Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 апреля 2016; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 апреля 2016; проверки требуют 12 правок.ЦИАТИМ-201 — антифрикционная многоцелевая литиевая смазка, разработанная в СССР. Представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, загустителя (стеарат лития — литиевое мыло) и антиокислительной присадки. Обладает морозостойкими и тугоплавкими свойствами. Очень дёшева и потому широко применяется для смазки малонагруженных узлов трения в различных механизмах, несмотря на ряд существенных недостатков.
Представляет собой мазь светло-коричневого или светло-жёлтого цвета. Благодаря наличию литиевых соединений имеет маловязкую консистенцию и применяется в достаточно широком температурном диапазоне — от −60 °С до +90 °С.
Смазка разработана в Центральном институте авиационных топлив и масел — ЦИАТИМ, ныне Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти (ВНИИНП) .
Смазка ЦИАТИМ-201 производится по ГОСТ 6267-74 и используется для смазывания узлов трения, в механизмах авиационной (наиболее широкая сфера применения), автомобильной и другой наземной техники, радиотехнического оборудования, электромеханических и точных приборах, работающих с минимальным сопротивлением при низких температурах. Не применяется для подшипников скольжения из-за загустевания со временем. При высоких нагрузках использовать её не рекомендуется. Благодаря сохранению смазочных свойств при низких температурах смазка широко используется в механизмах техники, эксплуатируемой в условиях Крайнего Севера.
Эта смазка, по мнению некоторых пользователей[источник не указан 734 дня], является наиболее удобной для смазывания трущихся частей и механизмов охотничьих ружей: стволов, замков, скользящих поверхностей, ударно-спусковых механизмов.
Наличие в составе смазки антиокислителя объясняет её химическую стабильность. Коллоидная стабильность ЦИАТИМ-201 низкая: при длительном хранении из смазки выделяется жидкое масло, что неблагоприятно сказывается на её эксплуатационных свойствах.
На данный момент смазка ЦИАТИМ-201 не в полном объёме соответствует современным требованиям. Причинами являются низкая максимальная температура использования и её недостаточная механическая стабильность. Кроме того, к недостаткам этой смазки относят разрушение смазочного состава при механическом воздействии и, как результат, снижение её вязкости и предела прочности. Вследствие мягкой консистенции и недостаточной степени липкости существует возможность её механического смывания с открытых поверхностей. Наблюдается расслоение смазки на фракции при длительном хранении как в таре, так и при простое без движения смазываемых узлов и агрегатов.
Главным достоинством является её цена.
Допустимой альтернативой смазке ЦИАТИМ-201 являются смазки МС-70 и ЦИАТИМ-221, однако максимальный температурный предел эксплуатации МС-70 — +65°С, а ЦИАТИМ-221 в 3-5 раз дороже, чем ЦИАТИМ-201.
ru.wikipedia.org
Это маловязкое однородное густое вещество желтого оттенка с различной цветовой интенсивностью. Благодаря невысокой стоимости и характеристикам смазка ЦИАТИМ -201 широко используется для обеспечения работы различных машин и механизмов. Обладает хорошими эксплуатационными качествами и применяется в работе узлов трения, скольжения и качения, при невысоких эксплуатационных нагрузках.
Смазка была создана в Центральном институте авиационных топлив и масел СССР в 1972 году. Название составлено, как аббревиатура заглавных букв учреждения разработчика. На сегодняшний день это один из лучших отечественных смазочных материалов для работы в условиях низких температур.
Технические требования к марке ЦИАТИМ приводятся в ГОСТ 6267-74, который был введен специально для этой смазки. По своему составу ЦИАТИМ-201 представляет собой очищенное масло нефти, смешанное с литиевым загустителем до значения эффективной вязкости не более 1000 Па. Для улучшения показателей добавлена специальная антиокислительная присадка, способствующая более длительному сроку хранения и эксплуатации.
Тугоплавкие характеристики определяют температуру каплепадения или начала расплавления на уровне 175˚C. Интервал эксплуатационных температур для применения от -60˚C до +90˚C. Среди основных рабочих характеристик ЦИАТИМ-201 отмечаются такие свойства, как:
Отмечается возможность проявления гигроскопичности материала, способствующая проникновению влаги в смазывающий слой, что существенно ограничивает применение ЦИАТИМ-201 для узлов и механизмов, работающих на открытом воздухе и в условиях повышенной влажности. Поставляется в металлических банках, ведрах и бочках из белой жести. При объеме до 250 грамм расфасовывается в пластиковые или алюминиевые тубы.
Доступные фасовки от 50 грамм до 170 кг.
Гарантийный срок хранения ЦИАТИМ-201 в закрытой заводской таре составляет 4 года, после этого возможно выделение жидкого масла и резкое снижение эксплуатационных характеристик.
Материал используют для смазки таких узлов трения, как подшипники качения и скольжения, шарниры, трущиеся поверхности и другие. Химическая инертность по отношению к большинству полимерных материалов и резине позволяет ее применение в соответствующих парах трения, например, для смазки пневматических цилиндров с резиновыми уплотняющими кольцами. Невосприимчивость ЦИАТИМ-201 к низкому давлению используется на узлах трения вакуумных установок, работающих при глубоком разряжении. Несмотря на появление новых смазочных материалов, этот тип смазки до сих пор является наиболее распространенным при техническом обслуживании авиационной техники.
ЦИАТИМ-201 применяют для использования во всех видах наземной техники, которая эксплуатируется в условиях низких температур.
Ее используют для подвижных деталей электронного, радиотехнического, электромеханического и измерительного оборудования.
Благодаря хорошей электропроводимости смазка применяется для защитной обработки клемм, контактных соединений и других элементов в электрооборудовании. Как видим область применения смазочного материала достаточно широка и распространяется практически на все промышленные отрасли, транспорт и добычу.
Два главных достоинства смазки ЦИАТИМ-201 заключаются в возможности продолжительной эксплуатации в условиях низких температур и ее низкой стоимости, способствующей широкому применению в различных сферах деятельности. Кроме этого следует отметить:
Главный недостаток смазки ЦИАТИМ-201 заключается в возможной гигроскопичности и насыщении влагой. При низких температурах это может привести к образованию кристаллов льда и повреждению смазанного узла. Поэтому область использования ограничивается закрытым пространством без доступа влаги. Серьезным недостатком считается невозможная эксплуатация смазочного материала в режиме средних и высоких механических нагрузок. Кроме этого, во время эксплуатации на открытом воздухе ЦИАТИМ-201 высыхает, постепенно доходя до плотного абразивного состояния. Поэтому ее не рекомендуется использовать для условий длительной консервации машин и механизмов.
К наиболее часто применяемым отечественным заменителям ЦИАТИМ-201 относятся:
Первые три соответствуют механическим характеристикам, но имеют меньший эксплуатационный диапазон температур, последняя является водостойкой и превосходит ЦИАТИМ-201 по ряду показателей, зато и стоит в несколько раз дороже. Кроме это Среди зарубежных масел в качестве аналогов можно назвать:
Эта зарубежная продукция отличается очень высоким качеством изготовления и очень хорошими эксплуатационными характеристиками, но ее высокая стоимость часто заставляет задуматься о целесообразности замены. Литиевую смазку ЦИАТИМ-201 можно предусматривать ее применение в работе малоответственных узлов и механизмов, не подвергаемым большим нагрузкам. Эксплуатация допускается только в условиях гарантированной защиты от воздействия влаги. Материал не следует применять для смазки периодически работающих машин. В общем и целом можно сказать, что ЦИАТИМ-201 полностью не отвечает возросшим современным требованиям к смазочным материалам. Однако учитывая её экономически выгодную стоимость, полностью переходить на дорогие аналоги не стоит. Эта смазка все еще может с успехом применяться во многих случаях.
Характеристики ЦИАТИМ-201
pomaslam.ru
Смазка «Циатим-201» — это антифрикционная многоцелевая смазка, используемая в мало- и средне нагруженных узлах скольжения, трения и качения. Область использования смазки — авиационная и автомобильная техника, электромеханические приводы, точные приборы и так далее. Особенностью «Циатим-201» является то, что она способна работать при низких температурах (до –60°С), не высокой влажности и незначительных механических нагрузках. Благодаря этому повсеместно используется в автомобилях в северных широтах, в частности, в условиях Крайнего Севера.
Рассматриваемая информация:
Смазка «Циатим-201» выпускается в соответствии с ГОСТ 6267-74. Состав представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, которое в процессе загущается литиевым мылом (стеаратом лития). Кроме этого, она содержит антиокислительную присадку, и обеспечивает высокую морозостойкость и тугоплавкость. Визуально «Циатим-201» — это мазь светло-желтого или светло-коричневого цвета.
Название «Циатим» — это аббревиатура учреждения, где в середине прошлого века были изобретены данные смазки, Центральный научно-исследовательский институт авиационных топлив и масел.
Технические характеристики «Циатим-201» приведены в таблице:
Характеристика | Значение |
Диапазон рабочих температур | –60°С...+90°С |
Температура каплепадения | +175°С |
Эффективная вязкость при –50°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с, не более | 1100 Па•с |
Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более | 3 мг |
Предел прочности при +50°С | 250...500 Па |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH | 0,1 |
Испаряемость при +120°С, за 1 час, не более | 25% |
Пенетрация при +25°С | Не нормируется |
Срок годности от даты выпуска | 5 лет (60 месяцев) |
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более | 26% |
Коррозионное воздействие на металлы | Выдерживает |
Температура хранения и транспортировки | –30°С...+30°С |
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, не более | 0,1% |
Содержание воды | Отсутствует |
Специфика свойств | |
---|---|
1 | В связи с мягкой консистенцией и недостаточной липкостью смазка может механически смываться с открытых поверхностей. |
2 | Консервационные свойства смазки ЦИАТИМ-201 невысоки. |
3 | При механическом воздействии смазка достаточно сильно разрушается; в результате снижаются ее предел прочности и вязкость. |
4 | Химическая стабильность удовлетворительна, что объясняется присутствием анти-окислителя. |
5 | Под действием повышенных температур или при хранении не уплотняется. |
6 | Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая. |
Смазка не токсична. Поэтому специальные средства защиты при работе с ней не требуются, они могут регулироваться лишь отраслевыми нормами на том или ином производстве.
В случае возгорания смазки можно использовать любые средства пожаротушения, кроме воды!
Так выглядит смазка у которой закончился строк годности
К недостатками «Циатима-201» стоит отнести тот факт, что он быстро высыхает на воздухе. Поэтому им не рекомендуется смазывать открытые детали и механизмы. Аналогично, со временем, на открытом воздухе она теряет свои эксплуатационные свойства превращаясь даже в абразив. При длительном хранении начинает отделятся масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики. Так что в связи с низкой коллоидной стабильностью расфасовка более чем литровая банка просто нерациональна. По истечении срока годности смазка расслаивается и становится непригодной к дальнейшей эксплуатации. Также «Циатимом-201» крайне нежелательно смазывать высоконагруженные механические пары.
В связи с тем, что производителей «Циатима-201» существует очень много, некоторые из них выпускают свою продукцию не по ГОСТ 6267-74, а по собственным техническим условиям (ТУ). Обращайте внимание на это при покупке товара у того или иного производителя.
Зависимость кислотного числа от толщины слоя смазки «Циатим-201»
«Циатим-201» нашел широкое распространение из-за своей низкой стоимости и морозоустойчивости. Что касается узлов автомобильной техники, то им смазывают:
Обратите внимание, что «Циатим-201» нельзя использовать в условиях прямого контакта с водой, а также при относительной влажности воздуха 80% и выше.
Этот условие базируется на том, что литиевые масла хорошо впитывают воду. Соответственно, при насыщении ею смазка теряет свои эксплуатационные свойства. То же относится и к другим литиевым составам, например, «Литолу-24». Для влажных сред лучше пользоваться кальциевыми смазками. Также «Циатим-201» неэффективен в качестве консерванта.
Но, к сожалению, данная литиевая смазка во много уже не соответствует современным требованиям механической стабильности и максимальной температурой применения. Поэтому многие производители циатима 201 меняют масла МВП на МС-6, МС-8 или трансформаторное из нефти сибирского месторождения. Так что в тех случаях где от качества смазывания трущихся поверхностей зависит конечный результат эксплуатации, лучше стоит рассмотреть другие её аналоги.
Смазка «Циатим-201» имеет несколько иностранных аналогов. Среди них:
Некоторые аналоги смазки «Циатим 201»
Среди отечественных средств также существует несколько аналогов упомянутой смазки. В частности, «Эра», «Зимол», «Лита», «МС-70», «Циатим-202», «Циатим-221» и другие.
Многих автомобилистов интересует вопрос, можно ли использовать «Циатим-221» вместо «Циатим-201»? Забегая наперед, сразу ответим — да, можно, однако у 221-го «Циатима» существует ряд особенностей. Перечислим основные характеристики и отличия двух смазок:
Циатим 221
В целом же считается, что для современных автомобилей любые смазки линейки «Циатим» малоэффективны, поскольку обладают низкими эксплуатационными характеристики по сравнению с имеющимися на рынке новыми аналогами.
Резюмируя приведенную выше информацию, отметим, что преимущества смазки «Циатим-201» заключаются в ее низкой цене и морозоустойчивости. К недостаткам же стоит отнести малый температурный рабочий диапазон, невозможность работать в условиях высоких механических нагрузок, гигроскопичность (из-за чего ее нельзя использовать во влажной среде), недостаточную механическую стабильность, быстрое высыхание на открытом воздухе.
Таким образом, «Циатим-201» на сегодняшний день уже не отвечает современным требованиям, предъявляемым к смазкам подобного рода. Поэтому рекомендуем вам покупать более современные средства с более широким рабочим температурным диапазоном. Например, приведенные выше импортные аналоги. Однако, если у вас в гараже завалялась упаковка этой смазки, можете смело использовать ее в соответствии с перечисленными выше характеристиками.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
etlib.ru
Смазывающие вещества весьма важны и должны применяться во всех случаях, когда между двумя поверхностями возникает трение. Существует просто огромное количество различных расходных материлов, на протяжении длительного периода применяется приборная смазка Циатим 201. Смазка Циатим 201 применяется в случае трения, качения и скольжения на момент эксплуатации самых различных приборов. Особенность заключается в том, что есть возможность применения при температуре до -60 градусов Цельсия. Подобным свойством обладают далеко не все вещества.
Производство подобных материалов проводится исключительно в соответствии с нормами, установленным в ГОСТ. ГОСТ 6267-74 смазки Циатим 201 технические условия определяют то, что он сохраняет свои свойства при применении в довольно широком температурном диапазоне. Состав смазки Циатим характеризуется следующими особенностями:
За счет определенного состава смазка обладает светло-коричневым цветом. При этом плотность смазки Циатим 201 может существенно отличаться, как указывается производителем.
Скачать ГОСТ 6267-74
Рассматривая основные технические характеристики следует уделить внимание следующим моментам:
Также характеристики смазки Циатим 201 заключаются в сниженной токсичности вещества. Именно поэтому на момент нанесения использовать специальную защиту не приходится.
Широкое распространение продукта прежде всего можно связать с достаточно большим количеством ее преимуществ в отношении к другим составам. Циатим 211 имеет следующие особенности:
При рассмотрении преимуществ также следует уделить внимание недостаткам. Основным можно назвать то, что вещество высыхает в течение короткого периода. Именно поэтому оно редко применяется для смазывания открытых механизмов.
При рассмотрении того, для чего используется смазка Циатим отметим, что она встречается практически повсеместно. Несколько распространенных примеров:
Циатим назначение смазки заключается в защите поверхностного слоя от воздействия повышенной влажности. Кроме этого, можно исключить вероятность повышенного трения. При правильном применении также можно обеспечить отвод избыточного количества тепла, которое образуется при трении соприкасающихся поверхностей.
В целом можно сказать, что зачастую выбирают этот продукт по причине низкой стоимости и достаточно высокой эффективности в применении. В последнее время появилось довольно большое количество аналогов, которые обладают более привлекательными свойствами.
stankiexpert.ru
От своевременной смазки деталей автомобиля во многом зависит его грамотная и безотказная работа. В любом магазине автомобильных товаров можно увидеть на полках сотни различных смазок. Есть как типовые составы, выпускаемые различными производителями, так и оригинальные смазки от одной конкретной компании.
Одной из популярных смазок в мирах автомобилестроения и электротехники является ЦИАТИМ 201. Она имеет отличные технические свойства и подходит во многих ситуациях. В рамках данной статьи рассмотрим, чем обусловлена популярность смазки ЦИАТИМ 201, и где она применяется на автомобиле.
Оглавление: 1. История смазки ЦИАТИМ 201 2. Состав смазки ЦИАТИМ 201 3. Применение смазки ЦИАТИМ 201 4. Преимущества смазки ЦИАТИМ 201 перед аналогами
Применяется состав ЦИАТИМ 201 в России еще со временем Советского Союза. Массово на прилавках магазинах смазка с таким названием появилась еще в конце 60-х годов 20 века.
Название ЦИАТИМ получил по институту, в котором данный состав был разработан. При этом существует несколько вариаций данных смазок. В данный момент наиболее массово используется ЦИАТИМ 201, который можно найти легко в продаже. Также при производстве некоторых электротехнических устройств, конструкция которых не предполагает разбор, часто используется ЦИАТИМ 203, который отличается от вариации 201 большей морозостойкостью.
ЦИАТИМ 201 является литиевой смазкой. Она производится путем добавления литиевого мыла в жидкие нефтяные масла. Также обязательным компонентом смазки ЦИАТИМ 201 является противоокислительная присадка (которая может различаться, в зависимости от производителя состава).
Консистенция у смазки ЦИАТИМ 201 достаточно густая, чем-то напоминающая вазелин. Ее цвет может пролегать от светло-желтых до коричневых оттенков. Эксплуатироваться смазка может при температуре окружающей среды от -60 до +90 градусов по Цельсию. Ее предел прочности составляет 500 Па.
Как отмечалось выше, данный состав активно используется в электротехнических изделиях, а также в автомобилестроении. В агрегатах автомобиля ее можно встретить практически повсеместно. Благодаря своей высокой прочности, смазка ЦИАТИМ 201 способна работать даже в тяжелонагруженных механизмах. За счет ее морозостойкости, механизмы, смазанные данным составом, не примерзают зимой.
Приведем несколько примеров, где в автомобиле и почему применяется ЦИАТИМ 201:
Выше приведен не полный спектр применения смазки ЦИАТИМ 201 в автомобиле.
В продаже можно найти массу различных составов, схожих по характеристикам с ЦИАТИМ 201. Это как зарубежные, так и российские аналоги. Однако, состав, разработанный еще в Советском Союзе, не теряет в популярности. Связано это со следующими причинами:
Отметив преимущества, нельзя не сказать и про недостатки. ЦИАТИМ 201 довольно быстро высыхает, вследствие чего его не стоит использовать для смазки открытых механизмов. Кроме того, нельзя состав использовать и для консервации механизмов из-за названной причины. При долгом нахождении на открытом воздухе смазка высыхает и становится катализатором износа детали.
Загрузка...okeydrive.ru
От того, какая смазка используется для механизмов транспортного средства, будет зависеть его бесперебойная эксплуатация. Современный рынок смазочных материалов предлагает автолюбителям огромный ассортимент товаров, рассматриваемым примером будет Циатим 201.
Составы в данных веществах могут быть универсальными, которые представляют различные производители, а также иметь уникальный состав, который представляет конкретная фирма. Но многие обращают внимание на соответствие продукта требуемым гостам.
Содержание статьи
Многих автовладельцев интересует смазка Циатим 201 характеристики и применение, а также ее основные особенности. И стоит отметить, что продукт нашел широкое распространение среди потребителей в своей категории. А связано это все с тем, что смазка имеет отличные технические характеристики, и изготавливается согласно ГОСТ.
Продукт появился на автомобильном рынке довольно давно, именно поэтому водители уже хорошо знают его свойства и особенности, и отдают предпочтение именно ему. Даже несмотря на то, что рынок предлагает новые, более усовершенствованные аналоги. Но важной особенностью Циатим является его соответствие ГОСТ стандарту.
При производстве вещества используется литиевое мыло и нефтяные масла. Сюда же добавляют и присадки против окисления. В конечном итоге, вещество получается достаточно густым. Цвет его может колебаться от светлых оттенков желтого до коричневого. Состав вещества универсальный, поэтому он отлично подходит для применения в различных условиях.
Что касается температурного режима ее применения, то он может варьировать от -60 до +90 градусов.
Циатим подходит для большинства технических средств. Если говорить об автомобилях, то практически во всех узлах, которые подвергаются трению, можно встретить ее применение.
Поскольку она обладает густой консистенцией, а также имеет повышенную прочность, применяют ее и в таких механизмах, которые работают в условиях высоких нагрузок.
Также, если изучить ее описание, то важной ее особенностью выступает водостойкость вещества. Это очень важно, поскольку она способна функционировать в условиях повышенной влажности, не теряя своих свойств.
Также данную смазку можно применять и для шаровых шарниров, чтобы продлить срок их службы. Она является довольно экономичным продуктом, которого хватает на длительный срок.
Одним из свойств продукта является его токопроводимость. А это значит, что использовать ее можно и для электрических соединений.
Смазка, производимая по ГОСТу 6267 74, является довольно выгодной для потребителей. Поскольку по своим свойствам не уступает аналогам, но при этом имеет более доступную цену.
Вещество абсолютно безопасно в применении, поскольку является нетоксичным. А благодаря своей густой консистенции, нанести ее на требуемые соединения не составит никакого труда.
При всех своих достоинствах, главным недостатком данного вещества будет служить его склонность к быстрому высыханию. Поэтому применять ее лучше лишь в закрытых механизмах, и не использовать на открытых участках.
А также Циатим не пригоден для длительного простоя, так вещество просто приходит в негодность. Для таких целей лучше выбирать продукты более современного производства.
avtotehnar.ru
Смазка Циатим-201 (ГОСТ 6267-74) — маловязкое нефтяное масло, загущенное стеаратом лития; содержит антиокислительную присадку. Основные эксплуатационные характеристики: удовлетворительная механическая стабильность, низкая коллоидная стабильность; морозо- и водостойкая. Смазка Циатим-201 работоспособна при температуре -60…+90°С. Область применения смазки Циатим-201 Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические другие приборы и точные механизмы.
Уточнить какая цена на ЦИАТИМ 201 и оформить заявку вы можете у специалистов отдела сбыта
по телефону +7 (812) 309 82 66 или по электронной почте [email protected]
Смазка применяется в узлах трения, работающих с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационной технике, радиотехническом оборудовании, электромеханических приборах и точных механизмах.
Настоящий стандарт распространяется на морозостойкую смазку ЦИАТИМ-201, предназначенную для смазывания малонагруженных упов трения качения и скольжения при температурах от минус 60 до плюс 90 *С.
При загорании смазки применяют следующие средства пожаротушения: составы СИ-ВК, СИ-2 и СЖБ-БФ-2.
Изготовитель гарантирует соответствие смазки требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий хранения и транспортирования, предусмотренных ГОСТ 1510 и настоящим стандартом.
*Гарантийный срок хранения смазки ЦИАТИМ 201 (ГОСТ 6267-74) устанавливается 5 (пять) лет со дня изготовления.
vniism.ru
Литиевые смазки, лито́лы — пластичные смазки, получаемые загущением нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты (см. также «стеариновая кислота»). Мыло и масло образуют эмульсию в виде стабильного вязкого геля. Литиевый загуститель придаёт смазке термостойкость и вязкость, она хорошо прилипает к металлам и не вызывает коррозии.
Антифрикционная многоцелевая смазка, предназначена для применения в узлах трения транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения. Литийсодержащие смазки впервые появились во время Второй мировой войны. В СССР разрабатывалась Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ).
Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.
Область применения смазки ЦИАТИМ-201:
Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим-201:
Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.
Область применения смазки Циатим-202:
Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим-202:
Нефтяное трансформаторное масло, загущённое литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.
Область применения смазки Циатим-203:
Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим-203:
Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты в количестве 10-15%; содержит антиокислительную и вязкостную присадки. Внешний вид — однородная мазь от светло-жёлтого до коричневого цвета.
Область применения смазки:
Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колёсных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п. Смазка может применяться для консервации.
Основные эксплуатационные характеристики:
Смесь нефтяных масел, загущённая литиевым мылом гидроксистеариновой кислоты; содержит антикоррозионную, защитную, вязкостную и антиокислительную присадки. Водостойкая, антикоррозионная, рабоче-консервационная смазка. Обеспечивает консервацию узлов трения в течение 10 лет. Работоспособна при температуре −40… +120°С. Выпускается по ТУ 38 УССР 201342-80. Область применения аналогична Литол-24.
ru.wikipedia.org
Смазка ЦИАТИМ-201 была разработана и выпускается соответственно техническим требованиям ГОСТ 6267-74. Она создана на основе обработанных литиевыми мылами нефтяных масел и содержит необходимые антиокислительные присадки. Как и подобные продукты из той же линейки (в качестве примера можно привести более современный аналог – смазку ЦИАТИМ-221) отличается характерным светло-коричневым цветом.
Эксплуатационные характеристики:
Вода и механические примеси в конечном продукте должны отсутствовать. При критически повышенных температурах допускается естественное испарение смазки, в количестве не более 25% от первоначального объёма. Проникающая способность смазки внутрь контактирующих с ней поверхностей не лимитируется.
Токсичность смазки согласно нормам ГОСТ 6267-74 мала, поэтому её применение не сопровождается правилами соблюдения повышенных требований безопасности.
Основное назначение ЦИАТИМ-201 – эффективное разделение слабонагруженных фрикционных поверхностей механических узлов машин и оборудования, которые не функционируют в условиях повышенной влажности и при повышенных усилиях сдвига. Температурный диапазон работоспособности – от -50°С до 90°С. Смазка стойка к возгоранию.
Особенностью смазки является её повышенная склонность к впитыванию влаги, из-за чего применение состава в автомобильной технике и прочих устройствах, работающих вне помещений, ограничено. По той же причине не следует применять ЦИАТИМ-201 в качестве консервационного материала для увеличения срока хранения деталей и узлов. Причина подобных рекомендаций – высыхание смазки со временем, в результате чего она теряет свои антифрикционные показатели. При наличии в воздухе частиц пыли и грязи они активно внедряются в смазочный слой, образованный ЦИАТИМ-201, способствуя повышению абразивной способности.
В качестве кратковременного средства сохранения техники использовать такую смазку приемлемо и выгодно, поскольку цена на продукт невысока.
При работе с ЦИАТИМ-201 следует соблюдать правила пожарной безопасности, правила личной гигиены, а также отраслевые стандарты. Соблюдение таких правил делает использование смазочных материалов безопасным для окружающей среды и организма человека.
Смазка ЦИАТИМ-201 упаковывается в стальные банки, вёдра и пластиковые тубы. При приобретении стоит требовать у продавцов наличие сертификата качества и паспортов соответствия.
avtozhidkost.ru
На сегодняшний день горюче-смазочные материалы применяются довольно широко, а разнообразие данного продукта на рынке достаточно велико. Одним из хороших отечественных продуктов стала смазка ЦИАТИМ.
Стоит сказать о том, что разновидностей ГСМ довольно много, и для того, чтобы упростить выбор, была создана классификация этих веществ. На сегодняшний день выделяют три их вида, отличающихся друг от друга по составу, консистенции, а также сфере использования. Также стоит сказать, что по консистенции смазки можно разделить тоже на три вида: пластичные, твердые, полужидкие. Также важным фактором является то, что все они разделяются по областям применения. Существуют:
Еще один важный фактор - это температура рабочей среды состава. Так как в некоторых узлах этот показатель доходит до 200-350 градусов по Цельсию и выше, то необходимо применение термостойких типов. Одним из таких видов является смазка ЦИАТИМ.
Смазка с названием ЦИАТИМ относится к группе термостойких пластичных веществ. На вид подобное средство представляет собой синтетическое масло, которое искусственно загущается при помощи комплексного кальциевого мыла с добавкой из антиокислительной присадки. Предназначение смазки ЦИАТИМ - это смазывание подшипников качения у электромашин, систем управления, а также приборов, частота вращения которых достигает 10 000 об./мин. Кроме этого, состав используется для агрегатных подшипников, установленных на летательных аппаратах. Еще одна область применения - это узлы трения, а также сопряженные поверхности из материалов металл-металл, а также металл-резина, температура которых составляет от -60 до +150 градусов по Цельсию.
Стоит отметить, что смазка ЦИАТИМ разработана Центральным институтом авиационного топлива и масел. Многие сильно хвалят подобное средство, а также утверждают, что использование этого вещества имеет множество возможностей. Однако на практике оказалось, что сфера использования именно этой марки, а также ее специфика обладают достаточно узкими характеристиками. Для того чтобы определить, верно это или нет, стоит углубиться в изучение физико-химических, а также эксплуатационных свойств смазки ЦИАТИМ.
Важно понимать, что все особенности этой смазки обусловлены именно физико-химическим составом этого вещества. В состав сырья входит кремнийорганическая жидкость. Помимо этого, в смазке содержится загуститель в виде комплексного кальциевого мыла. Возможность работать в широком диапазоне температур обусловлена именно тем, что в состав входит кремнийорганическая жидкость. Максимальные температуры работы - от -60 (возможно и ниже) до +300 градусов по Цельсию. Этот фактор влияет на то, что возможность использования смазки расширяется от различных криогенных устройств до высокотемпературного оборудования. Также важно, что кремнийорганическая жидкость слабо испаряется, а это делает возможным ее использование в вакууме. Во много благодаря этим качествам применение смазки ЦИАТИМ распространилось до аэрокосмической техники.
Если кремнийорганическая жидкость добавляет много крылатых свойств, то такая добавка, как загуститель в виде мыла, сильно осаждает эти качества, так как имеет множество органических параметров. Температура каплепадения, которая находится в районе 200 градусов по Цельсию, снижает максимально возможный диапазон рабочей температуры до 150 градусов. А из-за слабых свойств при низких температурах эффективность смазки ЦИАТИМ-221 сильно снижается. Особенно при ее использовании при температуре ниже, чем 20-30 градусов. Казалось бы, загуститель обладает отличной стойкостью к влаге, но в то же время это преимущество сильно нивелируется тем, что наблюдается высокая гигроскопичность. Другими словами, смазка будет впитывать влагу из окружающего воздуха, что повлияет на начальную консистенцию.
В настоящее время сложно сказать, почему характеристики смазки ЦИАТИМ такие несбалансированные. Однако самое вероятное предположение заключает в том, что на рубеже 80-х годов сложно было создать что-то более хорошее. А на сегодняшний день получается так, что этот вид смазки выпускается по ГОСТу 9433-80, который был утвержден еще в 1980-м. Однако, несмотря на эти физико-химические качества, важнейшим показателем все же будет эксплуатационная характеристика вещества.
Один из важнейших параметров такой смазки - это низкий показатель эффективной вязкости вещества, который проявляется на уровне 800 Па/с при температурах -50о. Этот показатель определяет возможность использования смазки в узлах трения, где количество оборотов достигает 10 000 об./мин. Также важно, что минимальная возможная рабочая температура все же устанавливается как -60 градусов по Цельсию.
Еще одна важная характеристика применения смазки ЦИАТИМ - это ее химическая инертность по отношению к таким веществам, как углеводород, эластомер, полимер. Принцип растворения подобного в таких соединениях не работают, так как кремнийорганическая жидкость - это не углеводородное соединение. Стоит отметить, что именно это принципиальное свойство позволяет использовать смазку в таких парах трения, как металл-резина, металл-пластик, пластик-пластик и т. д.
Но важно заметить, что при таких качествах использовать эту смазку в паре трения металл-металл нельзя. Трибологические параметры такого сырья слишком слабые. Они не предназначены для использования состава в обычных стальных подшипниках. Это обусловлено тем, что из-за своих физико-химических свойств смазка не может применяться в паре трения металл-металл, так как она не способна дать необходимую защиту от износа. Стоит отметить, что создать подходящую трибосистему из этой смазки с добавкой любой трибоприсадки также не выйдет. Это объясняется тем, что кремнийорганическая жидкость не способна сформировать пленку, которая будет отделять детали и защищать от трения.
Если с 221 смазкой все понятно, то есть еще один продукт - смазка 201. ЦИАТИМ-201 - это приборное антифрикционное вещество, обладающее такими качествами, как стойкость к морозу, тугоплавкость, водостойкость. Используется это средство для смазки малонагруженных узлов трения качения, а также скольжения.
Производство подобного материала основывается на маловязком нефтяном масле, которое загущается стеаратом лития, и добавляется антиокислительная присадка. Максимально возможные рабочие температуры данного вещества находятся в пределах от -60 до +90 градусов по Цельсию.
К преимуществам этой смазки можно отнести следующие характеристики:
На сегодняшний день существуют различные импортные аналоги смазки ЦИАТИМ. К таким веществам можно отнести Mobiltemp SHC 32, а также O-Grease. Подобные смазки выпускаются компаниями Mobil и Teobil соответственно. Это аналоги, которые могут заменить смазку ЦИАТИМ-201.
Для того чтобы заменить смазку 221, можно использовать такой импортный аналог, как HUSKEY HVS-100 Silicone Grease. Однако при замене отечественного горюче-смазочного материала необходимо точно разбираться в эксплуатационных и физико-химических характеристиках обеих марок. Так как неверно выбранный аналог может попросту не подходить для эксплуатации в конкретных условиях. А отсутствие смазки в различных устройствах сильно снижает их защиту от износа, трения, а также сильно ухудшает их работоспособность. В результате общий срок эксплуатации у таких машин также уменьшается.
fb.ru
ГОСТ 6267-74
Группа Б32
СМАЗКА ЦИАТИМ-201
Технические условия
Grease ЦИАТИМ-201.
Specifications
ОКП 02 5422 0100
Дата введения 1975-07-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 25.07.74 N 1770
3. ВЗАМЕН ГОСТ 6267-59
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94).
6. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в марте 1980 г., сентябре 1984 г., сентябре 1989 г., апреле 1990 г. (ИУС 4-80, 12-84, 1-90, 7-90)
Настоящий стандарт распространяется на морозостойкую смазку ЦИАТИМ-201, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения при температурах от минус 60 до плюс 90 °С.
Обозначение смазки по ГОСТ 23258 - НЛи6/9-1.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
1.1. (Исключен, Изм. N 4).
1.2. Смазка должна соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологии, применявшейся при изготовлении опытных образцов смазки, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
1.3. По физико-химическим показателям смазка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя | Норма | Метод испытания |
1. Внешний вид | Однородная мазь, без комков, от светло-желтого до светло-коричневого цвета | По п.3.2 |
2. Вязкость эффективная при минус 50 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с, Па·с, не более | 1100 | По ГОСТ 7163 |
3. Предел прочности при 50 °C, Па | 250-500 | По ГОСТ 7143 |
4. Температура каплепадения °С, не ниже | 175 | По ГОСТ 6793 |
5. Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более | 26 | По ГОСТ 7142 |
6. Коррозионное воздействие на металлы | Выдерживает | По ГОСТ 9.080 с дополнением по п.3.3 настоящего стандарта |
7. Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более | 3 | По ГОСТ 5734 с изменением по п.3.4 настоящего стандарта |
8. Содержание свободной щелочи, в пересчете на NaOH, %, не более | 0,1 | По ГОСТ 6707 |
9. Содержание воды | Отсутствие | По ГОСТ 2477 |
10. Содержание механических примесей | " | По ГОСТ 6479 |
11. Испаряемость в чашечках-испарителях при 120 °С, 1 ч, %, не более | 25 | По ГОСТ 9566 |
12. Пенетрация при 25 °С | Не нормируется | По ГОСТ 5346 |
Примечание. (Исключено, Изм. N 3).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
2.1. Смазку принимают партиями. Партией считают количество смазки массой до 11 т одновременного изготовления, однородной по своим показателям качества и сопровождаемой одним документом о качестве.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
2.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.
2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
2.4. Пенетрацию определяют только при поставке смазки на экспорт.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.1. Пробу смазки отбирают по ГОСТ 2517.
Для объединенной пробы берут 1,5 кг смазки.
3.2. Для определения внешнего вида смазку наносят шпателем на пластину размером 50х70х2 мм из стекла по ГОСТ 111 при помощи шаблона (внутренние размеры 35х35х2) и просматривают в проходящем свете.
3.1-3.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).
3.3. Коррозионное воздействие на металлы определяют на пластинах из меди марок М0к или M1к по ГОСТ 859.
3.4. Испытание на стабильность против окисления проводят на пластинках из меди марок М0к или М1к по ГОСТ 859.
3.3, 3.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1. Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение смазки проводят по ГОСТ 1510 со следующим дополнением: смазку упаковывают в банки из белой жести вместимостью до 1 дм и тубы вместимостью до 250 см. Смазка должна храниться в таре изготовителя.
5.1. Изготовитель гарантирует соответствие смазки требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий хранения и транспортирования, предусмотренных ГОСТ 1510 и настоящим стандартом.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
5.2. Гарантийный срок хранения смазки - пять лет со дня изготовления.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
6.1. Смазка не токсична. Специальной инструкции по технике безопасности при работе со смазкой не требуется.
6.2. При работе со смазкой необходимо применять индивидуальные средства защиты по типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
6.3. При загорании смазки применимы все средства пожаротушения, кроме воды.
Текст документа сверен по:
официальное издание
Нефтепродукты. Смазки. Присадки.
Технические условия: Сб. ГОСТов. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002
docs.cntd.ru