоваться преимуществами и характеристиками каждой из них и снизить общие затраты.

Окружающая система обычно используется на начальных этапах измельчения. Криогенная система используется для дальнейшего уменьшения размера материала, а затем для удаления металлов и тканей. Выходы одной или обеих систем можно использовать напрямую или в качестве сырья для дальнейшей обработки.

Резиновая крошка продается как сырье для процессов химической девулканизации или пиролиза, добавляется в асфальт для дорожных покрытий и герметиков для дорожных покрытий или используется для производства большого количества продуктов, содержащих вторичный каучук.Вот некоторые из основных областей применения резиновой крошки:

Спортивные покрытия

Автомобильная промышленность

Строительство

Геотехника / асфальтобетон

Клеи и герметики:

Амортизаторы и средства безопасности

Резина и пластмассовые изделия

Нравится:

Нравится Загрузка...

Рекомендуемая литература

О Салмане Зафаре

Салман Зафар - основатель EcoMENA и международный консультант, советник, эколог и журналист, обладающий опытом в области управления отходами, преобразования отходов в энергию, возобновляемых источников энергии, защиты окружающей среды и устойчивого развития. Его географические области деятельности включают Ближний Восток, Африку, Азию и Европу. Салман успешно реализовал широкий спектр проектов в области энергии биомассы, биогаза, переработки отходов в энергию, рециркуляции и управления отходами.Он участвовал в многочисленных конференциях и семинарах в качестве председателя, председателя сессии, основного докладчика и участника дискуссии. Салман - главный редактор EcoMENA и профессиональный писатель-эколог, автор более 300 популярных статей. Он активно участвует в распространении информации о возобновляемых источниках энергии, управлении отходами и экологической устойчивости в различных частях мира. С Салманом Зафаром можно связаться по электронной почте [email protected] или [email protected] .

Смотрите также