RU (495) 989 48 46
Пленка на бампер

АНТИГРАВИЙНАЯ ЗАЩИТА БАМПЕРА

 

Как проверить крышку расширительного бачка


Как проверить крышку (пробку) расширительного бачка? — DRIVE2

Полный размер

Старые моторы и пробка
Пару слов хочется сказать о старых моторах, и почему НЕ крышка расширительного бачка. Просто раньше она была на радиаторе (не на бачке) — носила номинальный характер (то есть от нее мало что зависело). Зачастую моторы работали при атмосферном давлении, то есть система охлаждения двигателя (СОД), не нуждалась ни в каком давлении и герметизации (нет, может быть давление и было, но не такое большое), да и заливали раньше в систему зачастую воду, а не антифриз или ТОСОЛ.

Происходило это потому что, силовые агрегаты раньше были с толстыми стенками (зачастую чугунными), работали при относительно небольших оборотах, да и если при каком-то подъеме (скажем в горах) у вас начинал парить радиатор, то можно было просто остановиться подождать пока машина остынет и двигаться дальше. Запас прочности был огромным.

Новые движки и крышка
Сейчас все совершенно по-другому, как я уже писал (ссылка сверху), пробка сейчас это клапан высокого давления. Который работает примерно от 1,1 до 1,4 АТМ (все зависит от производителя).

Как это работает? Да все просто. Пробка расширительного бачка, закрывает охлаждающую систему, делая ее герметичной. Когда охлаждающая жидкость разогревается, то по законам физики она расширяется, соответственно растет давление, а так как система замкнутая, вот вам и 1,1 — 1,4 АТМ. Но если нагнетание продолжится, крышка должна открыться! ЭТО ВАЖНО.
Для чего это делается, в смысле нагнетать давление? Опять все просто – для того чтобы охлаждающая жидкость закипали как можно при больших температурах.

Сейчас современные антифризы итак могут кипеть при 105 – 110 градусах Цельсия, а если их запереть при 1,4 АТМ, закипят при 120 – 130 градусах!

НО ЗАЧЕМ ТАК МНОГО? И тут простое объяснение — зачастую современные моторы, например CHEVROLET, OPEL, BMW, MERCEDES, VOLKSWAGEN и т.д., работают при высоких температурах. Зачастую при 110 градусах Цельсия (у CHEVROLET даже нет шкалы температуры на приборной панели, чтобы вас не шокировать)!
Их называют – «горячими двигателями», этому способствует как конструкция (например — увеличение степени сжатия, увеличение оборотов, сейчас не редкость даже на АТМО – 6 – 7000), так и установка ТУРБИН. И чтобы их не перегреть — их нужно эффективно охлаждать (это вам не древняя СОД), иначе они быстро придут в негодность.

Сейчас силовые агрегаты тонкостенные (срезают металл, откуда это только можно), ТУРБИРОВАННЫЕ, с увеличенной степенью сжатия. И если их перегреть может повести головку блока, либо сам блок (возможно даже заклинит поршни), либо «выдует» прокладку головки блока

НУ и что получается в конце. ДА то, что пробка расширительного бачка, сейчас часть этой сложной системы. Она должна контролировать как низкое давление, так и высокое (чтобы оно не росло излишне), немного подробнее

Пробка как регулятор
Есть всего два типа неисправности пробки расширительного бачка:

Нет давления. В современном (горячем моторе), крышка ПРОСТО ОБЯЗАНА способствовать нагнетанию атмосфер (от 1,1 до 1,4). Иначе закипим! Сами подумайте — мотор работает при 110 градусах, а пробка не держит, и создает в системе атмосферное давление, антифриз очень быстро закипит, его может — как минимум, выкинуть из бачка. Как максимум перегреете мотор, со всеми вытекающими.

Излишнее давление. Когда пробка держит больше 1,4 АТМ, например 2,0 или даже выше! Это также опасно, у вас может скинуть шланги и патрубки с системы охлаждения, разорвать радиаторы (а они сейчас сделаны с пластиковыми стенками). Это опять может привести к разгерметизации системы и ее перегреву.

Способы проверки
Сейчас я не буду лезть в дебри, и рассказывать вам, как можно проверить на СТО. Будем использовать только народные методы:

Проверка состояния. От больших пробегов, от залитой в СОД воды, пробка может выходить из строя (да банально гниет – ржавеет клапан). Перво-наперво, вам нужно открутить пробку и посмотреть ее состояние визуально. ВАЖНО! Делается это на холодном двигателе, ибо в горячем есть давление в системе, и вы банально рискуете облиться горячим антифризом. Если пробка — не работает, ее «клинит» от ржавчины, то лучше ее заменить.
Не смешиваете антифризы. Особенно те которые не смешиваются. Например, G13 смешивается только к себе подобными (пусть и разных компаний). А вот с G11 и G12 он вообще не сменивается, у них разные присадки и основа (у одних пропиленгликоль, у других этиленгликоль). При смешивании пусть не сразу, но может выпасть осадок. Забьете не только пробку расширительного бачка, но и СОД.
Не используйте герметики для устранения течи. Уже доказано, что они плохо помогают, а вот забивают систему СИЛЬНО!

Еще можно потрясти пробку.клапан в ней должен быть слышен.
Следите и меняйте ваши крышки регулярно хотя бы раз в год.

Всем ровных дорог и не ломаться.
и в заключение видео от очень интересного блогера.

www.drive2.ru

КАК УСТРОЕНА, ЗАЧЕМ НУЖНА И КАК ПРОВЕРИТЬ — DRIVE2

КРЫШКА РАСШИРИТЕЛЬНОГО БАЧКА: КАК УСТРОЕНА, ЗАЧЕМ НУЖНА И КАК ПРОВЕРИТЬ

kryshka rashyritelnogo bachkaВодители знают, что в расширительном бачке автомобиля хранится охлаждающая жидкость, без которой двигатель долго не проработает. Сверху на расширительном бачке находится горлышко, через которое антифриз заливается. Чтобы он не выливался при движении автомобиля, горлышко закрывается крышкой. Может показаться, что ее устройство и задачи довольно простые, но это не совсем так. Крышка расширительного бачка крайне важный элемент мотора, за которым нужно следить, чтобы не вышли из строя дорогостоящие компоненты двигателя.

Оглавление:
1. Задачи крышки расширительного бачка
2. Как устроена и работает крышка расширительного бачка
3. Признаки неисправности крышки расширительного бачка
4. Как проверить крышку расширительного бачка
ЗАДАЧИ КРЫШКИ РАСШИРИТЕЛЬНОГО БАЧКА

kryshka rashyritelnogo bachkaРабота двигателя сопровождается нагреванием, что вполне естественно, учитывая какие процессы в нем происходят. С нагревом агрегатов мотора нагревается и охлаждающая жидкость, которая забирает часть тепла. Увеличение температуры жидкости сопровождается ее расширением и повышением давления. Соответственно, чем сильнее разогревается мотор, тем большее давление возникает в системе охлаждения, где находится антифриз или тосол. Чтобы при повышении давления не случился разрыв патрубков, радиатора, трубок и других элементов системы охлаждения, необходима крышка расширительного бачка, которая выполняет не только запирающие функции, но и выступает в качестве клапана.

Прогретый двигатель работает при различных температурах. Для некоторых автомобилей нормальным показателем является 95-100 градусов по Цельсию, для других значение доходит до 125-130 градусов, и эти показатели тоже не являются предельными. При таких температурах охлаждающая жидкость расширяется примерно на 20-30%, соответственно, возникает серьезное избыточное давление. Принято считать, что нормальное давление в охлаждающей системе автомобиля находится на уровне в 1,1-1,5 атмосфер, и при его превышении могут начаться проблемы. Также возникают неприятные ситуации и при пониженном давлении автомобиля, которые проявляются созданием вакуума внутри системы и сжатием патрубков, шлангов и других элементов.

Грамотно работающая крышка расширительного бачка исключает вероятность создания высокого и низкого давления в системе, за счет чего оно остается на необходимом уровне.

КАК УСТРОЕНА И РАБОТАЕТ КРЫШКА РАСШИРИТЕЛЬНОГО БАЧКА

proverit-kryshku-rasshiritelnogo-bachkaПоскольку главными задачами крышки является создание необходимого давления в системе и удержание в ней охлаждающей жидкости, она должна плотно прилегать к граням бачка, на которые накручивается.

Внутри непосредственной крышки встроен клапан, регулирующий давление. Он погружается в расширительный бачок и выполняет задачу по стравливанию или нагнетанию давления, в зависимости от необходимости.

Обратите внимание: В современных иномарках за функции стравливания и нагнетания давления отвечает один физический клапан, тогда как на старых российских автомобилях стоят два клапана, каждый из которых справляется со своей задачей.

До тех пор пока давление в системе охлаждения находится в пределах нормы, клапана на крышке расширительного бачка не работают. Как только давление выходит за предельные значения, они выполняют ту или иную функцию.

ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ КРЫШКИ РАСШИРИТЕЛЬНОГО БАЧКА

kryshka rashyritelnogo bachka

Выявить неисправность крышки расширительного бачка довольно трудно, при этом из-за проблем в работе клапана могут случиться серьезные неисправности с агрегатами двигателя. Можно выделить следующие основные симптомы неисправности:

Дым из-под капота. Чаще всего он появляется, когда охлаждающая жидкость попадает на горячий впускной коллектор. В такой ситуации температура мотора будет находиться на нормальном уровне. Проблема проявляется при неисправности клапана, который должен опускать давлении при его превышении. Он начинает сбрасывать давление раньше пиковых значений, что приводит к выплеску антифриза;
Перегрев двигателя при холодном воздухе из печки. Если имеется такой симптом, он указывает о выходе из строя клапана низкого давления. Из-за проблем с ним возникнут воздушные пробки в охлаждающей системе, что приведет к перегреву двигателя.
Также симптомами неисправности крышки расширительного бачка можно считать срыв хомутов, разрыв трубок, радиатора и других элементов охлаждающей системы, в том числе непосредственно бачка. Если на соединительных элементах начинаются появляться следы охлаждающей жидкости, это говорит о превышении давления в системе и необходимости замены крышки расширительного бачка.

КАК ПРОВЕРИТЬ КРЫШКУ РАСШИРИТЕЛЬНОГО БАЧКА

Проверка крышки расширительного бачка – достаточно сложная процедура, учитывая, что ее работа напрямую зависит от давления, которое создать не так просто. В сервисных центрах имеются насосы давления, способные нагнетать необходимое количество атмосфер, после чего проверять срабатывает клапан или нет.

Что касается самостоятельной проверки крышки расширительного бачка, она менее точная в плане результатов, но позволяет обнаружить неисправность в большинстве случаев. Проводится проверка крышки следующим образом:

kryshka rashyritelnogo bachkaПервым делом на незаведенном моторе ее нужно снять и внимательно осмотреть на наличие сколов, трещин, разрывы уплотнительных накладок, сильные затертости и другие механические повреждения;
Если повреждения на найдены, закрутите крышку на бачок с охлаждающей жидкостью и запустите двигатель. Дождитесь пока двигатель прогреется и потихоньку начните откручивать крышку. Если услышите звук выхода воздуха (как при открытии банки с газированным напитком), это говорит о том, что крышка сдерживает образуемое в системе давление;
Также при работе двигателя осмотрите толстые шланги охлаждающей системы. Если они вдавлены внутрь, значит, крышка не справляется с регулировкой давления, и оно слишком низкое в системе.
Еще один способ проверки крышки расширительного бачка, который можно применить не всегда вследствие различных конструкций двигателей и мест пролегания шлангов охлаждающей системы. Он заключается в том, чтобы открутить крышку и сжать один из толстых шлангов. После этого крышка закручивается на место. Место сжатия шланга отпускается, и если оно принимает исходные формы, значит, с клапаном в крышке нет проблем.

Стоит отметить, что на некоторых автомобилях при откручивании крышки внутри может остаться клапан. Это говорит о его выходе из строя и необходимости замены крышки расширительного бачка.
Что касаемо крышки ШЕВРОЛЕТА: Подниму тему, с решением выброса жидкости из расширителя на Авео с F14D4.
Пробка с мощным клапаном, пружина выталкивает замок и клапан становится слабым и начинается выброс жидкости из расширителя. Лечится приклеиванием или подкладыванием, под замок пружины клапана, 4-5мм шайбы.
Давление в системе 1,5 атмосферы. Может рвать патрубок печки. Надуваются как шарик. Визуально осматривайте все. Вентилятор срабатывает на Холостом Ходу-110 градусов.

www.drive2.ru

Как починить и настроить крышку расширительного бачка

В материале, посвященном крышке расширительного бачка, мы рассказывали, почему исправность этой, казалось бы, небольшой детали так важна для правильного теплового режима двигателя, и почему она оказывает прямое влияние на ресурс многих элементов системы охлаждения. Но порой автовладельцы сталкиваются с другой неожиданной проблемой: они не могут найти качественную новую крышку на замену неисправной. Для некоторых рукастых водителей лучшим решением в этом случае становится самостоятельная переборка нужной крышки с применением качественных деталей. Как самому собрать гарантированно качественную крышку – рассказываем сегодня.

На самом деле, для владельцев отечественных автомобилей, а зачастую и бюджетных иномарок – сложность выбора при покупке новой крышки – это реально существующая проблема. Ведь определить правильность настроек клапанов визуально невозможно, а описанный нами в предыдущей статье способ визуального наблюдения за бачком и шлангами системы охлаждения не идеально точен. Для более тонкого и однозначного «диагноза» нужен пусть и несложный, но специальный стенд с манометром, на который накручивается крышка. В установке создаётся сначала избыточное давление, а затем разрежение. Полученные цифры сравнивают с заводскими параметрами в таблице. Но это – опять же, из области красивой, но почти бесполезной в обычной жизни теории, а мы переходим к практике.

Ремонтировать нельзя выбросить

Крышка расширительного бачка считается неразборной и неремонтопригодной – по крайней мере, заводская деталь практически любой современной машины относится к разряду «одноразовых» изделий. 

Однако многие автовладельцы Лад, столкнувшись на практике с этой проблемой и поменяв не одну деталь без особого успеха, не от хорошей жизни задумываются о том, чтобы заменить крышку своей Самары (Гранты, Калины и т.д.) на более качественную от иномарки. Тем более, что некоторые «фольксвагеновские» крышки «как родные» подходят по диаметру и имеют ту же конструкцию с парой клапанов внутри. 

Нержавейка, сэр: иностранные крышки зачастую выполнены весьма добротно даже при скромной цене

Однако просто так накрутить импортное изделие не получится из-за отличающегося шага резьбы. Затянуть крышку «как есть» силой тоже не выйдет – и резьба будет повреждена, и герметичности добиться не удастся.

Но и это не останавливает рукастых автомобилистов от несложной рационализации – имплантации клапанов от «чужой» крышки в корпус нужной детали с последующей их настройкой «по мануалу». С одной стороны, «домашнее» вмешательство в штатную конструкцию – это не очень хорошо, но…у многих умельцев модернизированная крышка на практике работает как надо — в отличие от тех, которые встречаются в продаже в автомагазинах. Не в последнюю очередь здесь играет роль «прямота рук» и опыт того, кто будет выполнять подобную доработку.

Обычно для того, чтобы установить другие внутренности в штатную крышку, их аккуратно извлекают.

Слева – российский корпус, справа – немецкий «донор» Соединив всё это, можно получить надёжную и правильно работающую крышку. Правда, лишь после точной настройки выпускного клапана

«Чужой» блок клапанов со снятой крышкой и в собранном виде​

 Как правило, для этого «донорскую» крышку распиливают, не допуская повреждения клапанов и уплотнения.

Главное при подобной «хирургии» – не повредить сами клапаны!​

Затем крышку собирают с новыми внутренностями и проверяют, поскольку они настроены на иное избыточное давление, и выпускной клапан будет открываться при 1,3-1,5 кгс/см2, что для вазовских двигателей откровенно много. Для проверки созданного «гибрида» придётся в домашних условиях изготовить простейший стенд, состоящий из герметично соединенного расширительного бачка и насоса с манометром. Он позволит проверить только клапан, отвечающий за избыточное давление, но этого будет вполне достаточно.

Готовая крышка для Лады Самары с иностранными «потрохами»Импровизированный стенд может выглядеть вот такВнешне модернизированная крышка никак не отличается от обычнойПодпиливая пружинку, можно добиться требуемого порога срабатывания выпускного клапана

Накрутив пробку на резьбу, можно не только измерить давление, но и путём дальнейших несложных манипуляций с пружинками добиться срабатывания клапана на нужном давлении – 1,1 атмосферы. Интересно, что некоторые владельцы при подобном «тюнинге» во избежание проблем с бачками и патрубками даже немного занижают порог открытия клапана (до 0,9-1,0 атм).

Стандартный для вазовской пробки параметр – 1,1-1,2 атм1,0 атм – вполне достаточно для правильной работы системы охлаждения

И если переделка крышки доступна далеко не всем «гуманитариям», то сделать стенд и проверить на нём подозрительное (или просто только что приобретённое) изделие мы смело советуем! 

Еще один вид «приспособления-стенда» для проверки крышек – без расширительного бачка, но со специально изготовленным резьбовым соединением и обратным клапаном​

Правда, при этом нужно помнить о том, что манометр обычного ножного или ручного насоса не является прецизионно точным прибором. Однако его погрешность вполне позволяет оценить, когда именно срабатывает выпускной клапан. А это – уже полдела.

Опрос

Ваше отношение к такой переделке?

Всего голосов:

www.kolesa.ru

Проверка расширительного бачка и крышки — BMW 5 series, 3.0 л., 2005 года на DRIVE2

Покупая автомобиль, заметил отсутствие поплавка. Продавец говори что не давно менял ОЖ.
С наступлением холодов загорелось сообщение о низком уровне ОЖ поехал купил 2л и залил где то 1,0-1,5л
Так как бачок был совсем пуст на холодную, залил чуть примерно на половину.
Заметил что после длительных поездок что то шипит, звук идёт с расширительного бачка, аккуратно открыл крышку спустил давление, и вижу как вся левая часть лонжерона в ОЖ. Первая мысль была лопнул бачок так как не сработала пробка.

Открутив бачок от двух точек крепления, отключаем датчик уровня ОЖ и снимаем верхний патрубок и в ёмкость,
Подняв бачок выше радиатора на сколько это возможно жидкость начинает теч из верхнего патрубка в ёмкость, а бачок опустошаться. После как уже ОЖ не течёт в ёмкость вытаскиваем патрубок из ёмкости, что бы жидкость обратно не пошла в бачок. Бачок можно опустить. В бачке осталось ОЖ но уже не столько много, Наклоняем на один бок старясь поднять нижний штуцер с патрубком выше, отцепляем нижний патрубок. Аккуратно вытаскиваем бачок.

Водичкой с фэри помыл лонжерон и протёр

Полный размер


Слил остатки и отмыл бачок с фэри, закрыв отверстие от попадание воды внутрь бачка.
Осмотрев бачёк не нашёл видимых повреждений или трешин

Полный размер


Полный размер


Бачок оказался ешё родной 04 года

Полный размер


Пробка так и не понял какого года, наверное тоже не менялась ни когда.

Для проверки понадобиться:
1.Насос или компрессор главное что бы был манометр.
2.Два металлических хомута
3.Пробка от вина или что то подобное.
Пробку нужно чутка доработать сделать конус. любым доступным способом главное что бы было герметично.
Я на наждаке сделал
4.Кусочек шланга

Полный размер

Пробку в нижний штуцер, без фанатизма.
Шлаг на штуцер верхнего и притягиваем хомутам, другую сторону на наконечник насоса.
Закручиваем пробку до упора и накачиваем до 1,5кгс/см² опрыскиваем бачок мыльной водой смотрим на наличие воздуха. Пробка уже у меня сработала на 1,5 и сбросила давление до 1,2-1,3 кгс/см². Воздуха из бачка выходил только через отверстие для сброса давление пробки.
Можно сделать вывод что пробка рабочая и сбрасывает давление. Бачок не имеет трещин и повреждений.
А ОЖ на лонжероне выдавливало излишки залитой ОЖ. Какой должен быть уровень напишу ниже.
Заливаем ОЖ примерно на половину и запускаем процесс удаление воздуха он тоже ниже

Процесс удаления воздуха: для двигателей N52 / N52K / N51 / N53
В процессе удаления воздуха крышку расширительного бачка не открывать.
*Подсоединить зарядное устройство.
*Включить зажигание.
*Установить отопление на максимальную температуру, нажать кнопку "Automatik", затем включить вентилятор на минимальную скорость.
*Нажать на педаль акселератора до упора и подержать нажатой около 10 секунд. Двигатель не запускать.
*При нажатии на педаль запускается процесс удаления воздуха, который продолжается примерно 15 минут.
*После этого проверить уровень ОЖ, по необходимости долить
*Если удаление воздуха требуется проводить многократно, полностью выключить зажигание, затем повторить, начиная с пункта *Включить зажигание

Процесс удаления воздуха: для двигателей M54
*Установить вентилятор на низкую скорость.
*Установить регулятор отопления на максимальную температуру. При этом полностью открываются клапаны отопления, и работает дополнительная водяная помпа.
*Медленно произвести заливку ОЖ.
*Залить охлаждающую жидкость до отметки MAX на бачке.
*Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу примерно одну минуту (крышка открыта).
*После этого долить охлаждающую жидкость до отметки MAX. (Закрыть крышку)

Как выставить уровень без поплавка?
Спасибо Roma-UGRA86 с его помощью удалось узнать что уровень ОЖ при прогретом двигатели в районе 9 см +-, от края заливной горловины.
Так как жидкость разных производителей при низких температурах меняет свой объём по разному, то точными измерениями будут только при полностью прогретом двигателе.

при 9см уровень max так как жидкость может расширяться я выставил у себя примерно 9,5см


Залив жидкость в районе 9-10см до края горловины, ошибка по низкому уровню после простоя в 12 часов при температуре -23 при запуске не загорелась.

Заменил и пробку

Пришла пробка 16 года 5 месяца, начала использоваться с 05.11.16

www.drive2.ru

Пробка расширительного бачка — Лада 2112, 1.6 л., 2007 года на DRIVE2

Если честно никто из нас не придает никакого серьезного значения этому устройству. Ну крышка – что с нее взять — она годна только для того чтобы не выплескивалась охлаждающая жидкость наружу! Так думают процентов 90 автомобилистов. Хотя это в корне не верно, если эта «пробка» на расширительном бачке вашего автомобиля выйдет из строя, как минимум охлаждающая жидкость будет постоянно выплескиваться, а как максимум это может спровоцировать ряд неприятных поломок. Так что нужно знать – как работает и основные принципы ее устройства.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

* Задача крышки бачка
* Устройство, принцип работы крышки бачка
* Признаки неисправности крышки расширительного бачка
* Как самому проверить работу.

Для начала небольшое определение
Крышка бачка – это запирающий элемент, который имеет в своем строении два клапана, высокого и низкого давления. Этот элемент уберегает систему охлаждения (СО) автомобиля от повреждений, а также нормализирует работу.
По сути, крышкой или пробкой назвать – язык не поворачивается, я бы сказал так – это датчик регулировки давления, только с пробкой сверху!

Задача крышки бачка
Как известно при прогреве двигателя, нагревается и охлаждающая жидкость – она расширяется. Соответственно при этом создается повышенное давление, которое больше атмосферного, это закономерно. Нужно отметить что несильно повышенное давление в СО, это и не плохо, и не хорошо, двигателю по большому счету – все равно! Главное чтобы его хватало для функционирования системы. Также она должна быть герметичной.

Если хотите — это можно сравнить с котлом отопления дома. Котел – это двигатель, патрубки – это трубы, расширительный бачок есть и там и там.
Чем больше нагревается тосол или антифриз, чем больше возникает давление в системе. Нужно отметить — что многие старые агрегаты работают при температурах 90 – 95 градусов. А вот современные движки имеют большие показатели, так не редкость работа при 100 – 110 градусах Цельсия, например AVEO это высокотемпературный мотор, его нормальный показатель около 115 градусов. Как вы понимаете это средние показатели, но в пиках они могут достигать еще больших значений в 120 – 125. Охлаждающая жидкость при таких температурах может увеличиться на 20 иногда даже на 25% — вот вам и избыточное давление.
Для того чтобы не разорвало трубки, радиаторы, патрубки и собственно сам расширительный бачок был придуман специальный клапан, который и находится в крышке.
Нормальное давление в различных системах, на прогретых двигателях должно быть в пределах от 1,1 до 1,5 (бар) атмосфер. Больше уже опасно.
Как раз если давление поднимается намного выше, система охлаждения может повредиться, говоря простым языком, просто разорвет все ваши шланги или чего еще хуже радиаторы.
Тут то и вступает в игру крышка расширительного бачка, она «стравливает» излишнее давление, доводя его до нормы скажем в 1,1 атмосферы. Таким образом, все ваши патрубки и шланги остаются невредимыми.
Низкое давление также опасно!
Вот представьте – ездили вы зимой по делам, а дальше поставили машину на прикол (на стоянку ночевать), антифриз начнет остывать и уменьшаться в размерах, то есть «оседать вниз». И давление также начнет падать (ведь излишки его скинул клапан и закрылся), таким образом, понижение давления начнет создавать несильный вакуум. Шланги и патрубки будут сжиматься внутрь – что также нехорошо.
Опять же крышка расширительного бачка начинает работать, у нее есть еще и клапан пониженного давления, то есть если начинает создаваться вакуум, тогда происходит открытие и пополнение воздухом системы. Шланги расширяются – до нормального уровня.
Таким образом, крышка расширительного бачка – работает и в одну (высокое давление) строну и в другую (низкое). Это очень умный и очень нужный элемент системы, не смотря на всю простоту.
Очень часто уберегает в первую очередь радиаторы от повреждения (ведь они на иномарках дорогие).

Устройство, принцип работы крышки бачка
Как я уже указывал сверху, задача крышки удерживать давление до определенного предела. Становится понятно, что она должна потно прилегать к бачку и не давать давлению стравливаться, до определенного предела – в 1,1 – 1,5 атмосфер.
Крышка сама практически ничего не держит, она нужна только для прижатия клапана высокого – низкого давления, который погружается в горловину расширительного бачка.
Как правило, на корпусе клапана стоят одна — две герметизирующих прокладки, которые и выполняют роль, своеобразных сальников. Во многих иномарках клапан один, он же и впускной и выпускной, то есть может стравливать и нагнетать давление.

Стоит отметить на многих отечественных ВАЗ, крышка устроена по-другому, здесь стоят физически два клапана, один как вы догадались работает только для стравливания давления, другой чтобы его нагнетать (нормализировать) до нормального.
Эти клапана получили названия:
* Предохранительный – от высоких показателей
* Вакуумный – от низких значений
Но пока давление в системе нормальное и тот и другой закрыты – не работают, это норма! Однако зачастую происходит поломка крышки, определить простому автомобилисту (причем начинающему очень сложно), хотя это влечет за собой достаточно дорогостоящие поломки.

Сейчас пару слов о признаках, такой не исправности.
Признаки неисправности крышки расширительного бачка
Зачастую выходит из строя клапан высокого давления, он просто начинает скидывать антифриз при нормальном показателе,

www.drive2.ru

Как проверить крышку расширительного бачка?

Крышка расширительного бачка — это один из самых простых механизмов машины, но поломка которого может привести к глобальным нарушениям всей ее отлаженной системы.

Что в ней может поломаться, ведь крышка и крышка, скажете вы. Но это только на первый взгляд. Даже самые ранние модели машин оснащались надежными запорами из металла. Любопытные разбирали их и были удивлены, — на первый взгляд обычная крышка для расширительного бачка, содержала внутри себя не только пружину, но и входной и выходной клапаны. К чему такие сложности, для того чтобы плотно закрыть всего лишь резервуар с охлаждающей жидкостью?

Чтобы разобраться с этом вопросом, необходимо полностью представлять, как работает вся охлаждающая система автомобиля, и как циркулирует тосол или антифриз в ней.

Содержание статьи

Нюансы работы ОС или как связаны между собой механизмы этой системы

Рабочий режим мотора автомобиля предполагает естественное нагревание, соответственно, чтобы это нагревание корректировать и охлаждать двигатель, в систему охлаждения заливают специальную жидкость, температура закипания которой несколько выше стандартной воды (100 градусов).

Так для тосолов характерна температура в 105 градусов, а для антифризов этот порог иногда может составлять отметку 125 градусов. Соответствующая вязкость и дополнительные присадки позволяют эффективно бороться с закипанием.

Но это еще не все. Вспоминая школьный курс физики, можно отметить, что любое жидкое вещество при нагревании расширяется, а значит — увеличивается в объеме. Соответственно давление этой жидкости на систему будет увеличиваться, поэтому для него необходим дополнительный сброс, иначе возникает угроза порыва важных узлов автомобиля.

Но как же достичь сбросов излишков, когда система охлаждения, как известно, должна быть полностью герметична, ведь малейшее попадание в нее воздуха может привести к воздушным пробкам и циркуляция жидкости будет нарушена, что сразу скажется на охлаждении двигателя. Именно за этот вопрос и отвечает маленькая неприметная пробка расширительного бачка.

Как устроена и как работает крышка расширительного бачка?

Критическая красная отметка давления в системе охлаждения предусматривает от 1,1 до 1,5 кгс/см2, все зависит от модели машины, года выпуска и модификации двигателя вместе с системой охлаждения. Когда критический рубеж давления пройден, происходит сброс излишков посредством предохранительного клапана, который находится непосредственно в крышке расширительного бачка. Такие клапаны еще называют выпускными. Как только критический параметр устранен и давление в системе охлаждения приходит в норму, выпускной клапан тут же закрывается, при этом смеси с воздухом не происходит, так как система полностью герметична и работает только с внутренним давлением, регулируя именно его.

Но как же тогда происходит нагнетание давления, ведь когда машина находится в покое и остывает, то температура охлаждающей жидкости начинает падать, значит жидкость сжимается и не создает необходимое давление для работы?

Более этого, когда ОЖ уходит по системе, то в расширительном бачке остается свободное пространство, которое может занять воздух, по сути которого там не должно быть. Небольшие воздушные пробки может вытолкнуть непосредственно охлаждающая жидкость при запуске автомобиля. Большое количество воздуха сопряжено с более серьезными неисправностями, которые потребуют тщательной диагностики и ремонта вышедших из строя узлов.

Возвращаясь к давлению в системе, стоит отметить, когда отметка давления падает на значения от 0,03 до 0,1 кгс/см2, опять же в зависимости от модели авто и модификации двигателей вместе с прочими агрегатными узлами, то на помощь приходит входной или впускной клапан крышки, который начинает нагнетать воздух в расширительном бочке, впуская его из атмосферы. По достижению оптимальных для работы значений клапан автоматически закрывается.

Как проверить работу крышку на предмет неисправностей?

1. Визуальный осмотр. Для того, чтобы оценить состояние крышки расширительного бочка в целом, необходимо тщательно ее осмотреть. Если на глаз заметны трещины, сколы, замятины, царапины, то пробку необходимо заменить на новую. Если сверху крышка покрыта ржавчиной, накипью и грязью, то для начала стоит очистить ее и затем продолжить осмотр.

2. Осмотр предохранительного клапана. Для того, чтобы понять на сколько предохранительный клапан крышки бачка держит давление, достаточно открутить крышку при запущенном двигателе, — после чего должен раздаться характерный шипящий звук. А вот какое именно давление в этот момент было в системе на глаз определить невозможно, для этого понадобиться специальное приспособление — насос с манометром, который потребуется установить на систему (прикрутить к штуцеру) и повторить процедуру.

Кстати, делать это можно как со слитой охлаждающей жидкостью из бачка, так и с наполненным баком. Во втором случае потребуется заглушить отсоединенный патрубок на отвода пара, так как именно вместо него будет установлен штуцер манометра.

Если давление в давление в системе при нагнетании насосом не превосходит отметки 1,1 — 1,5 кгс/см2, а работа сопровождается характерным шипением, то предохранительный клапан исправлен и проблему следует искать в другом месте.

3. Клапан на сброс — поломка это маленького агрегата практически исключена. Основная проблема в сбросе излишнего давления кроется не в клапане, а в тугой пружине крышки расширительного бачка. Для этого рекомендуется аккуратно разобрать механизм и укоротить пружинку минимум на один виток, после чего собрать все заново и проверить на работу запора на расширительный бачок.

Важная особенность

При разборе крышки расширительного бачка у вас могут вылететь две пружинки, одна маленькая, а другая большая. Так вот, не стоит сразу «кусать» обе. Потратьте немного больше времени на сбор, разбор и проверку, тем самым вы обеспечите качественную работу всей системы. В рекомендациях часто встречается, что укорачивать нужно большую пружинку на один виток, а меленькую на два, но все это условно и сугубо индивидуально. Поэтому лучше действовать поэтапно, потратив немного больше времени, чем идти за новой крышкой в магазин.

avtotehnar.ru

Проверка пробки расширительного бачка

Что такое крышка расширительного бачка

Любой водитель, даже самый неопытный, хорошо знает, для чего нужен расширительный бачок в автомобиле. В него заливается охлаждающая жидкость, а оставшийся свободным объём призван компенсировать повышение или понижение количества расширившейся жидкости.

Соответственно, бачок закрывается крышкой. Крышка устанавливается на горловину бака в верхней его части

Многие водители не придают большого значения крышке — ведь важно просто поддерживать герметичность бачка, а чем именно его закрывать, не имеет значения

Да, крышка бачка расширения — это запирающий элемент. Однако вопреки расхожему мнению, крышка имеет сложное строение и выполняет особые функции.

Полость крышки включает в себя резиновый уплотнитель и двойной клапанный механизм

Из чего состоит элемент

В своём составе крышка имеет целых два клапана. Они призваны оберегать систему охлаждения от возможных повреждений из-за перегрева, к тому же эти клапаны стабилизируют работу всей системы.

Два клапана представляют собой пробки двух закрывающих пружинок

Крышка обязательно плотно (без зазоров) прилегает к граням бачка. Для надёжности соединения в состав крышки входит уплотнительная резинка. Внутри же встроены два клапана:

  • первый стравливает лишнее давление в бачке;
  • второй нагнетает необходимое давление в бачок, если помпа по каким-либо причинам не справляется со своей работой.

Эти клапаны получили свои названия за счёт использования высокого или низкого давления: на ВАЗах первый клапан называется предохранительным, а второй — вакуумным. Однако оба находятся в состоянии покоя, пока давление в бачке в заданном диапазоне показаний.

Клапанные механизмы крышки на ВАЗах представляют собой пружинки

Симптомы неисправности крышки расширительного бачка

Владельцы автомобилей российского производства знают, как важно следить за состоянием всех систем в конструкции машины. Даже такой маленький элемент, как крышечка расширительного бачка, может наделать много бед — например, если выйдут из строя клапанные механизмы, может нарушиться работа всей системы охлаждения

Как следствие — перегрев мотора и заклинивание цилиндров. Водителя в этом случае ждёт дорогостоящий ремонт.

Поэтому, чтобы предупредить неприятные последствия, нужно внимательно следить во время езды за некоторыми особенностями в поведении авто:

  • появляются клубы дыма из-под капота — следовательно, охлаждающая жидкость попала на раскалённую поверхность коллектора, работающего на впуск. Попасть на коллектор тосол мог только по одной причине — предохранительный клапан на крышке вышел из строя;
  • из печки идёт прохладный воздух, а двигатель сильно греется: это признак выхода из строя вакуумного клапана крышки. Из-за неполадок в его работе возникают пробки воздуха в системе охлаждения, что и ведёт к перегреву мотора;
  • срывы хомутов, разрывы шлангов тоже свидетельствуют о том, что давление в системе нестабильное. А так как за давление отвечает именно крышка расширительного бачка, то эти симптомы говорят о том, что её пора заменить или отремонтировать.

Если из-под капота вырываются клубы дыма, это может свидетельствовать о неисправности крышки бачка расширения

Новые движки и крышка

Сейчас все совершенно по-другому, как я уже писал (ссылка сверху), пробка сейчас это клапан высокого давления. Который работает примерно от 1,1 до 1,4 АТМ

(все зависит от производителя).

Как это работает?

Да все просто. Пробка расширительного бачка, закрывает охлаждающую систему, делая ее герметичной. Когда охлаждающая жидкость разогревается, то по законам физики она расширяется, соответственно растет давление, а так как система замкнутая, вот вам и 1,1 — 1,4 АТМ

Но если нагнетание продолжится, крышка должна открыться! ЭТО ВАЖНО.

Для чего это делается, в смысле нагнетать давление? Опять все просто – для того чтобы охлаждающая жидкость закипали как можно при больших температурах.

НО ЗАЧЕМ ТАК МНОГО?

И тут простое объяснение — зачастую современные моторы, например CHEVROLET, OPEL, BMW, MERCEDES, VOLKSWAGEN и т.д., работают при высоких температурах. Зачастую при 110 градусах Цельсия (у CHEVROLET даже нет шкалы температуры на приборной панели, чтобы вас не шокировать)!

Их называют – «горячими двигателями»

, этому способствует как конструкция (например — увеличение степени сжатия, увеличение оборотов, сейчас не редкость даже на АТМО – 6 – 7000), так и установка ТУРБИН. И чтобы их не перегреть — их нужно эффективно охлаждать (это вам не древняя СОД), иначе они быстро придут в негодность.

НУ и что получается в конце. ДА то, что пробка расширительного бачка, сейчас часть этой сложной системы. Она должна контролировать как низкое давление, так и высокое (чтобы оно не росло излишне), немного подробнее

Старые моторы и пробка

Пару слов хочется сказать о старых моторах, и почему НЕ крышка расширительного бачка. Просто раньше она была на радиаторе (не на бачке) — носила номинальный характер (то есть от нее мало что зависело). Зачастую моторы работали при атмосферном давлении, то есть система охлаждения двигателя (СОД), не нуждалась ни в каком давлении и герметизации (нет, может быть давление и было, но не такое большое), да и заливали раньше в систему зачастую воду, а не .

Происходило это потому что, силовые агрегаты раньше были с толстыми стенками (зачастую чугунными), работали при относительно небольших оборотах, да и если при каком-то подъеме (скажем в горах) у вас начинал парить радиатор, то можно было просто остановиться подождать пока машина остынет и двигаться дальше. Запас прочности был огромным.

Как работает крышка бачка для охлаждающей жидкости

Система охлаждения ДВС полностью герметична. Однако в силу того, что охлаждающая жидкость изготавливается на основе метилового спирта, в процессе нагревания она может увеличиваться в объёме.

Поэтому излишки жидкости, а также сдавленный воздух поступают при нагревании в резервную ёмкость — расширительный бачок. Если воздух в системе сильно сжимается из-за повышения объёма жидкости, то срабатывает выпускной клапан в крышке: он чуть приоткрывается, и излишки воздуха выходят наружу.

Далее, когда машина долгое время стоит, происходит обратная реакция: мотор и жидкость остывают, из-за чего объём тосола резко сокращается. Соответственно, в системе появляются воздушные пробки. Благодаря клапану на впуск эти пробки быстро устраняются из системы.

Ремонт крышки расширительного бачка

Не уделяя должного внимания такому незначительному, казалось бы, элементу, как крышка, водитель может столкнуться с серьёзными поломками двигателя. Мало кто знает, но крышка расширительного бачка контролирует давление в системе охлаждения. Специальные клапаны, вставленные в полость крышки, стравливают лишнее давление или же выпускают воздух, чтобы повысить необходимый для циркуляции в системе объём антифриза.

Крышка надёжно герметизирует систему охлаждения, а также служит для стабилизации внутреннего давления антифриза (тосола)

Ремонт крышки бачка включает в себя три этапа:

  1. Разборка.

  2. Чистка.

  3. Замена элементов.

При этом все этапы вполне под силу выполнить даже водителю-новичку.

Как разобрать крышку

Самостоятельный ремонт крышечки расширительного бачка — это простейшая процедура, поскольку крышка имеет простую конструкцию и для её реставрации не нужны специальные инструменты. Всё, что понадобится — это ваши руки и отвёртка с тонким плоским лезвием. Нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Выкрутить крышку из бака.

  2. Вытащить изделие и очистить его сухой тряпкой от капель охлаждающей жидкости.

  3. В полость крышки вставлен резиновый уплотнитель — нужно поддеть его лезвием отвёртки и вытащить.

  4. После чего снять пружинку, которая кроется под резиной.

  5. Сразу же под пружинкой можно увидеть маленькое устройство клапана — его также поддеть отвёрткой и вытащить. По соседству с первым располагается и второй клапан — его также нужно снять.

На этом разборка крышки расширительного бачка завершена. Все составляющие демонтированы — можно приступать к их очистке.

Фотогалерея: порядок работ по разборке крышки
Снятие крышки с горловины расширительного бачка обычно не вызывает трудностей — достаточно несколько раз провернуть крышку
Разбирая крышку, необходимо аккуратно снять резиновый уплотнитель — от его состояния будет зависеть герметичность системы охлаждения
Из полости крышечки вытаскиваются все элементы — необходимо убедиться, что каждая из составляющих находится в рабочем состоянии

Как почистить крышку расширительного бачка

После того как детали крышки были сняты, нужно тщательно промыть саму полость изделия. На практике для промывки используется мыльный раствор и ватные палочки. Цель этой процедуры — вычистить отложения пыли, грязи, потёки охлаждающей жидкости из полости крышки.

Легче всего прочищать и промывать полость крышки ватными палочками, так как они позволяют эффективно удалить все отложения грязи из крышки

После того как ватной палочкой и мыльным раствором будут прочищены все труднодоступные места в полости крышки, можно устанавливать детали в обратном порядке. При этом рекомендуется заменить пружинку или резиновый уплотнитель, если на них есть видимые повреждения или деформация.

Принцип действия крышки расширительного бачка

При нагревании двигателя, нагревается и ОЖ. При этом, поскольку СОД абсолютно герметичная, создаётся избыточное давление. Вся СОД начинает расширяться, а лишний воздух скапливается в наивысшей её точке – расширительном бачке. Далее, под воздействием сжатого воздуха выпускной клапан расширительного бачка открывается, и лишний воздух выходит.

При остывании двигателя происходит обратный процесс. Давление в системе падает, и чтобы избежать декомпенсации, то есть понижения уровня давления в бачке ниже атмосферного, открывается впускной клапан и засасывает воздух в систему.

В интернете часто встречается вопрос, как проверить крышку расширительного бачка самостоятельно

И действительно эта крышка является важной деталью для обеспечения работоспособности всей машины. Почему?! Представите себе, что на крышке расширительного бачка появились трещины или сорвана резьба

Соответственно та охладительная жидкость (тосол, антифриз, дистиллированная вода) которая залита в системе, начинает подтекать или испаряться. И спустя немного времени ее становится недостаточно для поддержания нормальной, рабочей температуры двигателя. Вследствие чего двигатель .

Как проверить крышку расширительного бачка? Рассмотрим этот вопрос более подробно. Существует несколько разновидностей крышек, в зависимости от марки и модели машины — пластмассовые, железные и сочетающие оба этих материала. Соответственно в первую очередь открутите крышку от бочка и осмотрите ее визуально на наличие потертостей, трещин, ржавчины и степени износа. Посередине в пробочной нише находится пружина. Проверьте ее состояние. Для этого сожмите с двух сторон пальцами.

Если сопротивление пружины не велико и вы с легкостью ее сжали, она вышла из строя. Пружина необходима для удерживания жидкости в момент закипания. Если она слабая, то крышку попросту сорвет и тем самым можно повредить и другие запчасти под капотом, а то и сам капот.

Следующий этап проверки
, необходимо открыть вакуумный клапан и убедиться в его полноценном закрывании во время опускания. Затем следует протестировать седло, которое расположено под пробкой на появление пыли или грязевых скоплений. При необходимости очистите его влажной тряпкой или губкой. Зимой нужно после очищения продуть его от остатков воды.

Для проведения следующего этапа проверки, вам потребуется специализированный тонометр, для измерения давления под крышкой расширительного бочка. Завинтите насос на пробку и согласно инструкции проверьте давление.

Увеличивайте давление, пока значение на тонометре не остановится. Следует помнить, что давление открытия клапана должно соответствовать значению (85-110) килопаскаля, а при его закрытии 85 килопаскаля. Если ваш прибор показывает давление существенно ниже 79 килопаскаля, то пробку расширительного бачка следует поменять.

При помощи этого прибора
, возможно, проверить на наличие неисправностей и систему охлаждения. Самой явной причиной является: течь . Для проверки установите тонометр на горлышко расширительного бачка. Далее создайте давление до 0,12 миллипаскаля и проверьте, чтобы тонометр показывал это значение на протяжении 10 секунд. Если цифры отличаются, соответственно ищите место течи. Его легко обнаружить по потекам на деталях.

Если проведя данную самостоятельную проверку, вы обнаружили не пригодность крышки

Отнеситесь к приобретению новой пробки с особым вниманием. Возьмите старую с собой в авто магазин и согласно ее маркировке выберите подходящую

Ведь многие заглушки, отличаются друг от друга, даже есть марка, и модель машины совпадают,

Внимание водителей, привыкших обслуживать свою машину самостоятельно, обычно приковано к двигателю и ходовой части. Безусловно, эти узлы считаются основными в работе всего автомобиля

Однако равнозначное внимание нужно уделять даже таким незначительным, на первый взгляд, деталям, как крышечка на расширительном бачке. Какую роль в системе охлаждения играет этот элемент? Большинство водителей даже и не догадывается о том, что качество охлаждения мотора целиком зависит именно от этой крышки!

mr-build.ru

И всего лишь какая-то пробка расширительного бачка… — DRIVE2

Как много интересных статей написано о термостатах, помпах, радиаторах… А вот расширительный бачок удосужился внимания лишь вскользь. А ведь когда вы отчаянно боритесь с воздушными пробками зимой, чтобы заставить работать печку в машине, или удивляетесь, почему вдруг стрелка на датчике температуры двигателя отчаянно приближается к красной границе или не доходит до рабочей, задумываетесь ли вы над тем, почему так происходит, и что является причиной… Поэтому сегодня мы поговорим о том, какие беды скрываются в расширительном бачке, и как их избежать.

Что представляет из себя расширительный бачок

Расширительный бачок с закрытой крышкой Это такой себе пластиковый контейнер с резиновыми шлангами, с датчиком уровня охлаждающей жидкости или без него, а также пропускным клапаном давления, встроенным в пластиковую крышку. Вот с этой самой незначительной на первый взгляд деталью, как крышка с клапаном, мы и будем разбираться.
Зачем она вообще такая нужна? А дело всё в охлаждающей жидкости (ОЖ). Рабочая температура двигателей отечественных производителей, как правило, равна 90-95 С, и чтобы ОЖ не закипала, циркулируя в системе, температура её кипения должна быть значительно выше, примерно 130 С. Поэтому создаются ОЖ изначально с повышенной температурой закипания.
Также очень важным фактором является поддержание повышенного давления в охлаждающей системе двигателя (ОСД), большего чем атмосферное, так как давление является необходимым условием увеличения температуры кипения.
Рабочее давление в ОСД отечественных автомобилей составляет, как правило, 1,0 кгс/см2, а импортных автомобилей – порядка 1,5 кгс/см2. Так как КПД и рабочая температура двигателей импортных авто выше и приравнивается примерно 100-105 С, то и давление в системе должно быть большее.
«А какое собственно отношение к давлению имеет какая-то крышка в расширительном бачке?» – спросите вы. Самое прямое…

Принцип действия крышки расширительного бачка

Расширительный бачок, выпускной клапан. При нагревании двигателя, нагревается и ОЖ. При этом, поскольку СОД абсолютно герметичная, создаётся избыточное давление. Вся СОД начинает расширяться, а лишний воздух скапливается в наивысшей её точке – расширительном бачке. Далее, под воздействием сжатого воздуха выпускной клапан расширительного бачка открывается, и лишний воздух выходит.
При остывании двигателя происходит обратный процесс. Давление в системе падает, и чтобы избежать декомпенсации, то есть понижения уровня давления в бачке ниже атмосферного, открывается впускной клапан и засасывает воздух в систему.
Очень часто бывает так, что водители не уделяют этой маленькой крышечке особого внимания. Вследствие чего происходит постепенное её засорение и даже коррозия. Клапан перестаёт правильно функционировать.

Последствия неправильной работы клапанов крышки расширительного бачка

Если клапан в бачке проржавел и рассыпался, то нарушается герметичность всей СОД. Лишний воздух начинает свободно входить и выходить из системы, образовывая воздушные пробки. Которые, в свою очередь провоцируют перегрев двигателя, разгерметизацию СОД, выход из строя её деталей и неработающую печку зимой.
Если клапан засорён, он так же не будет функционировать. Это приводит к образованию избыточного давления, и, как часто бывает, разгерметизации СОД. При полной её разгерметизации срывает патрубки, что чревато закипанием двигателя. При частичной – текут радиаторы, текут уплотнения, ослабляются хомуты патрубков, выходит из строя термостат и реже помпа т.д.
Правильную работу клапана можно проверить очень просто. Сначала осмотрев его, и если никакой грязи и ржавчины не заметите, тогда просто понажимайте на него пальцем. Когда внутренний пластиковый клапан исправен, вы услышите, поднеся крышку к уху, засасывающий звук при отпускании клапана, и свистящий звук выходящего воздуха при надавливании.
Так что, из всего выше сказанного хотим сделать вывод. Как говорит народная мудрость: «Мал золотник, да дорог». Не стоит пренебрегать такой маленькой, но очень весомой деталью, как крышка расширительного бочка системы охлаждения двигателя. Периодически заглядывая под неё, вам удастся избежать многих последующих проблем.Удачи на дороге!

www.drive2.ru

Как проверить крышку расширительного бачка автомобиля

Даже малоопытные водители, которые лишь недавно сели за руль автомобиля, прекрасно знают о наличии расширительного бачка в подкапотном пространстве, куда заливается жидкость охлаждения двигателя. То есть речь идёт об антифризе или тосоле.

При этом у этого бачка, обычно выполненного из пластика, есть крышка. О том, что она выполняет определённые функции и имеет огромное значение, известно далеко не всем.

Некоторые уверены, что крышка или заглушка нужна исключительно для предотвращения вытекания охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации автотранспортного средства. На практике задачи и функции крышки намного обширнее. Это важный компонент для работы всего двигателя.

Во многом от исправной работы заглушки расширительного бачка зависит сохранность очень дорогостоящих элементов ДВС и системы охлаждения двигателя.

Что это такое

В процессе работы двигателя он нагревается. Это естественное явление, обусловленное протекающими внутри мотора действиями. По мере нагревания ДВС также нагревается жидкость системы охлаждения, то есть антифриз или тосол.

Эта ОЖ забирает часть тепла, передавая её на обогрев салона и минимизируя перегрев двигателя. Когда жидкость нагревается, она расширяется и параллельно увеличивается давление. Закономерность простая. Чем сильнее нагрет двигатель, тем выше создаётся давление внутри системы охлаждения.

Если бы в системе всё было герметично, и на расширительном бачке использовалась обычная плотная заглушка, это привело бы к крайне неприятным последствиям. Высокое давление провоцирует разрыв патрубков, трубок, шлангов, выход из строя радиатора и прочих элементов, входящих в систему охлаждения.

Чтобы всё это не произошло, на расширительный бак надевается специальная крышка. Она создана не только для закрытия ёмкости, но также выполняет функции клапана.

В зависимости от типа двигателя и его конструктивных особенностей, для каждого мотора существуют свои нормальные температурные показатели, при которых они могут работать в обычном режиме. Для большинства силовых установок это диапазон от 90 до 100 градусов Цельсия. Хотя есть и более серьёзные ДВС, где нормальным считается прогрев до 100-130 градусов.

При указанных температурных диапазонах жидкость охлаждения может расширяться примерно за 20-30% от своего номинального значения. Это провоцирует создание внутри системы охлаждения избыточного давления. Средний нормальный показатель давления, который не считается критичным, составляет от 1,1 до 1,5 атмосфер. Если же давление превышает эти показатели или оно падает ниже нормы, возникают определённые неприятности. Это может проявляться в виде создания эффекта вакуума, сжатия трубок, выхода из строя различных элементов системы охлаждения.

Работа крышки расширительного бака, куда заливают антифриз или тосол, позволяет защитить двигатель от чрезмерно высокого и пониженного давления, поддерживая его примерно на одном постоянном уровне.

Устройство и принцип работы

Теперь следует детальнее поговорить про устройство используемой в конструкции расширительного бачка крышки, а также поговорить про принцип работы этого с виду неприметного элемента практически каждого автомобиля.

Основную задачу крышки расширительного автомобильного бачка вы уже знаете. Это контроль нормального давления внутри системы охлаждения мотора. Параллельно заглушка удерживает внутри всю охлаждающую жидкость. А для этого требуется плотное прилегание к граням.

И тут важно учесть, как устроена и работает эта крышка или пробка от расширительного бачка. Всё дело в конструкции маленькой детали, в которую вмонтирован специальный клапан. Именно за счёт него происходит процесс регуляции давления. Клапан находится внутри расширительного бачка, то есть с внутренней стороны заглушки. При этом на современных машинах используется только 1 клапан, выполняющий 2 функции одновременно. То есть он стравливает избыточное давление, а также нагнетает его, если давление внутри системы снижается до критических отметок.

Если говорить о том, как работает на автомобиле крышка расширительного бачка, следует учесть тип используемой заглушки. Современные иномарки получают заглушки, где установлен физически только один клапан, занимающийся двумя противоположными функциями нагнетания и стравливания. А на старых отечественных машинах предусмотрено сразу 2 разных клапана. Каждый из них выполняет возложенные на него функции.

Но количество клапанов не играет принципиальной роли. Самое главное, чтобы они открывались и закрывались тогда, когда значения давления достигают своих критических нижних или верхних пределов.

Когда давление нормальное, и не выходит за рамки допустимых параметров, клапаны не функционируют, то есть находятся в условном режиме ожидания. Но в момент превышения значения они начинают сбрасывать давление, либо же постепенно нагнетают, возвращая давление в системе охлаждения в состояние нормы.

Симптомы неисправностей

Если автомобилисту удастся разобраться в характерных признаках неисправностей крышки расширительного бачка, для него не составит труда своевременно принять меры по их устранению.

В действительности диагностировать эти неисправности, касающиеся клапанной конструкции крышки от расширительного бачка, бывает не так просто. Признаки могут не проявиться сразу, а с более серьёзными симптомами последствий приходится бороться уже не простой заменой крышки, а кардинальными мерами и дорогостоящим ремонтом.

Есть несколько ситуаций, указывающих на то, что заглушка явно не работает и не справляется с возложенными на неё функциями.

  1. Из подкапотного пространства начинает валить дым. Зачастую такое происходит в ситуациях, когда антифриз или тосол начинает выливаться и попадать на впускной коллектор, разогретый к тому времени до большой температуры. Но хорошо лишь то, что в подобном случае температура самого двигателя остаётся в норме. Этот симптом характерен при поломке клапана. В норме он должен спустить давление только тогда, когда оно увеличится до пикового значения. Но бывает так, что сброс начинается раньше. А потому из бачка выплёскивается жидкость охлаждения.
  2. Двигатель перегревается, но при этом из печки поступает холодный воздух. При наличии подобных признаков наверняка вышел из строя клапан, отвечающий за контроль низкого давления. Его поломка ведёт к завоздушиванию системы охлаждения, воздушные пробки внутри которой провоцируют перегрев ДВС.
  3. Следы жидкости охлаждения. Если вы заметили, что антифриз оказывается в районе хомутов, трубок или под радиатором, вероятно вышел из строя клапан. Он не даёт лишнему давлению выходить, а потому давление внутри системы повышается. Из-за этого срываются хомуты, разрываются трубки и выходит из строя радиатор.

Помимо непосредственно самой замены крышки на расширительном бачке, здесь также придётся заменить радиатор, хомуты, трубки, поменять уплотнители при необходимости. Бывает и так, что разрывает сам расширительный бачок от избыточного давления. Тогда уже нет смысла покупать новую крышку. Весь узел меняется в сборе.

Проверка состояния крышки

В некоторых ситуациях правильно с позиции автомобилиста будет заняться самостоятельной проверкой пробки из расширительного бачка. Но важно учитывать, что это довольно сложная процедура. Ведь работоспособность элемента напрямую связана с создаваемым внутри системы охлаждения давлением.

Искусственно в гаражных или домашних условиях создать нужное давление, дабы проверить элемент, не очень просто. Потому пробку от расширительного бачка, которую подозревают в неисправностях, часто отправляют в автосервис, а не ломают голову над тем, как сделать это своими руками.

Суть диагностики на автосервисе заключается в том, что проверяемая крышка бачка подвергается давлению, создаваемому специальными насосами. Именно они обеспечивают необходимое количество атмосфер для той или иной модели крышки с клапанами. Это даёт возможность увидеть, срабатывает ли при заданных значениях открытие и закрытие, либо устройство вышло из строя и требует замены.

Самостоятельно провести диагностику можно, пусть даже точность полученных результатов будет ниже в сравнении с проверкой в автосервисе. Зато платить деньги никому не придётся. Для проверки нужно выполнить следующие манипуляции:

  1. Для начала, пока двигатель не запускался, нужно снять крышку со своего расширительного бачка в подкапотном пространстве, и визуально осмотреть пробку со всех сторон при хорошем освещении. Наличие сколов, разных трещин, разрывов и затёртостей говорит о том, что элемент имеет ряд механических повреждений, которые вероятно и привели к появлению характерных симптомов.
  2. При отсутствии механических повреждений верните заглушку на место, и запустите мотор. Нужно дождаться, когда ДВС прогреется до своих рабочих параметров. Снова вернитесь к подкапотному пространству, наденьте перчатку и начинайте постепенно раскручивать пробку. Важно создать вокруг себя тишину, поскольку тут придётся слушать.
  3. Если вы ничего не слышите, никакие звуки при открытии не появляются, с крышкой всё хорошо. Но при наличии звука, напоминающего процесс открытия какой-нибудь газировки, это указывает на неисправность. Шипение говорит нам о том, что клапан не срабатывает, хотя давление уже достаточно высокое. Подобные звуки подтвердят ваше опасение. Заглушка сдерживает избыточное давление, поскольку клапан не функционирует и не открывается при необходимости.
  4. Проверить низкое давление можно несколько иначе. Для этого закрутите плотно крышку, прогрейте двигатель до рабочих температур, после чего проинспектируйте состояние толстых шлангов в вашей системе охлаждения. Бывают ситуации, когда шланги оказываются словно вдавлены внутрь, их сжало. Характерный признак, подсказывающий автомобилисту, что крышка вышла из строя, и не нагнетает давление при его падении ниже требуемого уровня.

Существует альтернативный метод диагностики, но он подойдёт не всем, поскольку автомобильные системы охлаждения отличаются по своей конструкции и доступу к шлангам.

Если же добраться без лишних демонтажных работ к шлангу системы охлаждения вы можете, попробуйте использовать этот метод. Вам потребуется открутить пробку, сжать подручным приспособлением или просто рукой один шланг, а затем вернуть на место крышку. То место, которое вы зажали, следует отпустить. Если при этом трубка вернётся в своё изначальное состояние, с клапанами всё хорошо.

При выявлении признаков, указывающих на неисправность клапанной крышки расширительного бачка с жидкостью охлаждения, единственным способом устранить неисправность будет замена повреждённого элемента. Для этого купите такую же крышку, как установлена на вашу машину, и закрутите её. Если после таких манипуляций работоспособность системы вернётся к норме, причина крылась именно к заглушке бачка с антифризом.

Пробка достаточно маленькая и неприметная, но на практике выполняет крайне важные функции. Потому автовладельцам рекомендуется периодически проверять её работоспособность, проводить визуальный осмотр и не забывать подливать в бачок качественную охлаждающую жидкость.

drivertip.ru

признаки неисправности, принцип работы, функции

Водители знают, что в расширительном бачке автомобиля хранится охлаждающая жидкость, без которой двигатель долго не проработает. Сверху на расширительном бачке находится горлышко, через которое антифриз заливается. Чтобы он не выливался при движении автомобиля, горлышко закрывается крышкой. Может показаться, что ее устройство и задачи довольно простые, но это не совсем так. Крышка расширительного бачка крайне важный элемент мотора, за которым нужно следить, чтобы не вышли из строя дорогостоящие компоненты двигателя.


Оглавление: 
 1. Задачи крышки расширительного бачка
 2. Как устроена и работает крышка расширительного бачка
 3. Признаки неисправности крышки расширительного бачка
 4. Как проверить крышку расширительного бачка
 

Задачи крышки расширительного бачка

Работа двигателя сопровождается нагреванием, что вполне естественно, учитывая какие процессы в нем происходят. С нагревом агрегатов мотора нагревается и охлаждающая жидкость, которая забирает часть тепла. Увеличение температуры жидкости сопровождается ее расширением и повышением давления. Соответственно, чем сильнее разогревается мотор, тем большее давление возникает в системе охлаждения, где находится антифриз или тосол. Чтобы при повышении давления не случился разрыв патрубков, радиатора, трубок и других элементов системы охлаждения, необходима крышка расширительного бачка, которая выполняет не только запирающие функции, но и выступает в качестве клапана.

Прогретый двигатель работает при различных температурах. Для некоторых автомобилей нормальным показателем является 95-100 градусов по Цельсию, для других значение доходит до 125-130 градусов, и эти показатели тоже не являются предельными. При таких температурах охлаждающая жидкость расширяется примерно на 20-30%, соответственно, возникает серьезное избыточное давление. Принято считать, что нормальное давление в охлаждающей системе автомобиля находится на уровне в 1,1-1,5 атмосфер, и при его превышении могут начаться проблемы. Также возникают неприятные ситуации и при пониженном давлении автомобиля, которые проявляются  созданием вакуума внутри системы и сжатием патрубков, шлангов и других элементов.

Грамотно работающая крышка расширительного бачка исключает вероятность создания высокого и низкого давления в системе, за счет чего оно остается на необходимом уровне.

Как устроена и работает крышка расширительного бачка

Поскольку главными задачами крышки является создание необходимого давления в системе и удержание в ней охлаждающей жидкости, она должна плотно прилегать к граням бачка, на которые накручивается.

Внутри непосредственной крышки встроен клапан, регулирующий давление. Он погружается в расширительный бачок и выполняет задачу по стравливанию или нагнетанию давления, в зависимости от необходимости.

Обратите внимание: В современных иномарках за функции стравливания и нагнетания давления отвечает один физический клапан, тогда как на старых российских автомобилях стоят два клапана, каждый из которых справляется со своей задачей.

До тех пор пока давление в системе охлаждения находится в пределах нормы, клапана на крышке расширительного бачка не работают. Как только давление выходит за предельные значения, они выполняют ту или иную функцию.

Признаки неисправности крышки расширительного бачка

Выявить неисправность крышки расширительного бачка довольно трудно, при этом из-за проблем в работе клапана могут случиться серьезные неисправности с агрегатами двигателя. Можно выделить следующие основные симптомы неисправности:

  • Дым из-под капота. Чаще всего он появляется, когда охлаждающая жидкость попадает на горячий впускной коллектор. В такой ситуации температура мотора будет находиться на нормальном уровне. Проблема проявляется при неисправности клапана, который должен опускать давлении при его превышении. Он начинает сбрасывать давление раньше пиковых значений, что приводит к выплеску антифриза;
  • Перегрев двигателя при холодном воздухе из печки. Если имеется такой симптом,  он указывает о выходе из строя клапана низкого давления. Из-за проблем с ним возникнут воздушные пробки в охлаждающей системе, что приведет к перегреву двигателя.

Также симптомами неисправности крышки расширительного бачка можно считать срыв хомутов, разрыв трубок, радиатора и других элементов охлаждающей системы, в том числе непосредственно бачка. Если на соединительных элементах начинаются появляться следы охлаждающей жидкости, это говорит о превышении давления в системе и необходимости замены крышки расширительного бачка.

Как проверить крышку расширительного бачка

Проверка крышки расширительного бачка – достаточно сложная процедура, учитывая, что ее работа напрямую зависит от давления, которое создать не так просто. В сервисных центрах имеются насосы давления, способные нагнетать необходимое количество атмосфер, после чего проверять срабатывает клапан или нет.

Что касается самостоятельной проверки крышки расширительного бачка, она менее точная в плане результатов, но позволяет обнаружить неисправность в большинстве случаев. Проводится проверка крышки следующим образом:

  1. Первым делом на незаведенном моторе ее нужно снять и внимательно осмотреть на наличие сколов, трещин, разрывы уплотнительных накладок, сильные затертости и другие механические повреждения;
  2. Если повреждения на найдены, закрутите крышку на бачок с охлаждающей жидкостью и запустите двигатель. Дождитесь пока двигатель прогреется и потихоньку начните откручивать крышку. Если услышите звук выхода воздуха (как при открытии банки с газированным напитком), это говорит о том, что крышка сдерживает образуемое в системе давление;
  3. Также при работе двигателя осмотрите толстые шланги охлаждающей системы. Если они вдавлены внутрь, значит, крышка не справляется с регулировкой давления, и оно слишком низкое в системе.

Еще один способ проверки крышки расширительного бачка, который можно применить не всегда вследствие различных конструкций двигателей и мест пролегания шлангов охлаждающей системы. Он заключается в том, чтобы открутить крышку и сжать один из толстых шлангов. После этого крышка закручивается на место. Место сжатия шланга отпускается, и если оно принимает исходные формы, значит, с клапаном в крышке нет проблем.

Стоит отметить, что на некоторых автомобилях при откручивании крышки внутри может остаться клапан. Это говорит о его выходе из строя и необходимости замены крышки расширительного бачка.

Загрузка...

okeydrive.ru

Решаем проблемы с крышкой расширительного бачка

Роль системы охлаждения мотора переоценить трудно. При этом считается, что самыми важными частями этой системы являются помпа и радиатор. Но так ли это на самом деле? К примеру, какие тайны скрывает обычная маленькая крышечка на горловине расширительного бачка?

Содержание статьи

Что такое крышка расширительного бачка

Говоря по правде, мало кто из водителей придаёт большое внимание такой части своей машины, как крышка на расширительном бачке. 90% владельцев авто считает, что крышка выполняет роль запирающего устройства, то есть просто препятствует респлёскиванию охлаждающей жидкости во время движения. Однако это мнение дилетантов.

Крышка бачка действительно является запорным устройством, но это не единственная её функция. Внутри крышки располагаются два клапана, которые стабилизируют показатели давления в системе охлаждения и берегут двигатель от воздействия высоких температур.

Крышка плотно прилегает к краю бачка, засчёт чего создаются условия для полной герметизации системы охлаждения

Устройство и функции

Итак, крышка в своём составе содержит следующие элементы:

  • корпус, выполненный из твёрдых сплавов пластика;

  • прорезиненую прокладку, выполняющую роль уплотнителя;

  • два клапана, один из которых понижает высокое давление в системе, а другой — поднимает, если это необходимо.

В составе крышек разных моделей автомобилей может входить от одной до трёх пружинок

По сути, крышка расширительного бачка представляет собой датчик регулировки давления. Ведь при прогревании мотора повышается и температура охлаждающей жидкости, в связи с чем её объём увеличивается. Чем больше прогревается антифриз или тосол, тем выше давление в системе охлаждения. При пиковых температурах количество охлаждающей жидкости может увеличиться засчёт расширения на 20%. Разумеется, при таких нагрузках может разорваться как сам бачок, так и подходящие к нему патрубки. Чтобы этого не произошло, в крышку бачка встраивается предохранительный клапан, который понемногу стравливает лишнее давление.

Второй клапан носит название вакуумного, так как его основная задача — повышать давление в системе. Он работает преимущественно в зимнее время года, когда автомобиль паркуется на ночь на открытых площадках. За время стоянки охлаждающая жидкость быстро остывает и начинает уменьшаться в объёме. Соответственно, и давление в системе быстро падает. Когда водитель запускает мотор, антифриз не может качественно его охлаждать. Чтобы стабилизировать давление охлаждающей жидкости, в крышку бачка устанавливается вакуумный клапанный механизм.

Если крышка потеряла герметичность, то может вылететь с горловины бачка под действием высокого давления

То есть крышка расширительного бачка на автомобилях работает «в обе стороны» — она может как понижать, так и повышать давление. Несмотря на свою кажущуюся простоту, крышка выполняет работу первостепенной важности и, можно сказать, бережёт шланги и радиатор от повреждений.

Как работает крышка бачка для охлаждающей жидкости

Система охлаждения ДВС полностью герметична. Однако в силу того, что охлаждающая жидкость изготавливается на основе метилового спирта, в процессе нагревания она может увеличиваться в объёме.

Поэтому излишки жидкости, а также сдавленный воздух поступают при нагревании в резервную ёмкость — расширительный бачок. Если воздух в системе сильно сжимается из-за повышения объёма жидкости, то срабатывает выпускной клапан в крышке: он чуть приоткрывается, и излишки воздуха выходят наружу.

Далее, когда машина долгое время стоит, происходит обратная реакция: мотор и жидкость остывают, из-за чего объём тосола резко сокращается. Соответственно, в системе появляются воздушные пробки. Благодаря клапану на впуск эти пробки быстро устраняются из системы.

Клапаны в крышке поддерживают необходимое давление в системе

Как проверить работоспособность клапанов

Самостоятельная проверка крышки расширительного бачка затрудняется тем, что без специального прибора невозможно узнать, есть ли давление в системе или нет. Поэтому в сервисных центрах используют приборы, оснащённые насосом и манометром, которые дают точную оценку работоспособности крышки и каждого клапана в отдельности.

Для диагностики крышки бачка используется специальный прибор, в составе которого насос и манометр

Однако существует простой способ проверки крышки бачка:

  1. На холодном двигателе выкрутить крышку из горловины бачка.

  2. Осмотреть изделие со всех сторон: нет ли трещин, вмятин, сколов, разрывов.

  3. Если механических повреждений нет, то крышку закрутить обратно.

  4. Далее завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.

  5. На заведённом моторе аккуратно открутить крышку.

  6. В определённый момент из-под неё должны вырваться газы — это говорит о том, что клапанный механизм находится в исправном состоянии.

  7. Оценить состояние подключённых шлангов. Если они сильно деформированы, смяты или раздуты, то клапан на понижение давление точно не работает.

При проведении проверки важно потихоньку выполнять открытие крышки, так как охлаждающая жидкость может вырваться из бачка под большим давлением

Выполнив эти простые действия, можно определить, работают ли клапаны на крышке бачка или нет.

Симптомы неисправности

Выход из строя клапана высокого давления обычно сопровождается тем, что из системы начинает выбрасываться охлаждающая жидкость даже при нормальном давлении. Либо же при сильном нагревании антифриза не происходит стравливание давления. Водитель может заметить эту неполадку по клубам пара из-под капота. Во время движения мотор начинает греться, повышается температура и у охлаждающей жидкости. Выбросы антифриза попадают на впускной коллектор, из-за чего тот начинает быстро испарять жидкость.

Если же проблема кроется в вакуумном клапане, то будут наблюдаться совершенно иные признаки неисправности. В патрубках системы охлаждения возникают воздушные пробки, так как клапан не выравнивает давление. Из-за этого в работе мотора могут возникать провалы, так как низкое давление охлаждающей жидкости не позволяет корректно двигаться цилиндрам. При этом первый признак этой неисправности — горячий мотор и холодный воздух из печки одновременно.

Ещё симптомами неисправности крышки расширительного бачка считаются разрывы шлангов или срывание хомутов патрубков. К тому же из-за дестабилизации внутреннего давления могут выйти из строя все соединения шлангов и патрубков системы. Поэтому при первых признаках расширения (вдавливания) шлангов следует сразу же поменять крышку расширительного бачка на автомобиле.

Деформация патрубков — это явный признак неисправности крышки расширительного бачка

Ремонт крышки расширительного бачка своими руками

Ремонтные работы крышки бачка настолько просты, что под силу даже ребёнку. Это связано с тем, что сама конструкция крышки упрощена до минимума. Итак, чтобы отремонтировать крышку и клапаны в ней, необходимо совершить следующие действия:

  1. Выкрутить крышку из горловины бачка.

  2. Резиновый уплотнитель внутри крышки поддеть плоской отвёрткой и вынуть.

  3. Далее снять пружину.

  4. Под ней стоит маленькое устройство клапана — отвёрткой нужно поддеть и его и вытащить. Рядом располагается второй клапан — он вытаскивается по примеру первого.

  5. После этого вычистить всю грязь, которая скопилась в крышке. Лучше всего использовать обычный мыльный раствор и ватные палочки.

  6. Далее, если клапаны, пружинка и резиновый уплотнитель находятся в нормальном состоянии, последовательно установить их на место.

  7. Крышку закрутить на горловину бачка и проверить герметичность системы после прогрева мотора.

После очистки и установки элементов крышка должна выполнять свои функции в полном объёме

Каковы последствия неисправности крышки

Как уже было сказано выше, крышка на бачке расширения призвана стабилизировать давление охлаждающей жидкости в системе. Соответственно, если не будет работать клапанный механизм, стравливание излишков давления происходить не будет — это грозит разрывом как шлангов, так и радиатора. В редких случаях из-за высокого давления тосола трещину даёт сам бачок.

Низкое давление в системе опасно тем, что образуются воздушные пробки. Из-за них мотор не охлаждается в нужной мере и может закипеть.

Поэтому состояние крышки расширительного бачка нужно периодически проверять. Практика вождения показывает, что смена крышки раз в два или три года полностью исключает возникновение проблем с клапанами.

Самое серьёзное последствие поломки крышки бачка — это перегрев двигателя

Водителю любого автомобиля необходимо знать о назначении и функциях такого маленького элемента системы охлаждения, как крышечка расширительного бачка. Шутки с охлаждением двигателя никогда не заканчиваются хорошо, поэтому лучше раз в два года покупать новую крышку, чем проводить установку радиатора или новых патрубков из-за разрывов.

Копирайтер, рукодельница, путешественник (4 голоса, среднее: 2.5 из 5)

auto-gl.ru


Смотрите также