RU (495) 989 48 46
Пленка на бампер

АНТИГРАВИЙНАЯ ЗАЩИТА БАМПЕРА

 

Нива система охлаждения 21213


Система охлаждения Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4x4

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор между ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – возвращается обратно. Впускной клапан закрывается при резком повышении давления в системе (закипание жидкости), при этом выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигнет приблизительно 0,5 кгс/см2 , что повышает температуру кипения жидкости и сокращает ее потери. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На двигателе, оснащенном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде электронного блока управления двигателем.

Система охлаждения карбюраторного двигателя

Система охлаждения впрыскового двигателя

Фото



Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.

Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.

Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.

Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов).

На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем (см. тут).

Система отопления описана тут.

Видео

lada-niva.ru

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214 на Лада Нива

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4 жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком. Принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала с помощью клинового ремня. Одновременно служащего приводом генератора.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4, устройство, принцип действия, схемы, наименования и каталожные номера деталей.

Емкость система охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4 (включая систему отопления салона) — 10,7 литра. В системе охлаждения используется охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше минус 40 градусов.

Состав системы охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.

— Рубашка охлаждения двигателя. Выполнена в литье и окружает цилиндры в блоке цилиндров, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров и впускной трубе.
— Радиатор.
— Вентилятор с механическим приводом или два электровентилятора.
— Расширительный бачок.
— Термостат.
— Насос охлаждающей жидкости.
— Радиатор отопителя.

Схема системы охлаждения карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 на автомобиле Лада Нива.

Схема системы охлаждения инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4.

auto.kombat.com.ua

Лада 4x4 3D › Бортжурнал › Изменение системы охлаждения ВАЗ 2121 по принципу Шевроле Нивы

Предпосылки, выводы и процесс досканально описывать не буду, всё достаточно детально описано на просторах интернета, расскажу что пошло не так и как вывернулся. Руководствовался статьями:
www.vazclub.com/niva/2121…/termostat-ot-shnivi.html
www.drive2.ru/l/1960289/
www.drive2.ru/l/288230376152051672/#post
и кучей других :)
Итак:
— Термостат от ШевиНивы
— Шланг Ø16мм, купил метр, но потратил меньше половины
— Хомуты
Резиновые патрубки все стояли новые, поэтому я их не менял, дополнительные вставки для термостата сделал из старого верхнего патрубка радиатора.
По пути поменял корпус и помпу насоса ОЖ. У старой помпы зазор до корпуса был аж больше сантиметра. Начитавшись отзывов и рекламы помпу поставил Лузар Турбо, ну и корпус пришлось к ней новый брать, т. к. старый не подходит. Поменял тройник рубашки охлаждения (котрый разводит между радиатором и термостатом), старый разъело. Т. к. в новом тройнике имелось место под датчик температуры ОЖ (правда оно было не рассверленное — пришлось рассверлить и нарезать резьбу) — поставил этот датчик, на будущее. В верхний патрубок радиатора вставил тройник с датчиком ТМ108, что бы в последствии ставить электровентилятор.
Термостат ставил горизонтально, хотел попробовать вертикально, что бы место сэкономить, а не получилось, ну и не надо его так ставить, то место понадобилось для работы с генератором :)
Прослойка между тройником рубашки охлаждения и термостатом и уголок между термостатом и насосом сделаны из верхнего патрубка радиатора ВАЗ 2121, это, кстати, один из самых дешёвых патрубков.
Первое что пошло не так — нижний патрубок радиатора от ШевиНивы не подошёл, т. к. у ВАЗ 2121 выход из радиатора загнут в верх и в общем он как то туда никак не лез, а ещё задевал открытую мясорубку. Однако туда отлично встал имеющийся нижний патрубок радиатора от ВАЗ 2121! Только его пришлось перевернуть (концы радиатора и термостата поменялись местами) и чуть чуть подрезать по месту.

Полный размер

Нижний патрубок


Второе что пошло не так — 16мм шланг от печки до термостата никак не хотел нормально ложиться, так что бы не перегибаться и ничего не тереть (боюсь что если он будет чегониб задевать, то от тряски двигателя потихоньку перетрётся). Извернулся ценой дополнительно соединения — отводящий патрубок печки повернул, чуть-чуть подрезал и соединил со шлангом через металлическую трубку, которую сделал из патрубка, который к крану печки прикручивается, потом выяснил что такой готовый соединительный патрубок можно просто в магазине купить :)
В итоге этот шланг ничего не задевает и не обо что не трётся.

Полный размер

Шланг от термостата тянется к печке

Полный размер

И здесь встречается с повёрнутым и подрезанным патрубком печки

Полный размер

Распил

Полный размер

Припаял кольцо из проволоки, что бы ничего не слетело

Третья проблема — очень не хотелось заниматься резнёй по металлу и изготавливать заглушку насоса — поставил тот же патрубок крана отопителя (хотя, можно было и использовать плоский обрезок, оставшийся от соединения шланга отопителя), проложив прокладкой, сделанной из резинового патрубка системы охлаждения

Полный размер

Заглушка насоса из патрубка крана отопителя :)

www.drive2.ru

Модернизация системы охлаждения. — Лада 4x4 3D, 1.7 л., 2003 года на DRIVE2

Изначально на машине стоял родной термостат. Однако хотелось поставить термостат от шевроле-нивы, но времени все не было. Однажды зимой зажегся Check. При температуре двигателя ниже 60 градусов включались вентиляторы охлаждения, и на бортовике показания температуры отображались 107 градусов. Диагностика показала неисправность термостата. Было решено сразу провести модернизацию системы охлаждения путем замены родного термостата на от шевроле-нивы. Был заглушен вход охлаждающей жидкости в водяной насос от печки, трубка соответственно демонтирована. Пришлось конечно подгонять заново патрубки. И вот после замены рабочая температура 84 градуса, печка греет лучше. Через некоторое время при движении по глубокому снегу чуть не перегрел двигатель, один вентилятор сгорел, на втором выбило предохранитель. Было принято решение заменить один мотор вентилятора охлаждения, и установить в контур печки электрическую помпу от газели. При движения по бездорожью включается по полную печка+электрическая помпа и температура удерживается на уровне 95 градусов. При замене мотора вентилятора охлаждения возникли трудности, рамку с двумя вентиляторами покупать не хотелось, т.к. один вентилятор цел. Был куплен мотор вентилятора с крыльчаткой Ваз-21214 производство LUZAR. Одновременно заменил патрубки системы охлаждения, и развернул термостат так, как он стоит на шевроле-ниве. Была куплена электрическая помпа от газели нового образца (более компактная чем старого образца). Помпу установил на моторный щит под патрубками печки. При замене вентилятора охлаждения столкнулся с трудностями. Демонтировал старый вентилятор с рамки, а на новом моторе не хватало длины болтов для крепления вентилятора к рамки. Опять пришлось подгонять путем замены болтов на более длинные. Лучше бы купил рамку в сборе. Для разворачивания термостата был куплен оригинальный нижний патрубок термостата от ВАЗ-2123. Остальные патрубки собрал из верхнего патрубка радиатора ВАЗ-21213. Контур от печки: уголок патрубка печки от ВАЗ-2101+помпа+ резиновый патрубок + металлическая трубка(изготовлена из старой, которая шла из печки в водяной насос) + резиновый патрубок. Кнопку включения помпы вывел в салон. Все подсоединил, проверил герметичность, один минус нижний патрубок термостата трется об воздухозаборник воздушного фильтра. Ну в остальном все нормально. Теперь на холостом ходу при рабочей температуре 82 градусов и включении помпы и печки на максимальную скорость в салоне становится ощутимо жарко, даже в сильный мороз. В общем я доволен.

Цена вопроса: 3 500 ₽

www.drive2.ru

Электровентилятор охлаждения на Ниву 2131

Срок нормальной эксплуатации автомобиля значительно зависит от качества охлаждения ДВС и его узлов. Поэтому важность исправности охладительного контура переоценить сложно. Грамотное обслуживание систем вентиляции и охлаждения достаточно простое, если знать схему нужных узлов.

Устройство системы охлаждения ДВС и узлов

Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 21213 Нива (а также моделей 2131, 21214) вполне проста и фактически не менялась с момента разработки. Узел относится к жидкостному типу с закрытой принудительной циркуляцией охладителя. На карбюраторных системах вентилятор имеет механический привод. В инжекторной схеме предусмотрены 2 электровентилятора на Ниве 2131. Основные узлы схемы охладительного узла:

  1. Помпа механическая. Монтируется в блоке цилиндров (БЦ) спереди, крыльчатка частично погружена в жидкость охлаждения (работает с помощью ременной передачи).
  2. Термостат смонтирован справа от (БЦ). Его патрубки отходят к радиатору и водяной рубашке.
  3. Радиатор и два пластиковых бачка с обеих сторон с передней части двигателя.
  4. Вентилятор с воздушным диффузором на внутренней стороне радиатора.
  5. Расширительный бачок с крышкой и клапанами, подключенный к радиатору патрубком.
  6. Теплообменник отопления салона с краном.

Контроль за температурой в системе охлаждения в разных моделях Нивы отличается. В модели 21213 с карбюраторным двигателем датчик встроен в головку цилиндров с индикатором на приборной панели. В ВАЗ Нива 21214 (инжекторный двигатель) датчик расположен в патрубке на головке цилиндров.

Он также связан с узлом, который готовит топливную смесь относительно температуры силовой установки и включает вентиляторы. Еще одно отличие от общей схемы присутствует в ВАЗ 2131: радиатор не оборудован краном слива и рассчитан на постоянную циркуляцию антифриза.

Принцип функционирования

Система охлаждение моделей ВАЗ Нива не контактирует с атмосферой в рабочем состоянии, поэтому требует давления. Охладительной жидкостью выступает антифриз с точкой замерзания – 40 градусов Цельсия. Состав раствора – вода и этиленгликоль. Общий объем контура охлаждения – 10,7 литра. Закипание антифриза возможно после температуры в +110 градусов Цельсия.

Основным функциональным узлом в системе стал термостатический клапан, который распределяет поток охладителя в зависимости от температуры двигателя. Термостат, управляемый термочувствительным датчиком, регулирует направления движения антифриза. Упрощенно схема работы выглядит следующим образом:

  1. До разогрева ДВС до рабочей температуры (+90 градусов Цельсия) охладитель с помощью помпы двигается по малому контуру (радиатор отопления салона, термостат, силовая установка).
  2.  Заслонка открывается в сторону большого контура, где расположен радиатор, при температуре + 80 градусов Цельсия. После фактически весь охладитель перемещается по большому контуру, в основном охлаждаясь через радиатор.
  3. Малое кольцо не блокируется, но поступает в него минимум антифриза за счет патрубков более малого диаметра.
  4. В модели 2121 вентилятор смонтирован на ось водяного насоса и постоянно направляет поток воздуха на (БЦ). Вентиляторы охлаждения в Ниве 21214 и 2131 парные с электрическим приводом. Активируются поочередно или вместе с помощью температурного датчика (температура включения – около 100 градусов Цельсия).
  5. Избыток антифриза при нагреве направляется в расширительный бачок, повышается давление в системе, что снижает порог закипания охладителя.

Летом и в переходные периоды в моделях с инжектором движение охладителя ограничено специальным краном. В модели Нива Шевроле отсутствует такой блокиратор, поэтому отключение обогрева реализуется направлением воздушных потоков мимо теплообменника.

Возможные проблемы и их причины

Как и любую систему автомобиля, контур охлаждения нужно регулярно контролировать и менять изношенные детали. Первым показателем возможных проблем будет уровень охладителя в расширительном бачке. Основные поломки систем охлаждения моделей ВАЗ Нива:

  1. Максимальный нагрев двигателя при холодных патрубках основного радиатора означает поломку термостата. Деталь ремонту не подлежит, только замена.
  2.  Электрические вентиляторы в инжекторных системах включаются бесконтрольно или не запускаются вообще. Это показатель поломку датчика, который передает данные контролеру.
  3. Неисправный датчик на головке цилиндров провоцирует неверные данные на панель управления или их полное отсутствие.
  4. Постоянное снижение уровня антифриза указывает на утечку где-то в контуре.

Полезное видео


В моделях с механическим вентилятором важно контролировать появление возможного люфта оси водяного насоса. При его наличии следует максимально быстро менять помпу.

djeeprus.ru

В салоне потеплело! — Лада 4x4 3D, 1.7 л., 1996 года на DRIVE2

Печка в 213 и 214 Ниве не радует теплом. Но этот недуг легко лечиться. Самый простой способ требующий минимальных затрат и усилий – установка термостата от Шевроле Нивы. Отличается от обычного 2101 двумя дополнительными отводами – отвод на печку и подогрев дросселя (читай карбюратора). Температура открытия/закрытия осталась без изменений.
Второй вариант более сложный – установка термостата вместе с корпусом от 2110. Он требует токарно-слесарных и сварочных работ.
Я пошел простым путем установкой термостата от ШНивы. В его установке на карбюраторную Ниву есть ряд сложностей, но они легко решаются (об этом чуть позже). При установке на инжекторную можно не городить огород, а купить все патрубки и соединительные трубки от Шнивы и развернуть термостат горизонтально как он и ставиться на ШНиву.

Система охлаждения 21213

Система охлаждения Шевроле Нива

Для установки приобрел:
1. термостат 2123 (ШНива), купил Luzar по отзывам самый нормальный.
2. Мне еще надо было поменять помпу. Помпу купил 2101-21213 с увеличенным количеством лопостей. Купил опять же Luzar потому что у нее крыльчатка чугунная, пластиковые бывают лопаются и слетают.
3. Если меняется помпа то еще и прокладку помпы.
4. герметик силиконовый
5. фум лента сантехническая
6. шланг отводящий печки 2123 Шнива.
7. шланг дюритовый 16 мм.
8. шланги подогрева карбюратора 2108
9. заглушка помпы 2123
10. хомуты.
11. перходник шлангов с 20 мм на 16 мм
12. кусочек паронита (кажется прокладка дросселя 2110) или резиновая прокладка патрубка печки.
13. тосол/антифриз

Вначале закупаем всё что нужно из списка. Если патрубки у вас не вызывают доверия то лучше их сразу заменить. У меня живые и мягкие поэтому я их менять не стал.
Цельного переходника с 16мм на 20 мм шланг я не нашел, и просить токаря тоже не хотелось. Поэтому были куплены два переходника с ½’ (внутренняя резьба) на 16 мм шланг и ½’ (наружная резьба) на 20 мм шланг. И всё это собрано на фумленту.

Переходник 20/16

Заглушку помпы 2123 в магазине тоже найти не удалось, хотя в некоторых городах с ней не проблема деталь копеешная и стоит в районе 20 руб, во всяком случае в магазине по Нивам можно спросить. Даже если не нашли деталь простая и для ее изготовления мне потребовались стальная полоса, болгарка, дрель и сверла на 7 и 10.
Из полосы выпилил заглушку, просверлил два отверстия на 7 и зенковал отверстия сверлом на 10.

Заглушка помпы

Из кусочка паронита вырезал глухую прокладку по форме заглушки. Кусочка паронита не было поэтому купил прокладку дросселя 2110 и из нее вырезал. А глухую сделал на всякий случай — чтоб тосол не разъедал стальную заглушку (возможно я загоняюсь). А так, если пофиг, то можно использовать заводскую прокладку отводящей трубки от классики — она же прокладка патрубков радиатора печки.

Прокладка дросселя 2110

Вырезал прокладку заглушки

Заглушка на месте!

Отводящий шланг собрал из: отводящего шланга печки от Шнивы (20 мм), он как раз отлично огибает коллектор, а в качестве второй его части обычный дюритовый шланг (другого подходящего я не нашел) – он же шланг от Волги, Газели, и переходника 20/16.

Разборка. Писать как снять помпу и термостат я не буду это есть в любой книге по ремонту. Опишу только нюанс из за которого можно попасть на покупку новой помпы.
— Откручивть заборную стальную трубку от помпы очень не удобно, ни чего не видно все закрывает коллектор и система рециркуляции. Надо действовать очень аккуратно, рядом с гайками коллектор и гайки бывают в очень плохом состоянии, так что лучше вначале их замочить WDшкой. И постоянно следите за тем как идет гайка по шпильке шпильки там М6 и их легко обломить. Корпусов помпы отдельно не продается!

Сборка опять же опишу только нюансы.
— Тщательно вычищаем герметик и остатки прокладки в месте где крепилась стальная заборная трубка печки или помпа, дабы избежать двойной работы если вдруг потечет тосол.
— Когда всё вычищено ставим заглушку с прокладкой.

ВНИМАНИЕ! Не забудьте поставить под гайку шайбу и гровер иначе не хватает длины резьбовой части шпильки.

— Ставим новый термостат. На тонкий отвод одеваем шланг подогрева карбюратора 2108 и подключаем его к карбюратору. На толстый отвод одеваем отводной шланг печки Шнивы, так чтобы он огибал коллектор, затем одеваем переходник 20/16 смотрим сколько не хватает шланга и отрезаем от дюритового 16 мм шланга нужный кусок. Один конец дюритового шланга одевается на выход с печки, а другой на переходник.

Нижний шланг от термостата к радиатору.

подогрев карбюратора

подогрев карбюратора

шланг отвода от печки

шланг отвода от печки соединение с дюритовым переходником

дюритовый шланг

А вот что произошло у меня. Когда я откручивал отводную трубку всё вроде отлично открутилось, но когда я поставил заглушку, то нижняя гайка закручивалась с усилием. Когда я всё собрал и залил тосол, то из под заглушки потек тосол. Пришлось всё снова слить. Но когда я попытался открутить заглушку — гайка тупо крутилась на месте и не шла ни туда ни сюда. Пришлось всё разбирать… шило мочало начинай сначала.
Сняв помпу, я увидел, что резьба на шпильке слизана. Спилив гайку и сняв заглушку я попытался выкрутить шпильку шпильковертом, но произошло то, чего я боялся, шпилька обломилась почти заподлицо.

Мат перемат, шпилька обломилась!

Решил приварить на оставшийся кончик гайку, сварка заодно должна была прогреть закисшую резьбу. Но чуда не случилось и шпилька обломилась заподлицо. Осталось только вы

www.drive2.ru

Система охлаждения двигателя ВАЗ 21213, 21214 (Нива)

Элементы систем охлаждения

Система охлаждения карбюраторного двигателя

Система охлаждения впрыскового двигателя

1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя;
4 – шланг отвода жидкости от радиатора отопителя;
5 – кран отопителя;
6 – радиатор отопителя;
7 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя;
8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора;
9 – шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора;
10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции;
11 – перепускной (байпасный) шланг термостата;
12 – крышка насоса охлаждающей жидкости;
13 – крыльчатка вентилятора;
14 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов;
15 – подводящий шланг радиатора;

16 – радиатор;
17 – пробка радиатора;
18 – сливная пробка радиатора;
19 – кожух вентилятора;
20 – отводящий шланг радиатора;
21 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости;
22 – корпус насоса охлаждающей жидкости;
23 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос;
24 – термостат;
25 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу;
26 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла;
27 – датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска;
28 – крыльчатка электровентилятора;
29 – электродвигатель;
30 – кожух электровентиляторов.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

tuningtaza.ru

Система охлаждения НИВА 16V Part2 — Лада 4x4 3D, 1.6 л., 1980 года на DRIVE2

И снова здрасьте! Какой то оборванный получился предыдущий пост, поэтому скажу, что на последней фотке была показана установка двухконтактного датчика, рядом с ним привариваем штуцер на подогрев дросселя, далее нам понадобится термостат от шивы нивролет, один шланг с поворотом на 90 градусов (по моему с девятки) из которого делаем два, делаем крепление трубы и прикручиваем к свободной шпильке к которой когда то крепилась опора двигателя, хотя в принципе все видно на фотках ниже, так что смотрите, комментируйте!

www.drive2.ru

Система охлаждения нива 21214 инжектор

Продолжительность эксплуатации двигателя внедорожника Нива во многом зависит от того, насколько эффективно работает охлаждение ВАЗ-2121. Ведь перегрев — первый враг силового агрегата, ведущий к дорогостоящему ремонту.

Вот почему так важна исправность узлов и элементов охладительного контура. Чтобы уметь их обслуживать и выявлять неисправности, нужно разобраться, из чего состоит схема и как функционирует охлаждение Нивы.

Устройство охладительной сети автомобиля

Система охлаждения ВАЗ Нива является достаточно эффективной и практически не претерпела изменений с момента своего создания. В нее входят следующие агрегаты и элементы:


  1. Механический водяной насос (помпа). Установлен в блоке цилиндров с передней стороны, его крыльчатка погружена в охлаждающую жидкость, циркулирующую по водяной рубашке двигателя ВАЗ-2121. Приводится в действие ременной передачей.
  2. Механический термостатический элемент (термостат). Находится с правой стороны от блока по ходу движения. От него патрубки идут к водяной рубашке и радиатору.
  3. Радиатор охлаждения с 2 пластиковыми бачками по бокам. Расположен в передней части машины.
  4. Вентилятор с воздушным диффузором. Прикреплен к внутренней стороне радиатора.
  5. Расширительный пластмассовый бачок с крышкой, оборудованной клапанами. Подключен патрубком к радиатору.
  6. Теплообменник отопителя салона, снабженный краном.

Контроль температуры в сети охлаждения двигателя Нивы осуществляется разными способами. В карбюраторной модели ВАЗ-21213 в головку цилиндров встроен датчик, связанный с указателем температуры на приборной доске. На модели ВАЗ-21214, где топливо подает инжектор, имеется второй датчик, вмонтированный в патрубок на головке цилиндров. Он связан с контроллером, готовящим топливную смесь в зависимости от нагрева силового агрегата и включающим вентиляторы.

Есть еще 2 отличия в конструкции охлаждения моторов с карбюратором и инжектором:

В автомобилях ВАЗ-2131 Chevrolet Niva система охлаждения в целом аналогична обычной Ниве с инжектором. Радиатор отопителя ВАЗ-2131 не оборудован краном, из-за чего через него круглогодично протекает антифриз.

Принцип действия

Схема охлаждения Нивы работает под давлением, поскольку в обычном режиме не сообщается с атмосферой. Охладительная жидкость — антифриз с температурой замерзания -40 °С. Представляет собой раствор воды с этиленгликолем, количество для заполнения системы — 10,7 л. Закипает он тоже при повышенной температуре, +110 °С.

Ключевым элементом в работе системы является термостатический клапан, распределяющий потоки жидкости в зависимости от нагрева двигателя. Внутри термостата имеется заслонка, управляемая термочувствительным элементом. При нагреве он перемещает заслонку, открывая потоку другой путь. В целом схема работает по следующему алгоритму:


  1. Когда мотор не прогрет до рабочей температуры (90 °С), антифриз, побуждаемый помпой, циркулирует по малому контуру охлаждения: двигатель, термостат, радиатор отопителя салона.
  2. При нагреве силового агрегата заслонка термостата начинает приоткрываться, пропуская часть жидкости в большой контур, куда входит основной радиатор. Перемещение заслонки начинается с температуры около 80 °С, а при достижении 92-94 °С она открыта полностью. Практически весь антифриз теперь движется по большому кругу, охлаждаясь в основном радиаторе.
  3. Малое кольцо циркуляции не закрывается, ведь печка тоже должна функционировать. Но туда поступает гораздо меньше жидкости из-за малых диаметров патрубков. К этой же линии подключен подогрев карбюратора или дроссельной заслонки.
  4. На Ниве ВАЗ-2121 вентилятор установлен на оси водяного насоса и постоянно гонит воздух на блок цилиндров. В моделях ВАЗ-21214 и 2131 2 электрических вентилятора включаются поочередно либо вместе, подчиняясь команде контроллера, а тот ориентируется на показания датчика температуры. Порог включения — приблизительно 100 °С.
  5. Лишний объем антифриза, возникающий при нагреве, уходит по шлангу в расширительный бачок. При этом давление в системе возрастает, что еще больше затрудняет закипание жидкости. При остывании идет обратный процесс: антифриз возвращается в систему.

В летнее время и переходный период в машинах ВАЗ-21213 и 21214 проход охлаждающей жидкости через радиатор отопителя ограничивается краном. На Шевроле Ниве такого крана нет, отключение обогрева производится путем перенаправления потока воздуха мимо теплообменника.

Возможные неисправности


Чтобы избежать неприятностей с перегревом двигателя, необходимо контролировать и обслуживать охладительную систему Нивы.

Следует чаще проверять уровень антифриза в расширительном бачке. Ввиду надежности охлаждения неисправностей в ней случается не так много:

  1. Когда автомобиль греется до максимума в любую погоду, а патрубки основного радиатора холодные, то сломался термостат. Элемент не ремонтируется, только меняется.
  2. Электрические вентиляторы включаются как попало, в том числе на холодном двигателе, а при перегреве могут и не запуститься. Это значит, что вышел из строя и подлежит замене датчик, передающий данные о температуре контроллеру.
  3. Когда указатель на панели выдает неточные данные или не показывает температуру, надо поменять второй датчик, стоящий в головке цилиндров.
  4. Постоянно снижается уровень жидкости в бачке. Надо искать и устранять протечку на патрубках или в одном из радиаторов.

Важно периодически проверять наличие люфта оси водяного насоса. Его появление говорит об износе подшипника, необходимо как можно быстрее поменять помпу.


korchim.ru

Лада 4x4 3D re:Build 1.8 › Бортжурнал › Мифы о помпах и небольшая доработка системы охлаждения

Продолжаются будни тазовода, практически каждую неделю машина преподносить сюрприз, хоть и мелкая, но поломка, что двигает меня на доработки и улучшения, надеюсь скоро это будет не так часто.

1)По непонятным причинам у меня разлетелся шкив помпы:

Начал шуметь, проехал я так 50км, его добило окончательно и стала сопливить помпа. Снял старую Luzar помпу, а она целая, люфтов нету, подшпник как новый, только шкив убил своё посадочное гнездо:

Дабы это не повторялось решил поменять помпу, тут стал много изучать, читать и спрашивать у владельцев. Два популярных ответа это помпа ТЗА от шеви нивы, якобы там крыльчатка большего диаметра и помпа HEPU, якобы очень надёжная. Поэтому разложим всё по порядку.

2)Возьмём четыре конкурсанта

— Помпа ТЗА 2123 (Шеви нива)

В комплекте идёт только сама помпа

Имеет пластиковую крыльчатку, размер крыльчатки действительно больше чем 2101, но точно такой же как и 21213. От 21213 отличается только более лучшем сальником и подшипником. Цена 730р.

— Помпа ТЗА 2107 (Маркировка 2107, предполагается для НИВЫ и поздних семёрок)

В комплекте идёт сама помпа и шпилька для крепления генератора, прокладки нету

Имеет так же пластиковую крыльчатку, по размерам точно такая же как и 2123, дешевле, продавцы объясняют это другой начинкой (сальник, подшипник). Цена: 580р

— Помпа Luzar 2101 (Маркировка 2101, подходит на все классические моторы)

В комплекте сама помпа, прокладка помпы и шпилька генератора.

Имеем чугунную крыльчатку и такого же размера как и на помпе для 2123, положительные отзывы в том числе и я ею доволен. Но если у вас нива 21213 или классика с механическим приводом вентилятора, вам эта помпа не подходит. Из за своей конструкции на неё невозможно установить кронштейн для установки кожуха вентилятора:

На этой фото отчётливо видна разницы в выступающем элементе на старой помпе Luzar (Которая грязная)

Так что нам она не подходит, даже не смотря на самую привлекательную цену за такой девайс: 670р

— Помпа HEPU 2101 (Маркировка 2101, так же как и Luzar советуют её всем)

Её я и приобрёл:

В комплекте сама помпа, прокладка, шпилька генератора

Имеем чугунную крыльчатку такого же большого размера как и у всех конкурсантов, нету выступающих частей как на Luzar и почему то все её хвалят, на вид больше понравилась чем ТЗА. Цена 730р.

Новая vs Старая:

Перед установкой нужно всё хорошо почистить от старой прокладки:

Извиняюсь за плохую фокусировку фото

Поставил всё без проблем, так же немного доработал свою систему охлаждения установив 8 лопастную крыльчатку охлаждения:

Должна лучше охлаждать, впереди установка кожуха.

Вывод: Помпы ТЗА может и хороши, но пластиковая крыльчатка не внушает доверия, если всё таки надумаете не берите с маркировкой 2101, там крыльчатка меньше, даже если у вас классика. Luzar хорош, проверен на деле, эта фирма вообще всё хорошо делает, но вот этот выступ, напрягает, кожух уже не прицепишь, а он существенно помогает. Помпа HEPU угодила всем моим требованиям, советую.

Спасибо что прочли эти многобукф, старался сделать полезную запись.
Всем удачи на дорогах!

www.drive2.ru

Система охлаждения

Система охлаждения
 Система охлаждения
 Ведущий раздела Alexey73

Жалюзи радиатора на 2121 - автор sasa.

Система охлаждения двигателя - ссылка в "Иллюстрированный альбом".

Подобрал Alexey73:
Устройство.
Антифриз и тосол. Выбор, слив и залив, промывка, цвет, утечки.
Помпа.
Термостат.
Рабочая температура двигателя. Как снизить температуру. Причины перегрева.
Закипел движок. Могло что-нибудь сломаться?.
Установка радиатора 21213 на 2121.
Прогревать или не прогревать?
Предпусковой подогрев.
Утепление радиатора.
Механические детали системы охлаждения (кожух вентилятора, ремень, хомуты).
Прочее (заготовки на будущее).

Сетка на решетке радиатора - авторы ALER, EXtrim'а и Smogil.

Автономный предпусковой подогреватель "Теплостар" - автор Jager_21214.

Установка автономного подогревателя Бинар 5 на Ниву 21213 - автор ifk.

Электропомпа от Газели - авторы KEROSIN и Smogil.

Самодельный предпусковой подогреватель - автор igor2121.

Помпа для Нивы - отличия - авторы Oled, Leo2131 и Тихий Дон.

Имплантация термостата от ШНивы в Ниву 21213 - авторы Шоколадный Заяц, Trener, Масон.

Термостат от ШН и электропомпа от Газели в 2121 - автор st.ranger.

Суп из термостата - автор Trener.

Радиатор 21213 vs радиатор 21214-20 - автор Leo.

Крепление расширительного бачка в ВАЗ-2121 - автор Игорёк.

Комплексная доработка системы охлаждения - автор Werwolf.

Термостат от ШН и электропомпа от Газели в инжекторную 21218 - авторы G8. и Дмитрий.

Радиатор от 2105 в 2121 - автор xandrster.

Аварийная езда без радиатора - автор Орлов Никита.

Подогреватель "Северс-М1"  - подготовил и прокомментировал Am_rus.

Самодельный предпусковой подогреватель двигателя ВАЗ21213 - автор fast.

Третий радиатор в ВАЗ2121 - автор Киевский рыбак.

Модернизация термостата Шевроле-Нива - авторы alexlozzh и Nikos102.

Блок управления вентиляторами системы охлаждения двигателя или вторая жизнь коммутатора зажигания (ШИМ-регулятор) - автор UnMusical.

Установка механического вентилятора на авто с ГУР - авторы Baton055 и Engeniator.

 

Дополнительный вентилятор радиатора охлаждения - ссылка в раздел "Электрооборудование".

Датчики уровня жидкостей - автор Sam (ссылка в раздел "Очистители и омыватели").

Тосолы, антифризы - ссылка в раздел "Расходные материалы".

Хомуты - ссылка в раздел "Расходные материалы".

О точности индикатора температуры (ответ завода) - прислал Leо2131.
Ссылка в раздел "Комбинация приборов".

Вопросы, касающиеся отопителя, помещены в разделах Вентилятор отопителя и Отопитель.

www.niva-faq.msk.ru


Смотрите также