RU (495) 989 48 46
Пленка на бампер

АНТИГРАВИЙНАЯ ЗАЩИТА БАМПЕРА

 

Что влияет на развал


Развал-схождение: что это, как выставить правильно, и что будет, если его не делать

Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.

Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто "домиком", при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.

При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»

Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно "сходясь навстречу" друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение). 

Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, "смотрит вперёд". 

Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд

Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой. 

Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта. 

Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов

Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур

Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин. Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.

Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.

Как регулируются углы установки колес? 

На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.

Однако так было не всегда — на той же "восьмерке", с которой выросли все остальные автомобили этой платформы , регулировались не только схождение с развалом, но и кастер. Интересно, что допуски при этом были довольно большими, а ремонтники при регулировке далеко не всегда меняли все углы, предпочитая во многих случаях не трогать кастер — дескать, возни много и толку особо никакого.

Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30', схождение = 0°15' ± 10' и кастер = 0°20±30'0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может "гулять" в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти "плюсовых" минут имеет законное право "уходить в минус".

Передняя подвеска ВАЗ-2108 – классический Мак-Ферсон без подрамникабез подрамникаДопуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон


Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…

На что влияет кастер?

С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.

На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек). 

Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб

Продольные растяжки подвески ВАЗ-2108 спереди крепятся к кронштейнам, сзади – к поперечным рычагам. Именно поэтому они влияют на кастер

Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера. В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.

Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылуЭто уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет

Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям. 

Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.

При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый

Какие выбрать углы? 

Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.

Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50' для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65').

Свои углы» могут выглядеть примерно такУдивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!

Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.

Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более. Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!

Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов

Лучше всего, если развал передних колёс после регулировки будет иметь «лёгкий намёк на минус» — то есть, в пределах -0°5-10' на сторону. Правда, выставлять этот параметр с такой ювелирной точностью на советско-российской машине не так уж просто, да и далеко не все мастера согласны тратить своё рабочее время на подобные забавы.

Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan

Регулировка схождения на Самаре – процесс довольно хлопотный (особенно со стороны водителя), поэтому некоторые развальщики даже самостоятельно (!) изготавливают подобный специнструмент

При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле. 

Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)

Перед регулировкой схождения руль нужно выставить строго горизонтально и зафиксировать, для чего на СТО используются специальные приспособления

Что будет, если их не делать?

В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.

А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение. 

При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.

Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории. Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно. 

Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала

Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!

Когда регулировка углов установки колес не помогает?

Далеко не всегда даже квалифицированный специалист на правильно отъюстированном стенде (а это очень важно!) сможет выставить углы установки колес в заданных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в которых возникли заметные люфты. Ловить минуты там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие довольно бессмысленное. Поэтому опытный «развальщик» обычно начинает с первичной (то есть «грубой») диагностики ходовой части, внимательно осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на взаимное перемещение. Во многих случаях прежде, чем заезжать на стенд «схода-развала», необходимо посетить пост общеремонтных работ для замены изношенных деталей подвески. И лишь «перетряхнув ходовку» можно пробовать добиться требуемых углов установки колес.

Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастер все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.

Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой»

Опрос

Давно делали "развал-схождение"?

Всего голосов:

Что влияет на развал-схождение — Полезные статьи

Нормальное схождение колес очень важный фактор в устойчивости автомобиля, схождение передних колес определяют с помощью расчета разницы между кромками ободьев колес, если разница отличается от рекомендованной, то схождение требует регулировки.

Причиной нарушения или же неустойчивости автомобиля часто выступает неточная либо неправильная регулировка углов установки колес. Для проверки развал-схождения может быть множество причин, мы перечислим основные:

  • замена шин на автомобиле
  • неравномерный износ покрышек
  • увеличение расхода топлива
  • частые поездки по плохой дороге либо наезд на большую яму
  • замена деталей ходовой части
  • автомобиль плохо держит дорогу, ухудшилось управление

Точно отрегулировать развал-схождение колес можно только на специальном стенде, на сегодняшний день большинство оборудования, которое используют на СТО- компьютерное, соответственно все работы производятся с очень большой точностью.

После даже небольшого ДТП выполнить развал-схождение просто необходимо, удар может привести к деформации рычагов, деталей рулевого управления, повестки и тяг. Наиболее распространенная причина, которая приводит к нарушению развала-схождения, это износ рулевого управления и подвески. Не случайно, для правильной регулировки углов установки колес, одним из основных условий служит исправность данных узлов автомобиля. Кроме того, перед регулировкой развал-схождения необходимо проверить и отрегулировать люфт в подшипниках ступиц и довести до нормы давление в шинах.

Не стоит пренебрегать процедурой регулировки развал-схождения колес. При неправильной регулировке либо нарушении сход-развала в первую очередь ухудшается управляемость автомобиля, его начинает тянуть в сторону, бросает на неровностях, а руль становиться менее информативным. Кроме этого повышается нагрузка на ступичные подшипники, шарниры подвески и они раньше времени выходят из строя. Увеличивается также износ покрышек, из-за этого резину приходится менять чаще.

Сделать диагностику и отрегулировать сход-развал автомобиля вы всегда можете в нашем сервисе. Современное оборудование и опыт наших специалистов позволяют выполнить все работы качественно и с высочайшей точностью. 

Что такое развал-схождение? Как часто нужно делать развал-схождения

Сход-развал (развал-схождение) – это регулировка колес автомобиля относительно кузова, которая предполагает два этапа: сход и развал. Именно от того, насколько правильно отрегулированы колеса, зависит управляемость машины и, как следствие, Ваша безопасность. Плохое вхождение в поворот, быстрый износ резины – это лишь некоторые последствия неграмотного выполнения развал-схождения.

Ранее регулировка колес производилась при помощи специальных свесов. Однако сегодня на смену им пришли современные стенды, оснащенные оптическими датчиками. Они позволяют провести компьютерную диагностику и получить максимально точные значения.

В этой статье Вы узнаете, что такое сход и развал и зачем они нужны, а также прочтете о том, когда стоит выполнять регулировку угла колес и почему это следует доверить опытному мастеру.

Что такое развал?

Развалом называют угол, который образуется между плоскостью колеса и вертикальной прямой. Иными словами, это отклонение колеса по вертикали.

Положительный развал отмечается тогда, когда верхние части колес, расположенных на одной оси, находятся дальше друг от друга, чем нижние. Такой развал намеренно настраивается на грузовых автомобилях. Дело в том, что при нагрузке колеса выходят в ноль.

Об отрицательном развале говорят тогда, когда верхние части колес, размещенных на одной оси, находятся ближе друг к другу, чем нижние. Такой развал характерен для спорткаров: он позволяет максимально устойчиво входить в повороты на высокой скорости.

Когда расстояние между верхними и нижними частями колес на одной оси одинаковое, говорят о нулевом развале. Именно в этой ситуации гарантируется минимальный износ резины.


Что такое схождение?

Термином «схождение» обозначают угол между плоскостью вращения колеса и продольным сечением авто. Если передние части колес находятся ближе друг к другу, чем задние, отмечается положительное схождение. Если задние части колес находятся ближе друг к другу, чем передние, говорят об отрицательном схождении.

Неправильное схождение гораздо больше влияет на износ шин, чем неправильный развал.

Как понять, что регулировка углов установки колес (передних или задних) неправильная?

Неправильный сход-развал дает о себе знать следующими признаками:

  • Колеса «визжат» при прохождении поворотов даже на небольшой скорости.
  • Чтобы автомобиль двигался прямо, руль нужно немного отклонить влево или вправо.
  • Если Вы отпустите руль, то машина начнет двигаться вправо или влево.
  • Резина очень быстро изнашивается.
  • Руль плохо возвращается в первоначальное положение после прохождения поворота.

На что влияет сход-развал?

Правильно отрегулированный угол колес обеспечивает Вашему автомобилю устойчивость на любом покрытии и образцовую управляемость. Также минимизируется износ шин, снижается вероятность заноса и повышается топливная экономичность.

Последствия неправильного развала-схождения

Неопытные автолюбители нередко решают справиться с проблемой самостоятельно. Специалисты крайне не рекомендуют так делать, поскольку от Ваших действий зависит безопасность всех участников дорожного движения.

Если на сухом полотне авто остается более-менее управляемым, то на мокром или обледенелом покрытии его сильно «заносит» вправо и влево. Чтобы удержать машину, приходится постоянно корректировать направление движения рулевым колесом. Такое непредсказуемое поведение существенно повышает вероятность ДТП. Кстати, неправильная настройка углов колес довольно часто становится причиной выезда транспортного средства на встречную полосу и серьезных аварий.


Когда делать развал-схождение колес?

Эксперты советуют выполнять регулировку углов колес каждые 20 тысяч километров пробега. Выполнить развал-схождение внепланово придется после:

  • Попадания колеса в большую яму, что привело к деформации диска.
  • Изменения дорожного просвета вследствие установки укороченных пружин или «домиков».
  • Замены шаровых опор, рулевого наконечника, ШРУСа.

А вот после замены шин, стабилизаторов и амортизаторов выполнять развал-схождение необязательно.

Как делают сход-развал?

Прежде чем приступить к регулировке угла колес, опытный мастер выполняет ряд подготовительных мероприятий:

  • Осмотр авто, диагностика ходовой части и проверка давления в шинах.
  • Определение компенсации биения обода колеса.
  • Общая диагностика геометрии ходовой части. На этом этапе специалист выявляет дефекты, которые влияют на управляемость и устойчивость авто вне зависимости от развала-схождения.

Если автомобиль успешно прошел все испытания, осуществляется регулировка развал-схождения при помощи современного оборудования. По окончании манипуляций Вы получаете распечатку с характеристиками: угол развала правого и левого колеса (для обеих подвесок) и угол схождения, угол движения авто и др. Здесь указаны значения до и после регулировки.

Полный комплекс услуг по техническому обслуживанию автомобилей (в том числе и регулировка развала-схождения) оказывают специалисты автосервисов официального дилера Peugeot FAVORIT MOTORS. В нашем распоряжении – инновационная техническая база и профессиональный инструмент. Все мастера техцентров прошли аттестацию Peugeot. При выполнении работ мы используем только оригинальные запчасти и расходные материалы и руководствуемся установленным производителем регламентом. К Вашим услугам – доступные цены, интересные акции и программа лояльности.

как понять что нужно делать развал схождение на машине

Содержание


Возможно, вы замечали, что если отпустить руль на скорости, то автомобиль начнет уводить в сторону. Закрывать глаза на эту «мелкую» проблему не стоит – у машины явные неполадки с углом наклона колес и ей нужна регулировка сход-развала. Что это такое и на что влияет, вы узнаете из этой статьи.


Сход-развал (его же принято называть развал-схождение) – это процедура регулировки углов наклона колес автомобиля. Дело в том, что в процессе эксплуатации подвески колеса могут встать под неправильным углом, и машину при езде будет уводить в сторону. На сухой дороге это может оказаться не слишком заметно, но в дождь разница будет ощутима.

Процесс установки углов включает три составляющих: схождение, развал и кастер. Сход-развал следует делать, чтобы вернуть авто устойчивость на скользком покрытии и улучшить его управляемость. Машина с нулевыми показателями потребляет меньше топлива, ее меньше заносит и у нее медленнее и равномернее изнашивается резина.

Поездки на автомобилях далеко не всегда проходят по чистым, отремонтированным трассам. Но даже на идеальных японских и немецких автобанах покрышки и подвеска испытывают колоссальные нагрузки, что уж тут говорить про разбитые русские дороги: торможение, разгон и резкие виражи отрицательным образом сказываются на положении угла наклона колес. Чтобы поправить это, нужно регулярно делать развал-схождение.

Производители шин рекомендуют проводить установку параметров подвески вместе со всеми плановыми мероприятиями по обслуживанию автомобиля. Владельцам отечественных машин посещать автосервис нужно каждые 15-20 тыс. км пробега, для иномарок допускается периодичность в 30 тыс. км. Важно иметь в виду, что доверять ее можно только профессионалам в шинных центрах, так как самостоятельно правильно отрегулировать угол без специального оборудования не так просто.

Чем дольше игнорируется развал-схождение, тем серьезнее будут неприятные последствия, а значит и вероятность аварии. При сильно сбитых углах удерживать руль и корректировать курс станет все сложнее и сложнее из-за меньшего пятна контакта с шоссе. Даже новый автомобиль не гарантирует должной балансировки – дилеры часто игнорируют выставление баланса.

Регулировка необходима если:

  • Автомобиль постоянно уводит в сторону при езде по прямой и его приходится выруливать обратно;

  • Колеса быстро изнашиваются на боках и «визжат» даже на невысокой скорости;

  • Руль самостоятельно не возвращается на свое место, если его отпустить, или же у него разный радиус при вращении влево и вправо;

  • Ухудшилась курсовая устойчивость на высоких скоростях;

  • Машина «плавает» в колее;

  • Разный угол разворота;

  • У автомобиля очень плохой рулевой отклик, руль трясет при езде, т.е. наблюдается «биение».


Причиной может быть недавно проведенный ремонт подвески. Схождение-развал на авто нужно проводить после замены шаровых опор, рычагов, рулевых тяг, стоек, ШРУСа, рулевых наконечников и пружин. Однако никто не обязывает проводить установку параметров, если вы поменяли шины, амортизаторы или стабилизаторы. Никакого влияния на подвеску замена этих элементов не оказывает, так что не верьте тем сотрудникам автомобильного центра, которые пытаются навязать вам лишнюю услугу.

Нарушение угла вращения колес на машине может произойти и из-за сильных ударных нагрузок или постоянной езды по разбитым дорогам. Водители, которые предпочитают агрессивный стиль вождения, должны в первую очередь задуматься о визите в шиномонтаж. Боковой удар, который оставил после себя вмятину на диске, – веский повод ехать в автоцентр. Падение колеса в яму или небольшое ДТП также могут сбить угол и серьезно повлиять на подвеску.


Развал – это угол между плоскостью вращения колес и вертикалью, или же просто их отклонение от вертикальной прямой. Он измеряется в градусах. Неправильный развал ведет к ускоренному износу покрышек. Есть также два вида:

  • Отрицательный означает, что верхние части колес одной оси находятся ближе друг к другу, а нижние дальше – в виде «домика». Сильный минусовой развал достигается у легких гоночных авто, чтобы спорткар на высоких скоростях легче вписывался в повороты. Но такие крайние значения быстро «съедят» протектор, так что они подходят только для профессиональных команд, которые могут сменить по несколько комплектов покрышек за заезд.

  • При положительном наоборот – верхние части располагаются дальше друг от друга, чем нижние. Такой угол создается намеренно у тяжелых грузовиков и выправляется в ноль, когда машину загрузят. Тем больше нагрузка на кузов, тем больше увеличивается расстояние между нижними частями колес, переходя к отрицательному значению, что улучшает управляемость, однако так шины изнашиваются намного быстрее.


Нулевое значение развала наиболее приемлемо для большинства легковых автомобилей, но только если подвеска достаточно жесткая. На старых машинах нередко устанавливали положительный развал, чтобы нагрузка компенсировала его и выправляла до нулевых значений.


Схождение – это угол между плоскостью вращения колеса и продольным сечением автомобиля, или, иными словами, горизонталью. Оно определяет поведение рулевого управления. Этот показатель измеряется в градусах, минутах или миллиметрах. Существует два вида схождения:

  • Положительное отмечается, если передние части колес одной оси находятся ближе друг к другу, чем задние. Упор на эту опцию для передних колес делает автомобиль более устойчивым на высокой скорости, однако он хуже поворачивает.

  • Отрицательное предполагает, что передние части отклоняются друг от друга дальше, чем задние. Если передняя ось настроена с упором на отрицательное схождение, автомобиль будет лучше управляться, но у него начнутся проблемы с износом, а также руль станет крайне чувствительным ко всем дорожным неровностям.


Правильно сделать схождение намного важнее, чем выправить развал. Из-за неверного угла по горизонтали автомобиль будет хуже управляться и потреблять больше топлива из-за сильного сопротивления качению, а износ шин вырастит в разы. Колеса с неправильным схождением могут не пережить и тысячи километров пробега. Так что для повседневного вождения важно настроить схождение в ноль – так водитель избежит «профессиональных» проблем, с которыми сталкиваются дрифтеры и прочие любители поэкспериментировать с подвеской.


Кастером называют наклон проекции оси вращения колеса и вертикалью. О нем часто забывают, хотя он непосредственно влияет и на развал, и на схождение. Его также необходимо делать, но только в том случае, если это предусмотрено конструкцией автомобиля.

  • Положительное значение означает, что эта ось относительно направления движения отклонена назад и автомобиль меньше «виляет» на высоких скоростях.

  • При отрицательном – ось смотрит вперед, что наоборот ухудшает управляемость из-за того, что руль становится чересчур тяжелым.

Также он отвечает за возвращение руля на изначальную позицию после прохождения поворота – с положительным положением автомобиль самостоятельно выходит из поворота вместе с рулем.


Когда-то регулировку угла наклона проводили с помощью отвесов, специальных шайб и даже по нитке. Но теперь процесс полностью компьютеризировался: показания считывают оптические датчики, которые выводят показания на монитор компьютера. Высокие технологии намного упростили развал-схождение, он стал быстрее и намного точнее.

Прежде чем начать основную часть, сотрудник шинного центра должен сделать диагностику ходовой части и проверить давление в шине с помощью переносного компрессора. Потом определить компенсацию биения обода колеса и диагностику геометрии ходовой части. На этом этапе он выявит недостатки подвески, которые влияют на курсовую устойчивость и управляемость, но не зависят от схода-развала. Случается, что у автомобиля из-за поврежденных деталей или подвески все равно страдает управляемость и без регулировки углов.

Важный момент: далеко не на всех моделях современных машин развал и кастер вообще регулируются. Часто установка параметров уже проведена производителем и поменять их по желанию скорее всего не удастся. Так что делать можно только схождение.

Основная часть процесса проходит так:

  • Машину ставят на специальный подъемник, а на колеса надевают адаптеры-мишени;

  • Автомобиль прокатывается немного вперед и с помощью высокоточных оптических датчиков выполняется диагностика положения колес относительно кузова;

  • Наконец, оператор принимает распечатку с информацией и на ее основе исправляет недостатки подвески в вертикальной и горизонтальной плоскости. Он работает с четырьмя показателями: угол схождения и развала для обеих осей, смещение передней и задней оси, угол движения автомобиля, с поперечным и продольным углом наклона оси вращения каждого колеса.

  • Специалист сравнивает их с эталонными данными и проверяет, находятся ли углы в допустимых диапазонах.

  • Регулировка начинается с кастера, так как его положение будет влиять на два остальных значения. Угол настраивается с помощью специальных узлов, которые встроены в конструкцию подвески. Потом приступают к развалу и в последнюю очередь выправляют схождение.


В мастерской должны провести установку параметров так, чтобы добиться околонулевого значения как развала, так и схождения в той ситуации, когда в салоне находится один водитель. Именно это гарантирует, что шины будут стабильно управляться и гораздо меньше изнашиваться.

Конечно, некоторые ремонтники имеют свое представление о том, какой угол придать колесам – к примеру, подкорректировать немного в «+» для кастера, чтобы улучшить курсовую устойчивость, или подкрутить «-» к развалу, дабы также оптимизировать управляемость. Но это скорее удел автомобильных энтузиастов, и не далеко все согласны тратить свое время на такие ювелирные тонкости. Для непрофессионального вождения достаточно просто добиться средне допустимого диапазона и остановиться на этом.

В советское время регулировкой этих показателей занимались водители в гаражах с помощью отвесов, уровня и нитки, но сейчас мы крайне не рекомендуем пробовать самим заниматься такой сложной и тонкой установкой параметров – нет особого смысла и риск слишком велик. Без стопоров, идеальной плоскости и точных данных об углах, диагностики подвески, давления в шинах, массе автомобиля и многого другого, что не может позволить себе рядовой водитель в своем гараже, вы рискуете только усугубить проблему. Ошибочно настроенный развал-схождение усиливает износ покрышек и повышает шанс выезда на встречную полосу, а значит грозит ДТП с серьезными последствиями для вас и ваших близких.


Иногда даже правильная корректировка не решает проблему с управляемостью, и авто все равно утягивает в сторону. Связано это с непоправимой деформацией кузова или дисков из-за недавней аварии. В этом случае для исправления угла требуется проведение стапельных работ или придется менять колеса местами. Но для исправного автомобиля грамотная установка параметров подвески обязательно выправит колеса, и машина снова будет управляться легко и свободно. Ее необходимо делать при некоторых ремонтных работах в том случае, если машина плохо управляется, резина быстро и неравномерно изнашивается или же наблюдаются явные проблемы с рулем (он стал тяжелым, его сложнее вращать, он возвращается на свое место и т.д.).

Посмотрите видео на тему:

Береги резину и себя: что такое развал-схождение, и почему за ним стоит следить

Что такое углы установки колес

Мы будем рассматривать все, о чем говорим, на примере передних колес, так как они являются управляемыми – а значит, движутся в нескольких плоскостях. В движении самое главное для колеса – оставаться в строго вертикальной плоскости вне зависимости от положения относительно кузова. Это самое важное условие для сохранения идеального пятна контакта шины с дорогой. Но подвеска не идеальна, потому колесо, перемещаясь относительно кузова, то и дело отклоняется от вертикали. А если учесть, что оно еще и поворачивается относительно горизонтальной плоскости, то ни о каком сохранении постоянства пятна контакта в принципе говорить не стоит.

Единственное, что можно сделать – хотя бы минимизировать отклонения и их влияние на управляемость автомобиля. Благодаря углам установки можно добиться либо паровозной уверенности движения автомобиля даже в поворотах, либо отличной управляемости, принеся при этом в жертву стабильность.

Стоит помнить, что обычный гражданский легковой автомобиль – это набор компромиссов, и геометрические данные установки колес в этом смысле не исключение. Потому все параметры должны быть сбалансированы в первую очередь в угоду безопасности управления. Мастера применяют понятие «развал-схождение», потому с этих параметров и начнем.

Какие бывают углы

Первый угол – относительно продольной вертикальной оси колеса: это развал (по-английски – camber). Проще говоря, это когда верхняя часть колеса немного завалена внутрь или наружу от автомобиля. В первом случае говорят, что угол развала отрицательный, во втором – что положительный.

Этот параметр нужен и важен по нескольким причинам. Одна из них – это снижение нагрузки на ступичный подшипник. Еще теоретики говорят, что развал необходим для компенсации изменения положения колеса относительно кузова в процессе его «отработки» по неровностям и в поворотах. И если подвеска настолько шикарна, что позволяет оставаться колесу в вертикальной плоскости вне зависимости от его расположения относительно кузова, то этот угол может быть минимальным.

Если это типичный МакФерсон, и он имеет характерную для него кинематику, то развал может быть немного отрицательным. Кстати, большой отрицательный угол развала можно наблюдать у гоночных автомобилей. Обусловлено это тем, что при крене машины в повороте колесо стремится к положительному развалу с последующей потерей в площади пятна контакта. Но чрезмерный отрицательный развал приводит к значительному износу шин – для спорта это не так значительно, там куда более важен быстрый прогрев резины, и большой развал справляется с этой задачей.

Регулировка камбера, если она предусмотрена, осуществляется изменением положения нижнего рычага с помощью эксцентриковых болтов, подкладыванием шайб под ось верхнего рычага (в случае с вазовской Нивой) или изменением расположения поворотного кулака относительно амортизаторной стойки (если это МакФерсон) – тоже, к слову, эксцентриковыми болтами. В последнее время данный параметр для легковых автомобилей чаще закладывается в конструкцию подвески и регулировке не подлежит – тогда лишь остается проверить, правильный он или нет. Нарушение в регулировке развала проявляется чрезмерным износом наружной или внутренней части протектора в зависимости от знака перед цифрами характеристики.

Второй параметр – схождение, которое также бывает положительным и отрицательным. Схождение – это показатель параллельности колес при виде сверху, когда машина движется вперед. Если оно положительное, то расстояние между передними кромками колес меньше, чем между задними – колеса как бы смотрят друг на друга, «сходясь». Если отрицательное – то колеса, наоборот, «разъезжаются».

Несмотря на простоту регулировки, схождение – один из самых важных параметров подвески, непосредственно влияющих на управляемость автомобиля. Кроме того, схождение необходимо для компенсации эластичных свойств упругих элементов подвески – сайлентблоков.

Кстати, раньше бытовало мнение, что схождение необходимо для компенсации развала колес. Мол, колесо завалено наружу, пятно контакта смещено туда же, а значит силы, действующие на него, будут работать под углом к продольной оси автомобиля – и чтобы от этого избавиться, внедрили схождение. Если продолжить эту мысль, то в случае отрицательного развала колеса, видимо, придется развести – сделать схождение отрицательным? Но как в таком случае объяснить факт того, что в современных переднеприводных автомобилях развал может быть отрицательным, а схождение или нулевым, или положительным? Неувязочка?

Нет! Просто с давних времен схождение и развал воспринимали, как жестко связанные между собой параметры, хотя на практике это совсем не так. Выше было сказано, что схождение влияет на управляемость, и если схождение положительное, то подвеска склонна к самостабилизации при движении по неровностям. Если же схождение отрицательное, то автомобиль тяжелей «отловить», но его реакции на руление будут более четкими.

Углубляться в теорию не будем – просто запомните: неправильная регулировка или ее отсутствие могут привести как минимум к повышенному расходу топлива и быстрому износу шин, а как максимум – к тому, что вам придется «ловить» автомобиль по всей дороге, искренне недоумевая, что вы сделали не так.

Схождение задних колес также влияет на управляемость автомобиля, но не настолько существенно, как в случае с управляемыми колесами. Регулируется схождение у всех одинаково – изменением длины рулевых тяг за счет наконечников. На примере ниже все будет показано весьма подробно.

Третий параметр – продольный угол наклона оси поворота колеса, он же кастер или кастор (от английского «caster»). Положительный кастор означает, что эта ось «завалена» назад – это хорошо видно на автомобилях с передней подвеской МакФерсон. В этом случае осью поворота является вся стойка и, глядя на нее, можно заметить, что она находится под определенным углом к вертикальной оси.

Необходимо это для стабилизации управляемых колес на скорости – грубо говоря, чтобы можно было ехать по прямой, не держась за руль. На практике это проверять не стоит, примите на веру – колеса действительно стабилизируются. Приведем избитый пример о наклонной вилке переднего колеса велосипеда или мотоцикла. Именно благодаря этому наклону мы в детстве, гоняя на велике, могли управлять им без рук – отклоняясь в ту или иную сторону.

Заигрываться с этим углом нельзя, так как его увеличение способствует возрастанию крена автомобиля – в повороте наружное колесо уходит немного вверх относительно кузова, внутреннее – соответственно, вниз. На данный момент большинство современных легковушек лишено возможности регулировки описываемого параметра – все заложено конструктивно. Но на некоторых внедорожниках (например, Hyundai Terracan), имеющих спереди двухрычажку, это можно было сделать с помощью прокладок под верхний рычаг подвески. На износ шин нарушение в установке почти не влияет, а вот на управляемость – непосредственно. Двигаясь по прямой и ощущая увод автомобиля, в первую очередь обратите внимание именно на угол продольного наклона оси поворота.

Четвертый, и последний из интересующих нас параметров – это поперечный угол наклона оси поворота. Необходим он для самовыравнивания колес при небольших скоростях, когда продольный угол наклона еще не работает. Благодаря этому параметру при повороте оба колеса немного опускаются относительно кузова, и если автомобиль стоит на поверхности, то его передняя часть приподнимется, дополнительно нагружая элементы подвески и рулевого механизма. Потому, как только вы тронетесь с места, под действием массы автомобиля передние колеса будут стремиться занять исходное прямолинейное движение. Работу этого угла можно наблюдать воочию, сидя в машине и вращая рулевое колесо от упора до упора – передок будет то опускаться, то приподниматься. Заложен этот угол конструктивно и регулировке не подлежит.

Существует еще ряд геометрических параметров подвески и колес автомобиля, но рассматривая их, пришлось бы углубиться в теорию автомобиля, что превратило бы эту статью в нудное цитирование научных работ.

От теории – к практике

На автомобиле после «проезда по неровностям» на печально высокой скорости решили заменить наконечник рулевой тяги: «от греха подальше», как сказал хозяин. Как мы уже выяснили, после почти любых манипуляций с подвеской необходимо проверять углы установки колес. Для этого существуют специальные стенды, суть работы которых одинакова, а вот принцип измерения – различный. На нашей сегодняшней станции используется 3D стенд с камерами и мишенями.

Если камер нет, на колеса навешивают датчики с ИК-связью. Самый простой вариант – с кордовыми датчиками, когда сигналы от них передаются по проводам. Но вернемся к Navara и его углам.

Учитывая высокотехнологичный стенд, справиться с регулировкой сможет и ребенок – предварительно подготовленный, конечно. Сначала на все колеса мы повесили специальные мишени, включили в компьютере стенда начало процесса измерения и выбрали модель. Откатив автомобиль немного назад, прокатили его вперед до установки передних колес на поворотные датчики и зафиксировали педаль тормоза в нажатом положении с помощью специального приспособления.

Все это время компьютер подсказывал мастеру, какие действия и в какой последовательности необходимо выполнять: «Откатите автомобиль назад, прокатите вперед, проверните рулевое колесо до упора влево…» и так далее. Затем на экране появились параметры углов установки колес: зеленый цвет – угол в пределах допустимого; красный – необходима регулировка.

Современный уровень технического совершенства позволяет сделать так, что данные на экран выводятся в реальном времени. Мастеру оставалось только отвернуть стопорную гайку наконечника и, вращая рулевую тягу и глядя на экран, отрегулировать расположение колеса.

Однако так или иначе один параметр может повлиять на другой, а потому, регулируя схождение, можно «увести» в красную зону, например, продольный угол наклона, как произошло в нашем случае. По сути, сегодня именно в этом и заключается филигранность работы мастера: отрегулировать что-то одно так, чтобы не нарушить другое. Стенд же поможет во всем остальном, вплоть до того, в какую сторону необходимо вращать рулевую тягу, чтобы увеличить или уменьшить схождение. Если вам, например, нужно отрегулировать продольный угол – пожалуйста, на экране скажут, на какой угол необходимо провернуть эксцентриковый болт, или же сколько шайб подложить под верхний рычаг, если необходимо отрегулировать развал.

Однако после регулировки даже на таком современном стенде на Наваре выполнили тестовый заезд, чтобы убедиться в нормальном поведении машины на дороге.

Подводя итоги

Подытоживая проделанную работу, хочется в очередной раз сказать, что в автомобиле нет неважных параметров, и если есть указания по обслуживанию, то их необходимо соблюдать. Наглядным примером тому служат как раз углы установки колес, изменение которых даже на минуты, а не градусы, может привести к кардинальной перемене в характере управляемости автомобиля. А это не только сохраненная резина, но и, возможно, чья-то жизнь. Потому тщательно выбирайте станции, на которых собираетесь делать «развал-схождение», и продолжайте совершенствовать себя в познании своего автомобиля.

Опрос

А вы внимаете советам по регулировке развала-схождения?

Всего голосов:

Регулировка сход-развала автомобиля: важность процедуры

На управляемость транспортного средства влияет множество факторов. От конструктивных особенностей автомобиля и его технического состояния зависит поведение железного коня на дороге и, соответственно, безопасность всех участников дорожного движения. Предсказуемость авто во многом зависит и от правильного положения колес. Не важно, на чем передвигается автолюбитель, на БМВ или Запорожце, соотношение между углами развала и схождения должно быть грамотно подобрано, что могут сделать лишь компетентные специалисты, такие как www.bmw-liberum.ru.

Что представляет собой регулировка сход-развала

Развал-схождение – процедура установки колес в нужном положении, индивидуальная для всех транспортных средств.

  1. Развал. Так называется угол, образуемый плоскостью, в которой вращается колесо при прямолинейном движении, и вертикальной осью.

Положительный развал обычно устанавливается на грузовиках. В этом случае верх колес расположен немного дальше друг от друга, чем их нижние части (наклонен наружу). У загруженного автомобиля, как правило, эти расстояния выравниваются. Отрицательный развал чаще всего практикуется у спортивных машин. Такая регулировка, при которой низ колес расположен дальше, чем верх (верхняя часть наклонена к центру авто), помогает обеспечить лучшее преодоление поворотов на больших скоростях.

Если расстояние между верхней точкой колес и нижней одинаково, можно говорить о нулевом развале. В этом случае обеспечивается максимальный эксплуатационный ресурс покрышек.

  1. Схождение. Этим термином обозначается угол, образуемый плоскостью, в которой вращается колесо, и продольной осью авто.

Грамотно подобранные параметры обеспечивают хорошую управляемость машиной в различных скоростных режимах и при преодолении поворотов.

Как определить и на что влияет неправильный сход-развал колес

Задача каждого владельца транспортного средства – его эксплуатация без создания аварийных ситуаций. Во многом безопасность движения зависит от предсказуемости поведения авто на дороге. Неправильная установка колес может привести к ДТП. Кроме этого, повышается нагрузка на подвеску и значительно снижается комфортность управления, так как водителю приходится быть более внимательным и постоянно корректировать положение рулевого колеса, не давая железному коню отклониться от нужного направления. Не стоит забывать и о том, что повышаются расходы на эксплуатацию транспортного средства, так как при неправильно выполненном сход-развале значительно увеличиваются износ резины и потребление автомобилем горючего.

Важно! Специалисты рекомендуют выполнять процедуру регулировки сход-развала каждые 20 тыс. км пробега.

Признаки, указывающие на неправильный сход-развал:

  • Автомобиль может заносить в сторону. Чтобы избежать этого, водителю приходится корректировать положение руля. Если не держать рулевое колесо, машину начинает «уводить» вправо или влево.
  • При вхождении в поворот на маленькой скорости слышен «визг» резины.
  • Рулевое колесо не сразу возвращается в исходное положение после выполнения поворота.

Все перечисленные симптомы являются поводом незамедлительно обратиться к профессионалам www.bmw-liberum.ru для устранения проблемы.

Какие факторы могут спровоцировать социальный коллапс?

Джозеф Кипроп, 19 сентября 2017 г., Общество

Истощение ресурсов во многих случаях может привести к краху общества.

Коллапс общества - это упадок и последующий коллапс общества.Древние цивилизации, которые когда-то были глобальными сверхдержавами, рухнули и исчезли, породив новые сверхдержавы. Общим знаменателем многих древних империй, таких как Персидская империя, Римская империя, викинги, Византийская империя и ацтеки, является то, что все они были глобальными сверхдержавами во время своего расцвета, но всех постигла одна и та же судьба. Несколько факторов вызывают коллапс общества, но главными из них являются истощение ресурсов, иностранное вторжение и стихийные бедствия.

Исчерпание ресурсов

Ресурсы исчерпываются, когда скорость потребления ресурсов намного превышает скорость пополнения ресурсов.Истощение ресурсов особенно сильно сказывается на невозобновляемых ресурсах, таких как горные породы, нефть и газ. Истощение ресурсов - первопричина краха многих цивилизаций в прошлом. Скандинавское поселение в Гренландии бесцеремонно закончилось примерно в 1450 году нашей эры. Точная причина исчезновения норвежцев из Гренландии окончательно не известна, но историки видят вероятную причину истощения ресурсов. Хотя эти норманны (также известные как викинги) славились своими военно-морскими подвигами, а также военным мастерством, они плохо понимали последствия вырубки лесов, поскольку рубили бревна для строительства домов, храмов и других ненужных построек.Усиление вырубки лесов на ограниченном лесном покрове в Гренландии в конечном итоге привело к истощению бревен, в результате чего у норвежцев не осталось древесного угля, необходимого для выплавки железа. Без железа судьба викингов в Гренландии была решена и, должно быть, явилось вероятной причиной их исчезновения.

Истощение ресурсов в современную эпоху

В современных условиях истощение ресурсов рассматривается как наиболее вероятная причина краха современной цивилизации.С начала промышленной революции в 18 веке в Англии мировая экономика полагалась на невозобновляемые ресурсы земли, чтобы подпитывать промышленный рост. Эти полезные ископаемые, на формирование которых потребовались миллионы лет, ежегодно потребляются миллионами тонн, а достижения в области технологий позволяют людям использовать больше ресурсов. Многие ученые теперь полагают, что на Земле вот-вот начнется сокращение производства большей части этих ресурсов, а пик добычи некоторых полезных ископаемых будет наблюдаться уже в середине 21 века.Например, ожидается, что пиковое производство природного газа достигнет в 2023 году, а пиковое производство меди ожидается уже в 2024 году. Одним из важнейших природных ресурсов, необходимых для индустриализации, является нефть, которая является невозобновляемым ресурсом. В то время как технологические достижения позволяют странам открывать месторождения нефти как на суше, так и на море, глобальное потребление ресурсов находится на рекордно высоком уровне, при этом ожидается, что потребление нефти будет продолжать расти по мере того, как экономики потребляют больше нефти.

Пиковая добыча нефти, безусловно, признается многими учеными, что она скоро снизится, и когда произойдет истощение запасов нефти, ожидается, что экономика, которая от нее зависит, рухнет. Вырубка лесов не была проблемой только гренландских викингов, но в современную эпоху вырубка лесов происходит с беспрецедентной скоростью.Вырубка лесов связана с оползнями, которые приводят к человеческим жертвам и гибели имущества и, в конечном итоге, к коллапсу общества. Еще один невозобновляемый ресурс, о котором обычно забывают, - это грунтовые воды. Подземные воды считаются источником 98% пресной воды, используемой во всем мире. Однако в настоящее время подземные воды используются более интенсивно, чем восполняются за счет орошения и охлаждения атомных электростанций. Истощение такого важного природного ресурса, как пресная вода, безусловно, приведет к коллапсу общества в глобальном масштабе.Несмотря на доступные современные средства защиты, такие как опреснение, если тенденция потребления воды сохраняется, то истощение запасов пресной воды, по-видимому, является вопросом «когда», а не «если».

Иностранное вторжение

Иностранное вторжение - одна из главных причин общественного коллапса, свидетелями которых является история. Война почти такая же древняя, как сама цивилизация, когда сообщества, королевства и империи вторгаются друг в друга на протяжении тысяч лет.Многие древние цивилизации исчезли с лица земли после вторжения соседних обществ. Общественный коллапс, вызванный иностранным вторжением, происходит в двух различных процессах; один - это место, где захваченное общество переживает крупномасштабные убийства, ведущие к необратимому сокращению его населения, в то время как другой - где захватывающее общество поглощает вторгшееся общество посредством смешанных браков. Иностранное вторжение - это один из факторов, который, как считается, стоит за крахом Римской империи.Хотя конец Римской империи произошел постепенно и был вызван множеством различных факторов, иностранные вторжения, засвидетельствованные в V веке варварскими захватчиками, безусловно, ускорили падение Империи.

Иностранное вторжение было также засвидетельствовано в Азии, самым разрушительным из которых было нашествие монголов во главе с Чингисханом. Монгольские нашествия связаны с крахом многих цивилизаций в Азии после того, как захватчики убили тысячи людей и нанесли необратимый ущерб населению в России, Китае и на Ближнем Востоке.Историки полагают, что монголы несли прямую ответственность за крах Месопотамии после непоправимого разрушения ирригационной системы королевства. Многие общества рухнули во время распространения ислама на Ближнем Востоке и в Северной Африке, когда исламские армии, в ходе священных войн или джихадов, опустошили местные общины, которые были вынуждены отказаться от своего образа жизни и принять исламскую религию. Европейское вторжение, которое наблюдалось по всему миру между 15 и 19 веками, привело к полному разрушению многих коренных обществ, поскольку европейские державы использовали силу для установления европейского империализма и образования колоний в Азии, Америке и Африке.Последствия европейского вторжения все еще ощущаются во многих коренных общинах в разных частях страны.

Естественные причины

Помимо вмешательства человека, существуют события, вызванные природой, которые также могут привести к коллапсу общества, в том числе некоторые природные явления, произошедшие миллионы лет назад, включая удары гигантских метеоритов, которые привели к исчезновению сотен видов, а человеческая цивилизация - ничто. в сравнении.Царства в средневековой Европе были почти стерты с лица земли после того, как бубонная чума привела к Черной смерти, в результате которой миллионы людей умерли за несколько десятилетий. Чума уничтожила целые общины. Воздействие чумы на население Европы было настолько значительным, что на его восстановление потребовались столетия. Ученые считают, что такие природные явления, как падение гигантского метеора или выбросы гамма-излучения от Солнца, могут стать причиной гибели современной человеческой цивилизации.

  1. Главная
  2. Общество
  3. Какие факторы могут спровоцировать социальный коллапс?
.

Почему распался Советский Союз?

© agustavop — iStock / Getty Images

На 1 января 1991 года Советский Союз был самой большой страной в мире, занимая около 8 650 000 квадратных миль (22 400 000 квадратных километров), что составляло почти шестую часть поверхности суши Земли. Его население насчитывало более 290 миллионов человек, и в его границах проживало 100 различных национальностей. Он также мог похвастаться арсеналом из десятков тысяч единиц ядерного оружия и сферой его влияния, осуществляемой через такие механизмы, как Варшавский договор, который распространялся по всей Восточной Европе.В течение года Советский Союз прекратил свое существование. Хотя с практической точки зрения невозможно определить единственную причину такого сложного и далеко идущего события, как распад глобальной сверхдержавы, в распаде СССР определенно сыграли роль ряд внутренних и внешних факторов.

  • Политический фактор


    Когда Михаил Горбачев был назначен Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) 11 марта 1985 года, его первоочередными внутренними целями было дать толчок умирающей советской экономике и упростить громоздкую экономику. правительственная бюрократия.Когда его первые попытки реформирования не принесли значительных результатов, он ввел политику гласности, («открытость») и перестройки, («реструктуризация»). Первый был призван способствовать диалогу, а второй ввел политику квазисвободного рынка в государственные отрасли. Вместо того, чтобы вызвать возрождение коммунистической мысли, гласность открыла шлюзы для критики всего советского аппарата. Государство потеряло контроль как над СМИ, так и над общественной сферой, и движения за демократические реформы набрали обороты по всему советскому блоку.Перестройка продемонстрировала худшие из капиталистических и коммунистических систем: контроль над ценами был отменен на некоторых рынках, но существующие бюрократические структуры остались на месте, а это означало, что коммунистические чиновники смогли противостоять той политике, которая не приносила им личной выгоды. В конце концов, реформы Горбачева и его отказ от доктрины Брежнева ускорили распад советской империи. К концу 1989 года Венгрия демонтировала свою границу с Австрией, «Солидарность» пришла к власти в Польше, страны Балтии предпринимали конкретные шаги к независимости, и Берлинская стена была свергнута.Железный занавес рухнул, и Советский Союз его не пережил.
  • Экономический фактор


    По некоторым параметрам советская экономика была второй по величине в мире в 1990 году, но нехватка потребительских товаров была обычным делом, а накопление запасов было обычным делом. Было подсчитано, что советская экономика черного рынка составляла более 10 процентов официального ВВП страны. Экономическая стагнация на протяжении многих лет мешала стране, а реформы перестройки только усугубили проблему.Повышение заработной платы поддерживалось печатанием денег, что разжигало инфляционную спираль. Неправильное управление бюджетной политикой сделало страну уязвимой для внешних факторов, а резкое падение цен на нефть поставило советскую экономику в штопор. На протяжении 1970-х и 1980-х годов Советский Союз считался одним из крупнейших мировых производителей энергоресурсов, таких как нефть и природный газ, и экспорт этих товаров играл жизненно важную роль в поддержании крупнейшей в мире командной экономики. Когда нефть упала со 120 долларов за баррель в 1980 году до 24 долларов за баррель в марте 1986 года, этот жизненно важный канал для внешнего капитала иссяк.Цена на нефть временно подскочила после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 года, но к тому моменту распад Советского Союза уже шел полным ходом.
  • Военный фактор


    Широко распространено мнение, что советские расходы на оборону резко увеличились в ответ на президентство Рональда Рейгана и такие предложения, как Стратегическая оборонная инициатива. Фактически, советский военный бюджет имел тенденцию к увеличению, по крайней мере, с начала 1970-х годов, но западные аналитики остались с лучшими предположениями относительно точных цифр.Внешние оценки советских военных расходов варьировались от 10 до 20 процентов ВВП, и даже в самом Советском Союзе было трудно произвести точный учет, потому что военный бюджет включал в себя различные правительственные министерства, у каждого из которых были свои конкурирующие интересы. Однако однозначно можно сказать, что военные расходы неизменно не зависели от общих экономических тенденций: даже когда советская экономика отставала, вооруженные силы оставались хорошо финансируемыми. Кроме того, когда дело касалось талантов в области научных исследований и разработок, приоритетом были военные.Технологические новаторы и потенциальные предприниматели, которые могли бы помочь поддержать частичный переход Горбачева к рыночной экономике, вместо этого направлялись в оборонную промышленность.
  • Афганистан


    Помимо бюджетных вопросов, участие Советского Союза в Афганистане (1979–1989 гг.) Было ключевым военным фактором распада СССР. Советская армия прославилась своей ролью во Второй мировой войне и жизненно важным инструментом в репрессии венгерской революции и Пражской весны привели в трясину региона, известного как Кладбище империй.В 10-летней оккупации участвовало около миллиона советских военнослужащих, около 15 000 человек были убиты и еще тысячи были ранены. Более миллиона афганцев, в основном мирных жителей, были убиты, и по крайней мере 4 миллиона человек стали вынужденными переселенцами в результате боевых действий. Армия, которая победила Гитлера и подавила инакомыслие во время холодной войны, оказалась разочарованной моджахедами, вооруженными американскими ракетами класса "земля-воздух". Пока правительство контролировало прессу, разногласия по поводу войны в Афганистане оставались приглушенными, но гласность открывала дверь для озвучивания повсеместной усталости от войны.Армия, возможно, самый сильный противник реформаторских усилий Горбачева, оказалась в тупике в Афганистане и потеряла все рычаги воздействия, которыми она могла бы сдерживать продвижение перестройки. В советских республиках афганцев (ветераны афганского конфликта) агитировали против того, что они воспринимали как войну с Москвой. Многие солдаты из республик Средней Азии чувствовали более тесные этнические и религиозные связи с афганцами, чем с русскими, и протесты были широко распространены.В европейских республиках раскол с Москвой был еще более драматичным. На Украине вспыхнули антивоенные демонстрации, в то время как оппозиционные силы в прибалтийских республиках рассматривали войну в Афганистане через призму российской оккупации их собственных стран. Это подпитало сепаратистские движения, которые, в основном, бесконтрольно, продолжили провозглашать независимость всеми тремя странами Балтии в 1990 году.
  • Социальный фактор


    31 января 1990 года McDonald’s открыл свой первый ресторан в Москве.Образ Золотых арок на Пушкинской площади казался триумфом западного капитализма, и покупатели выстраивались вокруг квартала, чтобы впервые попробовать Биг Мак. Но такая демонстрация не была редкостью в последние годы существования Советского Союза; Так же долго москвичи стояли в очереди за утренними выпусками либеральных газет. Гласность действительно привела к появлению новых концепций, идей и опытов, и советские граждане стремились их изучить - будь то пожирание эссе о демократизации ведущих политических философов или погружение в рыночную экономику в западном стиле. быстрое питание.В 1984 году Эдуард Шеварднадзе сказал Горбачеву: «Все гнилое. Это нужно изменить ». Ощущение не было чем-то необычным. Советская общественность была возмущена широко распространенной коррупцией, свойственной советскому государству. Цель Горбачева - гласность и перестройка - это не что иное, как трансформация советского духа, новый договор между советским режимом и его народом. Главный советник Горбачева Александр Яковлев описал стоящие перед ними задачи: «Главный вопрос сегодня - это не только экономика.Это только материальная сторона процесса. Суть дела в политической системе ... и ее отношении к человеку ». В конце концов, напряженность между недавно наделенными полномочиями гражданами и советским государством с подорванным доверием оказалось слишком сильным, чтобы его можно было преодолеть, и последняя попытка переворота со стороны коммунистических сторонников жесткой линии разрушила Советский Союз.
  • Ядерный фактор


    На протяжении "холодной войны" Советский Союз и США балансировали на грани взаимного ядерного уничтожения.Однако немногие думали, что Советский Союз будет разрушен в результате инцидента с гражданской атомной станцией. Горбачев находился у власти чуть больше года, когда 26 апреля 1986 года взорвался реактор 4-го блока Чернобыльской АЭС в Припяти (ныне Украина). В результате взрыва и последующих пожаров выпало в 400 раз больше радиоактивных осадков, чем от атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Официальный ответ на катастрофу стал бы проверкой доктрины открытости Горбачева, и в этом отношении гласность оказалась бы фатальной.Официальные лица Коммунистической партии оперативно скрыли информацию о серьезности бедствия, вплоть до приказа о проведении первомайских парадов и празднований в пострадавшем районе в соответствии с планом, несмотря на известный риск радиационного облучения. Западные сообщения об опасно высоких уровнях переносимой ветром радиоактивности были отвергнуты как сплетни, в то время как аппаратчики незаметно собирали счетчики Гейгера в классах естественных наук. Рабочие наконец смогли взять под контроль утечку радиации 4 мая, но Горбачев не сделал официального заявления для общественности до 14 мая, через 18 дней после катастрофы.Он охарактеризовал инцидент в Чернобыле как «несчастье» и назвал освещение в западных СМИ «крайне аморальной кампанией» «злонамеренной лжи». Со временем пропаганда коммунистической партии все больше расходилась с повседневным опытом тех, кто находился в зоне заражения и сталкивался с физическими последствиями радиационного отравления. Доверие к советской системе было подорвано. Спустя десятилетия Горбачев отметил годовщину катастрофы, заявив, что «даже больше, чем мой запуск перестройки, [Чернобыль], возможно, был реальной причиной распада Советского Союза пятью годами позже.”
.

Что было бы, если бы Интернет рухнул?

Хорошие новости - полный крах Интернета был бы почти невозможен. Интернет - это не волшебный ящик с переключателем включения / выключения. Это даже не физическая вещь. Это набор физических вещей, и он постоянно меняется. Интернет не одно и то же от момента к моменту - машины всегда присоединяются к Интернету или покидают его.

Некоторые части Интернета могут отключиться.Фактически, это происходит постоянно. Будь то конкретный сервер, который выходит из строя и нуждается в перезагрузке или замене, или кабель под океаном зацепляется якорем, есть события, которые могут нарушить работу Интернета. Но эффекты имеют тенденцию быть изолированными и временными.

Объявление

Хотя существует такая вещь, как магистраль Интернета - совокупность кабелей и серверов, по которым передается основная часть данных по различным сетям - она ​​не централизована.Нет вилки, которую можно вытащить из розетки, или кабеля, который можно перерезать, который повредил бы Интернет. Чтобы Интернет испытал глобальный коллапс, либо протоколы, позволяющие машинам обмениваться данными, должны были бы перестать работать по какой-либо причине, либо самой инфраструктуре должен был бы быть нанесен огромный ущерб.

Поскольку протоколы вряд ли перестанут работать спонтанно, мы можем исключить такую ​​возможность. Что касается сценария массового ущерба - это могло произойти.Астероид или комета могут столкнуться с Землей с достаточной силой, чтобы разрушить значительную часть инфраструктуры Интернета. Подавляющее гамма-излучение или электромагнитные колебания, исходящие от Солнца, также могут помочь. Но в этих сценариях сама Земля превратилась бы в безжизненную громадину. На этом этапе не имеет значения, сможете ли вы войти в MySpace или нет.

Положительный способ взглянуть на это - осознать, что мужчины и женщины, которые помогали создавать Интернет, создали удивительный инструмент, который отличается удивительной стабильностью.Даже когда в некоторых разделах Интернета возникают технические неполадки, остальные продолжают работать в обычном режиме. Хотя коллапс Интернета стал бы катастрофой, вам не о чем беспокоиться.

Узнайте больше, перейдя по ссылкам на следующей странице.

.

Определение коллапса Merriam-Webster

коллапс | \ kə-ˈlaps \

непереходный глагол

1 : резко и полностью упасть или сжаться вместе : упасть в беспорядочную или сплющенную массу под действием внешнего давления кровеносный сосуд, который рухнул

2 : , чтобы полностью разрушиться : распался ... его корпус рухнул в массу юридических обломков ... - Эрл Стэнли Гарднер

3 : прогнуться или упасть или уступить Мост рухнул.

4 : внезапно потерять силу, значимость, эффективность или ценность опасения, что валюта может рухнуть

5 : , чтобы потерять жизненную энергию, выносливость или самоконтроль из-за истощения или болезни Она пришла с работы и упала на диван. особенно : , чтобы упасть беспомощно или потерять сознание. Он упал на сцену во время выступления.

6 : , чтобы сложить в более компактную форму стул, который разрушает клюшку для гольфа, которая может поместиться в дорожную сумку

переходный глагол

1 : вызвать свертывание здания рухнули в результате землетрясения. Он долго стоял на коленях, сначала наблюдая за заливом внизу, затем, разрушив подзорную трубу, положил руки на ноги в задумчивой позе.- Хизер Данбойн

2 : объединить коллапс из нескольких этажей в один

1a : упадок жизненной энергии, силы или выносливости психический коллапс

b : состояние крайней прострации и физической депрессии (как из-за недостаточности кровообращения или большой потери жидкости организма)

c : безвоздушное состояние всего или части легкого, возникшее спонтанно или вызванное хирургическим путем

2 : акт или действие обрушения, разрезание многих веревок для палаток, обрушение полотна - Редьярд Киплинг 3 : внезапный отказ : поломка, крах правительства

4 : внезапный потеря силы, ценности или эффекта крах уважения к древним законам и обычаям - Л.Лики С. Б.

.

Каким образом крах Lowcostholidays повлияет на ваши планы путешествий? Ответы на ваши вопросы

Шокирующий крах Lowcostholidays поверг в смятение планы путешествий сотен тысяч людей.

У онлайн-туристической компании было 27 000 пассажиров, уже находящихся за границей, и еще более 110 000 пассажиров, которые с нетерпением ждут, чтобы узнать, смогут ли они путешествовать в ближайшие месяцы.

Так как это повлияет на тех, кто заказал через фирму? Получат ли они отпуск или даже деньги обратно?

Вот ответы на ваши вопросы.

3

Кредит: lowcostholidays.com

На кого влияет коллапс?

Любой, кто забронировал отдых у любого из брендов Lowcostholiday, таких как Lowcosttravelgroup Ltd, Lowcostholidays Spain, Hoteling.com и Lowcostbeds.com A.G.

Что происходит с отдыхающими, которые уже находятся за границей?

По словам администратора Смита и Уильямсона, ваши авиабилеты должны оставаться действительными на обратный рейс.

Однако ваш отель может потребовать оплату, даже если вы выложили полную сумму на Lowcostholidays, и то же самое касается транспорта обратно в аэропорт в конце вашего пребывания.

Советуем хранить все свои квитанции и посмотреть, сможете ли вы потребовать возмещения этих расходов в страховой компании или в фирме, выпускающей кредитную карту.

3

Семьям грозит удар, когда они готовятся к ежегодному отпуску Фото: Getty Images

Получат ли отпуск клиенты, которые еще не путешествовали?

Туристической фирме придется потратить деньги на ваши авиабилеты, когда они были забронированы, поэтому Смит и Уильямсон говорят, что они все еще будут действительны.Однако если вы не получили подтверждение о рейсе, вам следует связаться с авиакомпанией, чтобы убедиться в этом.

Опять же, отели и трансферы, скорее всего, будут отменены без возврата денег, поэтому вам нужно будет перебронировать или найти альтернативное жилье.

Покрывается ли это страховкой путешествий?

Вы можете быть застрахованы своей туристической страховкой, если вы ее уже оформили, но большинство полисов не распространяется на банкротство туристической фирмы.

Проверьте свой полис и убедитесь, что у вас есть квитанции.

«Я узнал об этом в Facebook»

Ярость отдыхающих после того, как они оказались в беде из-за банкротства бюджетной туристической фирмы

СТРАХОВАНИЯ ОТДЫХА

Десятки тысяч людей потеряют деньги на летних каникулах после того, как бюджетная туристическая фирма Lowcostholidays сбросила деньги

Bug Busting

Носить черное и пить пиво… это семь вещей, которые делают вас мишенью для комаров

Exclusive

«они никогда не бронировали рейс»

Возмущение по поводу рейсов и отелей, которые были неправильно проданы обреченной бюджетной туристической фирмой

Exclusive

«ее выгнали с улиц»

Британский подросток застрял на Ибице после банкротства туристической фирмы Lowcostholidays, преследуемый отелем за счет в 800 фунтов стерлингов

Смогут ли клиенты, оплатившие картой, получить возврат?

Если вы платили кредитной картой, ответ - да.

Согласно moneysavingexpert.com, если что-либо, что вы покупаете, стоит более 100 фунтов стерлингов на человека, фирмы, выпускающие кредитные карты, несут солидарную ответственность с розничными продавцами в случае банкротства фирмы в соответствии с разделом 75 Закона о потребительском кредите, поэтому вы должны вернуть свои деньги.

Некоторые поставщики дебетовых карт предоставляют услугу «Возврат платежа», то есть вы можете потребовать возврат денег, но это не требование закона. Спросите в своем банке.

3

Могли бы вы остаться без средств после бронирования в Lowcostholidays? Кредит: Alamy

Выплачивают ли компании Atol и Abta компенсацию?

Lowcostholidays не является британской фирмой, которая переехала в Испанию в 2103 году.Следовательно, он не охвачен схемами защиты Великобритании и не является членом Лицензии организатора авиаперелетов (Atol) или Ассоциации британских туристических агентов (Abta).

Однако, если вы забронировали и отель, и рейс, у вас также может быть возможность потребовать возмещение от Govern de les illes Balears, регулирующих органов Испании, где базировалась компания.

Покроет ли администратор убытки?

Любая прибыль, оставшаяся после краха, должна быть разделена между кредиторами, чтобы вы могли попытаться подать иск.

На самом деле, однако, таким образом вы, скорее всего, получите мало или совсем ничего.

.

Смотрите также